В статье представлены основные результаты исследования эмоционального отношения к обучению младших школьников в различных образовательных средах. Респондентами были 149 учащихся 3–4 классов: 78 учащихся 3-х классов (38 мальчиков, 40 девочек); 71 учащийся 4-х классов (35 мальчиков, 36 девочек), 10 учителей. Результаты исследования позволили описать особенности эмоционального отношения к учению младших школьников в различных образовательных средах. Сделаны выводы о различиях эмоционального отношения к обучению младших школьников в различных образовательных средах.
Ключевые слова: эмоциональное отношение к обучению, учебная мотивация, образовательная среда, карьерная образовательная среда, творческая образовательная среда.
В рамках достижения личностных результатов младших школьников, учитывая ведущую деятельность возраста, особое внимание необходимо обратить на формирование эмоционально-мотивационной сферы учеников, в частности, на учебную мотивацию и эмоциональное отношение к учению. Одним из ключевых факторов формирования эмоционального отношения к учению является организация оптимальной образовательной среды младших школьников.
Большинство исследователей уверенны в том, что успешность личности младших школьников связано с той образовательной средой, в которой он обучается. Однако, недостаточно исследованной остается проблема изучения эмоционального отношения к учению младших школьников в различных образовательных средах.
Понятие образовательная среда на сегодняшний день не имеет собственного определения и конкретной научной концепции. Само слово среда обозначает условия, в которых проходит жизнедеятельность индивида, мир вокруг него. С точки зрения В. А. Ясвина, образовательная среда состоит из нескольких компонентов. В данной модели автор выделяет следующие компоненты:
- Пространство и предметы, окружающие ребенка — это специфика образовательного здания, предметная обстановка в классе.
- Социум — отношения между детьми и взрослыми участниками образовательного процесса.
- Психодидактический компонент — смысл обучения, виды деятельности, которые осваивает ребенок [1].
Описывая основные параметры образовательной среды, В. И. Ясвин вводит понятие модальности. Модальность образовательной среды служит качественным дескриптором, относящим ее к одному из четырех основных типов [2]: догматическая образовательная среда, образовательная среда, ориентированная на карьеру, безмятежная образовательная среда, творческая образовательная среда.
Без мотивации нет обучения, но интенсивность и тип мотивации меняются в процессе учебной деятельности. Результаты показывают, что выявленная мотивация является наиболее сильной у учащихся-участников, за которыми следует интроецированная мотивация, а внутренняя мотивация у этих учащихся развита в меньшей степени. Эти результаты подчеркивают необходимость формирования образовательной среды, которая повышают любознательность и интерес учащихся к учебе [3;4].
Целью эмпирического исследования стало выявление особенностей эмоционального отношения к учению младших школьников в различных образовательных средах.
Объект исследования — эмоциональное отношение к учению.
Предмет исследования — эмоциональное отношение к учению младших школьников в различных образовательных средах.
Исследовательские вопросы:
- Различается ли уровень учебной мотивации у обучающихся в разных образовательных средах?
- Существуют ли различия в эмоциональном отношении к учению у обучающихся в разных образовательных средах?
- По каким показателям эмоционального отношения к учению могут различаться обучающиеся в разных типах образовательных сред?
- Могут ли иметь различия в показателях эмоционального отношения к учению мальчики и девочки внутри каждого выявленного типа образовательной среды?
- Могут ли иметь различия в показателях эмоционального отношения к обучению обучающиеся третьих и четвертых классов внутри каждого типа образовательной среды?
Методы и методики исследования:
На основании теоретического анализа данной проблемы и для реализации поставленных задач мы использовали констатирующий эксперимент (анкетирование).
Математическая статистика (программа IBM SPSS Statistics 22 («Statistical Package for the Social Sciences»). Используемые стандартные статистические методики обработки данных: непараметрические статистические методы — коэффициент ранговой корреляции ρ Спирмена и критерии сравнения U Манна-Уитни.
Исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического изучения эмоционального отношения к учению у учащихся 3–4 классов. Теоретическая основа исследования опиралась на концепции Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, А. Д. Андреевой, А. М. Прихожан и В. А. Ясвина.
В исследовании использовались следующие методики: методика векторного моделирования образовательной среды В. А. Ясвина, методика экспертизы образовательной среды В. А. Ясвина, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, под модификацией А. Д. Андреевой, опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН).
Результаты исследования
- Выделение типов образовательной среды
В результате построения системы координат, по методике векторного моделирования было выявлено два доминирующих типа образовательной среды: творческая образовательная среда — характеризуется свободой выбора, развитием инициативы, творческим подходом к обучению; арьерная образовательная среда — направлена на достижение внешних результатов, акцент на конкурентоспособность и соответствие стандартам.
- Уровень эмоционального отношения к учению
Учащиеся, обучающиеся в творческой образовательной среде, демонстрируют более высокий уровень положительного эмоционального отношения к учению по сравнению с обучающимися в карьерной среде. Различия статистически значимы (p < 0.01).
- Познавательная активность и мотивация
Обнаружены достоверные различия по шкалам «Познавательная активность» (U=1340,5; p<0,001), «Мотивация учения» (U=1739,5; p<0,001) и по общему показателю мотивации учения (U=1844,5; p<0,001). Учащиеся творческой среды имеют более выраженные показатели познавательной активности и учебной мотивации, чем учащиеся карьерной среды.
- Возрастные и гендерные различия
В творческой образовательной среде отмечены достоверные различия между третьеклассниками и четвероклассниками, а также между мальчиками и девочками. У девочек уровень эмоционального отношения к обучению был выше, чем у мальчиков.
В карьерной среде такие различия не выявлены. У всех категорий учащихся (мальчики и девочки 3–4 классов) наблюдается снижение уровня учебной мотивации и эмоционального вовлечения в процесс обучения.
Обсуждение
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что эмоциональное отношение к учению у младших школьников имеет специфику в зависимости от типа образовательной среды. Полученные данные позволяют утверждать, что творческая образовательная среда способствует более гармоничному формированию эмоционально-мотивационной сферы учащихся, что согласуется с теоретическими положениями В. А. Ясвина о роли образовательной среды как фактора развития личности.
Отсутствие половых различий в карьерной среде может свидетельствовать о чрезмерной стандартизации и регламентации образовательного процесса, что ограничивает проявление индивидуальных особенностей детей. Напротив, в творческой среде создаются условия для саморазвития и самоопределения, что приводит к дифференциации эмоционального отношения к учению по возрастным и гендерным признакам.
Сравнение с данными предыдущих исследований (А. М. Прихожан, А. Д. Андреева) позволяет сделать вывод о том, что эмоциональное отношение к учению находится в прямой зависимости от степени свободы, поддержки со стороны педагогов и возможностей для самовыражения, предоставляемых образовательной средой.
Заключение
Проведённое исследование позволило выявить значимые различия в эмоциональном отношении к обучению у младших школьников, обучающихся в различных образовательных средах. Наиболее благоприятные условия для формирования положительного эмоционального отношения к учению обеспечиваются в творческой образовательной среде, где акцент делается на личностно-ориентированный подход, развитие творческого потенциала и внутреннюю мотивацию учащихся.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение долгосрочных эффектов воздействия различных образовательных сред на личностное и профессиональное самоопределение учащихся.
Траектория последующего анализа результатов заключается в интерпретации полученных данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты уточняют содержание практической работы психологов при проведении психолого-педагогических мероприятий, направленные на поддержание и повышение эмоционального отношения к учению младших школьников в различных образовательных средах.
Литература:
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- Воронкова, И. В. Образовательная среда как условие развития интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер подростка / И. В. Воронкова // Образование и саморазвитие. — 2010. — № 3(19). — С. 43–49. — EDN PBABHP.
- Телешев А. С. Электронно-образовательная среда в основной школе и ее педагогический потенциал // Academy, 2018. — № 7 (34). — 2 с.
- Erdei E. T. Primary school pupils’motivation for learning //INTED2020 Proceedings. — IATED, 2020. — рр. 7907–7911.