Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Наемничество и частные военные (охранные) предприятия: вопросы правовой регламентации

Юриспруденция
07.06.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Морозов, М. Д. Наемничество и частные военные (охранные) предприятия: вопросы правовой регламентации / М. Д. Морозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 342-346. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126431/.


В современном мире прослеживается тенденция по сокращению традиционных регулярных армий и переходу к использованию в вооруженных конфликтах частных лиц. Ни один вооруженный конфликт в настоящее время не обходится без участия в нем наемников или частных военных (охранных) предприятий, которые демонстрируют большую эффективность и техническую оснащенность по сравнению с регулярными армиями, чем и вызывается интерес к рассмотрению вопроса о правовом регулирования деятельности указанных выше субъектов, об их правовом статусе.

В настоящее время наемники и частные военные (охранные) предприятия активно используются Вооруженными силами Украины в вооруженном конфликте с Российской Федерацией. С 24.02.2022 на территорию Украины по официальным источникам прибыло около 7282 наемников из 62 стран [1, С. 115]. По информации МИД РФ на стороне Украины в боевых действиях принимают такие частные военные предприятия как ЧВК Mozart Group, Academi, Dyn Corp International, Cubic Corporation, Forward Observations Group [1, С. 115]. В основном все они привлекаются для различных целей, в частности для обучения украинских военнослужащих правилам ведения военных действий в различных условиях, на различной местности, правилам ведения диверсионных операций, для нападения на колонны российских военной техники и для многих других незаконных действий, включая для непосредственного участия в боевых действиях.

Происходящие в современном мире события, выражающиеся в появлении различных очагов вооруженных конфликтов, позволяют выделить следующие имеющиеся на данный момент времени формы приватизации применения силы, которым государства отдают свое предпочтение:

1) традиционное наемничество:

— индивидуальное наемничество;

— деятельность незаконных вооруженных формирований входе внутригосударственных или межгосударственных конфликтов;

2) экспорт услуг частными военными и охранными предприятиями различным субъектам, как государственным, так и негосударственным [4, С. 235–236].

Если традиционное наемничество попадает под сферу регулирования Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 1949 г. и Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 1989 года, то деятельность частных военных и охранных предприятий является, по мнению некоторых правоведов, новой разновидностью наемничества, не имеющей надлежащей правовой регламентации на международном уровне, что вызывает трудности при определении правового статуса участников таких организаций.

Правовой статус наемника как субъекта наемнической деятельности, посягающей на мир и безопасность человечества, определяется в международном праве в виде совокупности следующих обязательных признаков:

— лицо должно быть завербовано одной из сторон-участниц конфликта;

— лицо должно непосредственно принимать участие в боевых действиях;

— лицо должно преследовать корыстную цель — получение материального вознаграждения, которое значительно превосходит размер вознаграждения комбатанта;

— лицо не должно состоять в постоянной политико-правовой связи со стороной — участницей конфликта и не проживать постоянно на его территории;

— лицо не должно входить в состав регулярной армии одной из сторон-участниц конфликта;

— лицо не должно быть направлено нестороной конфликта для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его регулярной армии [8].

На данный момент ни один международно-правовой акт не содержит определения частных военных и охранных предприятий, их участников, присущих им признаков, в связи с чем, видится правильной точкой зрения, что их правовой статус должен определяется в каждом конкретном случае, что вызывает определенные трудности на практике.

Многие правоведы придерживаются мнения, что участники частных военных и охранных предприятий в большей степени похожи на наемников [2, С. 10–18]. В качестве обоснования данной позиции приводятся следующие доводы, основанные на выделении некоторых общих признаков между ними: участники частных военных и охранных предприятий получают вознаграждение превышающее вознаграждение комбатантов, принимают участие в вооруженных конфликтах с корыстной целью.

При этом следует отметить, что для признания участника частных военных и охранных предприятий в качестве наемника необходимо, чтобы соблюдались все признаки, указанные выше, а не только часть из них [10, С. 120–121].

Участию частных военных и охранных предприятий в боевых действия предшествует заключение контракта между ними и стороной-участницей конфликта, которой может быть как государство, так и международная организация, что является одним из способов вербовки.

Такие контракты могут заключаться не только с участниками частных военных и охранных предприятий, являющимися иностранными гражданами третьих государств, не вовлеченных в конфликт, но и с гражданами, которые проживают на территории государства-стороны конфликты и имеют его гражданство, что свидетельствует о том, что отсутствие постоянной политико-правовой связи либо постоянного места жительства на территории государства-участника боевых действия не является обязательным для них признаком.

В связи с тем, что деятельность частных военных и охранных предприятий является весьма разнообразной, то нельзя достоверно утверждать, что они всегда принимают участие в боевых действиях. Помимо этого, они могут осуществлять разведку, сбор информации, оперативную поддержку, материальное и техническое обеспечение, подготовку регулярных армий и другие действия, не связанные с непосредственным участием в боевых действиях.

Участие частных военных и охранных предприятий в боевых действиях обусловлено корыстной целью, стремлением получить материально вознаграждения, которое будет значительно превышать вознаграждение военнослужащего регулярной армии.

Еще одним признаком, сближающим участников частных военных и охранных предприятий и наемников, является их невключение в личный состав регулярной армии стороны конфликта. Согласно одной из позиций, участники частных военных и охранных предприятий могут пополнять ряды регулярных армий, входит в их состав, но при условии наличия лицензии, выданной в соответствии с национальным законодательством, которое предусматривает такого рода возможность [11, С. 183].

Еще одной, но менее распространенной, точкой зрения является признание участников частных военных (охранных) предприятий в качестве комбатантов.

В рамках международного права можно выделить несколько способов получения статуса комбатанта. Один из них прослеживается в ст. 43 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 1949 г., согласно которой для признания лица в качестве комбатанта необходимо, чтобы оно состояло в рядках регулярной армии, входило в ее состав. Совершив это действие, лицо получает право на законное участие в боевых действиях и статус военнопленного, в случае попадания в плен [3, С. 80]. Решение о вхождении в личный состав вооруженных сил принимается государством, поэтому некоторые правоведы считают, что теоретически участники частных военных и охранных предприятий могут входить в состав вооруженных сил, но практических примеров такого решение государств в настоящее время не имеется.

Еще одним способ приобретение статуса комбатанта вытекает из целого ряда норм международного права, содержащихся в ст. 10 Брюссельской декларации от 1874 г., ст. 2 приложения к Гаагской конвенции от 1907 г., п. 6 ст. 4 А Третьей Женевской конвенции от 1949 г., из которых следует, что лица будут признаваться комбатантами, если будут отвечать следующей совокупности требований: при приближении врага внезапно, по собственной инициативе берут оружие для оказания сопротивления противнику, который вторгся на их территорию, не успев сформироваться в регулярную армию, если они носят открыто оружие и соблюдают законы и обычаи ведения войны. Учитывая сказанное выше, следует, что данное правило к участникам частных военных и охранных предприятий не применимо, поскольку предшествующий их участию в боевых действия заключенный контракт не позволяет охарактеризовать из действия как внезапные и стихийные [10, С. 123].

Третий способ приобретение статуса комбатанта можно выделить из следующих международных актов: ст. 1 приложения к Гаагской конвенции от 1907 г., п. 2 ст. 4 А Третьей Женевской конвенции от 1949 г., согласно которым для признания лиц комбатантами необходимо соблюдение ими следующих условий:

— наличие органа управления, которое будет нести ответственность за действия своих подчиненных;

— наличие определенного и хорошо просматриваемого знака, который позволяет их выделять среди других участников вооруженных конфликтов;

— наличие оружия, которое носится открыто;

— соблюдение норм международного права, законов и обычаев войны [6].

При соблюдении данных требований участники вооруженных и охранных предприятий могут рассматриваться в качестве комбатантов.

В некоторых ситуациях участники частных военных и охранных предприятий могут иметь статус гражданских лиц (некомбатантов), поскольку они могут входить в состав вооруженных сил, оказывая им помощь и не участвуя непосредственно в боевых действиях.

В соответствии с п. 4 ст. 4 А Третьей Женевской конвенции от 1949 г. к некомбатантам относятся лица, которым одно из государств-сторон конфликта разрешило следовать за регулярной армией без вхождения в ее состав [9]. Данные лица не принимают участия в боевых действиях, что в целом характерно в некоторых случаях и для участников частных военных и охранных предприятий в связи с их многообразной деятельностью.

В настоящее время правовое регулирование деятельности частных военных и охранных предприятий только зарождается на международном уровне.

Деятельность частных военных и охранных компаний на территории иностранных государств регулируется «локальными актами» частных военных и охранных предприятий, которые носят название «корпоративных Кодексов поведения и деятельности частных военных и охранных предприятии», фактически имеет место саморегулирование с их стороны. Данные «локальные» акты касаются различных сторон их деятельности и подготовки, содержат требования по соблюдения норм международного и национального законодательства [5, С. 81–82].

Большое значение в развитии правового регулирования частных военных и охранных предприятий имеют международные инициативы, среди которых в сфере саморегулирования частных военных и охранных предприятий можно выделить Документ Монтре, который был разработан 17.09.2008 в рамках Швейцарской инициативы. Данный документ носит рекомендательный характер, не содержит императивных правовых норм, не порождает обязательств и преследует следующие цели:

— содействовать межгосударственному обсуждению вопросов и проблем, возникающих в связи с применением частных военных (охранных) предприятий;

— подтвердить и уточнить существующие обязательства государств и других действующих лиц по международному праву, в частности по международному гуманитарному праву и праву, касающемуся прав человека;

— проанализировать и разработать эффективную практику, регулятивные модели и другие соответствующие меры на национальном и, возможно, региональном или международном уровнях с целью оказать содействие государствам в соблюдении и обеспечении уважения международного гуманитарного права и права, касающегося прав человека [7].

Еще одним документом рекомендательного характера является Международный кодекс поведения частных компаний, оказывающих услуги в сфере безопасности, разработанный 09.11.2010 в рамках все той же Швейцарской инициативы. Объектом регулирования данного кодекса являются частные военные и охранные предприятия, а не на государства. Он содержит общие принципы их работы, которые не носят общеобязательного характера, предусматривает создание надзорного органа и механизма отчетности. Данный кодекс закрепляет общие правила поведения участников частных военных и охранных предприятий, обобщает их обязанности в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого они действуют [4, С. 238].

В июле 2010 года Советом по правам человека был опубликован Проект возможной Конвенции о частных военных и охранных предприятиях, подготовленный в рамках Рабочей группы.

Целью данного международного правового акта является создание международных стандартов для государств-участников, позволяющих регулировать деятельность частных военных и охранных предприятий, их участников, формирование на международном уровне надзорного механизма, а не запрет их деятельности, поскольку наличие у государства монополии на применение насилия не лишает его права наделять субъектов определенными полномочиями по применению силы, но такое делегирование должно происходить в соответствии с нормами международного права и международными стандартами.

В Проекте возможной Конвенции предлагается:

1) подтвердить и усилить ответственность государств за применение силы и вновь заявить о важности монопольного права государств на законное применение силы;

2) определить те функции, которые являются сугубо государственными функциями и ни при каких обстоятельствах не могут передаваться на внешний подряд частным военным и охранным предприятиям;

3) ввести ограничения на применение силы и огнестрельного оружия частными военными и охранными предприятиями в соответствии с международными нормами в области прав человека;

4) просить государства-участники разработать паушальные режимы лицензирования и регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий и их субподрядчиков, а также надзора за ней;

5) содействовать развитию международного сотрудничества между государствами в области лицензирования и регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий, а также надзора за ней;

6) установить повышенную ответственность государств, в которых зарегистрированы частные военные и охранные предприятия, за экспорт военных и охранных услуг таких предприятий, зарегистрированных и получивших лицензии в их странах;

7) просить государства проведения операций частными военными и охранными предприятиями обеспечить эффективный контроль за деятельностью иностранных частных военных и охранных предприятий, действующих на их территории;

8) составить, на основе информации, предоставленной государствами-участниками, международный реестр частных военных и охранных предприятий;

9) создать комитет по регулированию деятельности частных военных и охранных предприятий и надзору и контролю за ней в соответствии с процедурами, предусмотренными договорах по правам человека, для осуществления контроля за принятыми государствами-участниками мерами по выполнению конвенции [5, С. 84].

В целом данный Проект является весьма объемным, но четко и качественно проработанным юридическим документом, принятие которого могло бы решить имеющиеся в настоящее время проблемы, связанные с недостаточной регулируемостью частных военных и охранных предприятий.

Из изложенного выше, следует, что отсутствие законодательного закрепления определения частных военных и охранных предприятий на международном уровне привело к возникновению проблемы: правовое положение участника частных военных и охранных предприятий является неопределенным, он, собственно как и сами частные военные и охранные предприятия, находятся в своего рода «правовом вакууме», занимая промежуточное положение между комбатантами и наемниками, лицами, имеющими законное право применять силу в боевых действиях, и преступниками, посягающими на мир и безопасность человечества [3, С. 80]. Нормы международного права в настоящее время связывают их определение с целым рядом квалифицирующих признаков и условий, наличие которых подчас невозможно установить на месте и которые могут варьироваться в различных ситуациях применительно к одному и тому же субъекту.

Саморегулирование деятельности частных военных и охранных предприятий не является эффективным, поскольку в силу отсутствия обязательного характера многие предприятия лишь декларируют формальную приверженность принципам, заложенным в Кодексах и документах, разработанных в рамках международных инициатив. Кроме того, оно не позволяет на должном уровне реагировать на нарушения прав и свобод человека, которые могут происходить при оказании ими военных и охранных услуг, пресекать их.

Видится необходимым принятие международной конвенции, регулирующей деятельность частных военных и охранных предприятий, что позволило бы создать правомерные гарантии их деятельности, урегулировать их функции и использования персонала в интересах отдельных субъектов международного права, выработать свойственные им признаки. Однако работа в этом направлении ведется, происходит признание значимости и нормативное закрепление требований, предъявляемых к частным военным и охранным предприятиями, что свидетельствует о постепенном оформлении процесса их легитимизации.

Литература:

  1. Алаудинов, А. А. Роль частных военных компаний и добровольческих формирований в военном конфликте на Украине как части гибридной войны коллективного Запада против России / А. А. Алаудинов // Государственное управление. Электронный вестник. — 2024. — № 107. — С. 115–134. — URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 04.06.2025).
  2. Башкиров, Н. Международно-правовые аспекты использования частных военных компаний / Н. Башкиров // Зарубежное военное обозрение. — 2013. — № 8. — С. 10–18.
  3. Бахарева, Д. А. Проблемы квалификации наемничества в Российской Федерации / Д. А. Бахарева, В. В. Николаев, В. А. Перов // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVIIмежд. науч. –практ. конф. — № 6 (77). — М.: Изд. «МЦНО», 2023. — С. 76–83.– URL: https://www.elibrary.ru(дата обращения: 04.06.2025).
  4. Волеводз, А. Г. Международно-правовое регулирование деятельности частных военных и охранных предприятий (ЧВОП): современный этап международного правотворчества / А. Г. Волеводз // Библиотека криминалиста. Научный журнал. — 2012. — № 1. — С. 233–251. — URL: https://www.elibrary.ru(дата обращения: 04.06.2025).
  5. Волеводз, А. Г. Проблемы, принципы и перспективы международно-правового регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий / А. Г. Волеводз // Вестник МГИМО-Университета. — 2010. — № 3 (12). — С. 78–88. — URL: https://www.elibrary.ru(дата обращения: 04.06.2025).
  6. Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны: международный договор от 18.10.1907 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.06.2025).
  7. Документ Монтрё: О соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооружённого конфликта // Международный Комитет Красного Креста; Швейцарская Конфедерация, Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии, Управление международного права. — Москва: Международный Комитет Красного Креста, 2011. — 50 с.
  8. Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов: международный договор от 08.06.1977 // Кодекс: справочная правовая система. — URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 04.06.2025).
  9. Женевская конвенция об обращении с военнопленными: международный договор от 12.08.1945 // Кодекс: справочная правовая система. — URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 04.06.2025).
  10. Королькова, Е. Е. Международно-правовое регулирование деятельности частных военных и охранных компаний: специальность 12.00.10 «Международное право, Европейское право»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Королькова Елена Евгеньевна; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. — Москва, 2019. — 212 с.
  11. Котляров, И. И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов (основные теоретические проблемы и практика): монография / Котляров И. И. — Москва: Юрлитинформ, 2013. — 285 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 342-346):
Часть 5 (стр. 297-359)
Расположение в файле:
стр. 297стр. 342-346стр. 359

Молодой учёный