На обложке изображен Джон Роджерс Сёрл (1932), американский философ.
Джон Сёрл родился в Денвере (США)
в семье инженера-электрика и врача. В годы Второй мировой войны
его семья жила в разных городах Восточного побережья, где Джон сменил
несколько средних школ. Затем он отучился в Висконсинском университете,
а после получения Родсовской стипендии — в колледже Крайст-черч
Оксфордского университета у Джона Остина. Некоторое время научная
деятельность Джона Сёрла была направлена на уточнение и дальнейшее
развитие теории речевых актов его учителя. Часто, говоря об этом периоде его
научной деятельности, его называют продолжателем идей Остина.
В 1980-е годы интересы Сёрла сместились
в область философии сознания и мышления, он стал наряду с Дэниелом
Деннетом и Хилари Патнэмом ведущим специалистом по философским аспектам
искусственного интеллекта.
До получения своей докторской степени
в Оксфорде он работал преподавателем философии. С 1967 года Сёрл был
профессором в Калифорнийском университете в Беркли, а также
возглавлял отделение философии. В качестве приглашенного профессора он
читал лекции в университетах многих стран мира.
Согласно Сёрлу, речевые акты не существуют
сами по себе — именно благодаря связи с сознанием они способны
представлять («репрезентировать») существующие в мире вещи. Теория
репрезентативного содержания языка должна основываться на соответствующей
теории сознания. Сёрл использует в этой связи понятие интенциональности,
то есть направленности сознания на предметы. Носителями интенциональности он
в противовес традиционным теориям считает не убеждения и желания,
а восприятия и действия.
В ходе дебатов, вызванных его теорией,
Сёрл выдвинул тезис, что в интенциональном содержании восприятий имеется
момент саморефлексии: если, например, человек видит дерево, то само содержание
этого визуального восприятия предполагает существование дерева. Кроме того,
философ полагает, что интенциональные содержания могут быть поняты только на
неинтенциональной основе практических навыков и способностей.
Основываясь на своих взглядах на
интенциональность, Сёрл в книге «Переоткрытие сознания» (1992) описывает
свой взгляд на сознание. Он считает, что, начиная с бихевиоризма,
значительная часть современной философии пытается отрицать существование
сознания.
Сёрл считает, что философия оказалась
в положении ложной дихотомии: с одной стороны, мир состоит лишь из
объективных частиц, с другой — сознание обладает субъективным опытом
от первого лица. Сёрл же говорит, что обе позиции верны: сознание является
реальным субъективным опытом, вызванным физическими процессами в мозге.
Эту позицию он предлагает называть биологическим натурализмом.
Следствием биологического натурализма
является то, что если мы хотим создать сознательное существо, то нам необходимо
воссоздать физические процессы, вызывающие сознание. Позиция Сёрла, таким
образом, противоречит взглядам на «сильный ИИ», заключающимся в том, что
как только у нас появится определенная программа на компьютере, мы сможем искусственно
воссоздать сознание. В 1980 году Сёрл представил аргумент «китайской комнаты»,
целью которого является доказательство ложности взглядов на сильный ИИ.
Суть этого аргумента заключается в следующем.
Представим, что человека, не знающего китайский язык, поместили в отдельную
комнату, в которой находятся кубики с иероглифами. Человек не знает
иероглифов, но у него есть инструкция на английском языке, которая
говорит, какой кубик надо брать и какой кубик надо выдавать в ответ
на определенные запросы, приходящие извне.
Скажем, на обращение «Сколько вам лет?» человек
смотрит в инструкцию на английском языке, в этой инструкции говорится
о том, что необходимо взять определенный кубик и положить его
в определенное место. Если человек успешно манипулирует этими кубиками, то
на выходе мы будем получать ответы на китайском языке, то есть китаец, который
будет наблюдать за этим экспериментом, увидит, что ответы получаются в общем
осмысленными. Но сам человек в этой комнате никогда не будет знать, что же
он сказал, что он сделал: он по-прежнему не будет понимать китайский язык.
Сёрл славится своей прямотой. Известны
случаи, когда он пытался срывать не нравящиеся ему доклады на конференциях,
взобравшись на сцену или критикуя докладчика с места. При этом ученый
столь же критичен к самому себе. Он признает свою некомпетентность
в истории философии, в частности, свое полное незнакомство с произведениями
Канта, Лейбница и Спинозы и очень плохое знакомство с творениями
Платона и Аристотеля. При этом Сёрл утверждает, что собственное невежество
помогает ему в его профессиональной деятельности, поскольку, по его
словам, известные философы зачастую не столько решали сложные проблемы, сколько
создавали их.
Девятнадцатого июня 2019 года после
дисциплинарного разбирательства, проведенного Отделом по предупреждению
притеснений и дискриминации (OPHD), президент Калифорнийского университета
Беркли Джанет Наполитано одобрила рекомендацию об аннулировании статуса эмерита
у Джона Сёрла. Отзыв статуса означает, что Сёрл не может быть более
ассоциирован каким-либо образом с университетом, и его доступ
в помещения университета ограничен до уровня обычного гостя.
Тем не менее Джон Сёрл является членом
Американской академии гуманитарных и точных наук и почетным доктором
ряда университетов.