Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами: анализ последствий выбора способа коммерческого учета собственников ТКО, правовые противоречия

Юриспруденция
07.06.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Логинова, А. А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами: анализ последствий выбора способа коммерческого учета собственников ТКО, правовые противоречия / А. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 325-329. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126294/.


В данной статье рассматривается судебная практика вопроса коммерческого учета твердых коммунальных отходов (ТКО) и анализируется коллизия между типовым договором и Правилами № 671, регулирующими учет объема и массы ТКО. Основные ключевые моменты исследования включают в себя определение способов коммерческого учета ТКО согласно Правилам № 671, анализ применимости различных методов учета, обоснование приоритета норм Правил № 671 при разрешении коллизий. Статья также обращает внимание на правовой статус собственника ТКО, который может выбирать только определенные способы учета. Практическое значение работы заключается в анализе последствий выбора способа учета ТКО, включая соответствие санитарным нормам и периодичности вывоза отходов. Выводы исследования подчеркивают необходимость соблюдения правил учета при заключении договоров обращения с ТКО и учета санитарно-эпидемиологических требований. Статья представляет интерес для юристов, операторов и собственников ТКО, а также специалистов в области обращения с отходами.

The article examines the judicial practice of commercial accounting of solid municipal waste (SMW) and analyzes the collision between the standard contract and Regulations No. 671, which regulate the accounting of SMW volume and mass. The key points of the research include defining methods of commercial accounting of SMW according to Regulations No. 671, analyzing the applicability of various accounting methods, justifying the priority of Regulations No. 671 norms in resolving collisions. The article also focuses on the legal status of SMW owners, who can only choose specific accounting methods. The practical significance of the work lies in analyzing the consequences of choosing the method of SMW accounting, including compliance with sanitary norms and waste removal periodicity. The conclusions of the study emphasize the need to adhere to accounting rules when concluding contracts for handling SMW and considering sanitary-epidemiological requirements. The article is of interest to lawyers, operators, SMW owners, and waste management specialists.

С 2017 по 2019 годы в регионах Российской Федерации началось внедрение новой системы обращения с отходами, соответствующей Федеральному закону № 89 «Об отходах производства и потребления». Эти трансформации проводятся поэтапно в соответствии с долгосрочной стратегией развития экологической сферы России до 2030 года. Она предусматривает раздельный сбор отходов, строгие санкции за некорректную утилизацию, запрет на захоронение перерабатываемых материалов и внедрение лучших доступных технологий.

Многие регионы уже разработали стратегии обращения с отходами, направленные на повышение уровня переработки и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Для координации этого процесса были учреждены региональные операторы, ответственные за все этапы от сбора на контейнерной площадке до обработки на полигоне. Региональные операторы обязаны заключить договоры с организациями, генерирующими отходы.

Постановление Правительства Российской Федерации подробно описывает обязанности региональных операторов и утверждает правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также типовые договоры на обслуживание в этой сфере.

Деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами предполагает выполнение ряда обязательств и задач в соответствии с установленными рамками:

  1. Определение территории ответственности: региональный оператор ТКО обязан полностью нести обязательства по обращению с твердыми коммунальными отходами на определенной территории.
  2. Соблюдение правил и технологий: включает соблюдение нормативов, лицензионных требований и применение соответствующих технологий обращения с отходами.
  3. Учет обращения с ТКО: включает отслеживание объемов и качества обработки отходов, использованных технологий и расходов.
  4. Публичное раскрытие информации: обязательно для обеспечения прозрачности процесса обращения с твердыми коммунальными отходами на подведомственной территории.
  5. Устранение несанкционированных свалок: важное направление работы для поддержания чистоты и порядка на территории.
  6. Обоснование тарифов: региональный оператор должен обосновывать единый тариф за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
  7. Финансирование: включает определение источников финансирования программ обращения с твердыми коммунальными отходами из бюджетов различных уровней.
  8. Сроки и статус регионального оператора: установлены для определения сроков действия статуса регионального оператора.
  9. Организационные мероприятия: заключение договоров с потребителями услуг и организациями, участвующими в процессе обращения с отходами.
  10. Санкции и лишение статуса: предусмотрены санкции и основания для лишения статуса регионального оператора ТКО в случае невыполнения обязанностей.
  11. Участие в инвестиционных программах: участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории оператора.

Работа регионального оператора предполагает обширный круг обязанностей, и статус регоператора может быть получен лишь в результате конкурсного отбора, подчеркивая важность ответственности и профессионализма при оказании услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Платежи по тарифам за размещение отходов от населения и предприятий играют важную роль в финансировании сферы обращения с отходами в России. Традиционно тариф формировался из нескольких составляющих, включая плату за сбор, вывоз и захоронение отходов. По аналогии с тарифами на другие коммунальные услуги, платеж обычно рассчитывался на основе используемого подхода «издержки плюс».

Недавние изменения в законодательстве, в частности внесение поправок в 458-ФЗ, привели к переходу услуг по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов из сферы жилищно-коммунального хозяйства в сферу коммунальных услуг. Согласно новым правилам, установка единого тарифа на услугу по обращению с отходами в регионе стала обязательной для каждого субъекта Российской Федерации относительно выбранного регионального оператора.

Формула расчёта стоимости вывоза мусора для домовладения или квартиры детализирована в соответствующем законодательстве и определяется, например, исходя из количества проживающих. В случае принятия соответствующего решения органом власти, оплата за вывоз мусора может осуществляться также в зависимости от площади помещения. При переходе на раздельный сбор мусора, оплата должна быть рассчитана по фактическому объему.

Договор об оказании услуг по обращению с отходами представляет собой один из видов гражданско-правовых отношений, где поставщик услуг обязуется выполнять определенные услуги по сбору, транспортировке и утилизации отходов, а потребитель услуг обязуется оплатить эти услуги.

Смысл и содержание данного договора заключается в установлении взаимных прав и обязанностей сторон, а также определении условий оказания указанных услуг. В него обычно включаются элементы, такие как перечень услуг, сроки и порядок их оказания, цена за услуги, ответственность сторон и другие важные условия.

Участники гражданского правоотношения по такому договору включают в себя поставщика услуг (например, специализированное предприятие по обращению с отходами) и потребителя услуг (жителей, предприятия, нуждающиеся в услугах по утилизации отходов).

Следовательно, сущность и содержание, а также участники гражданского правоотношения по договору об оказании услуг по обращению с отходами определены нормативными актами, целями охраны окружающей среды и социальной значимостью таких договоров.

Процедура заключения договора об оказании услуг соответствует общему порядку для всех соглашений, требует предложения одной стороны и акцепта другой стороны в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 432, 435, 438 ГК РФ).

Существуют особенности в форме и порядке заключения таких договоров в зависимости от ситуации. Например, это относится к соглашениям с потребителями услуг или к договорам с региональными операторами по вывозу ТКО, где действуют специальные правила и требования.

О процедуре заключения договора между региональным оператором и пользователями услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: в случае отсутствия подписанного документа, договор считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями услуг в его действии. Услуги продолжаются и оплачиваются в соответствии с условиями типового договора.

В контексте этого договора региональный оператор обязуется принимать, транспортировать, обрабатывать, обезвреживать и захоранивать отходы в соответствии с законодательством, а пользователи услуг оплачивают эти услуги по тарифной ставке оператора. Договор является публичным и его проект должен быть доступен на сайте оператора. В случае несогласий по условиям договора пользователь может обратиться в суд для изменения договора и перерасчета платы за услуги, однако договор все равно считается заключенным, даже при наличии разногласий.

Договор устанавливает важные механизмы и процедуры для обеспечения оказания и оплаты услуг по обращению с отходами, устанавливая ясные обязательства и права как для регионального оператора, так и для пользователей услуг.

Проблема, с которой сталкиваются хозяйствующие субъекты, включая индивидуальных предпринимателей, связанную с фактическим объемом твердых коммунальных отходов (ТКО), который оказывается значительно меньше, чем объемы, предусмотренные договором на обращение с ТКО, рассчитанные как по нормативу, так и по вместимости контейнеров.

Проблема начисления платы за обращение с ТКО для хозяйствующих субъектов, у которых имеются неиспользуемые помещения/здания, что означает несправедливое начисление сбора за услуги, не используемые полностью. Описанная ситуация оказывает негативное воздействие на субъекты малого бизнеса, требует пересмотра правил и улучшения механизмов работы по обращению с ТКО в рамках законодательства.

Рассматривая вопрос выбора способа коммерческого учета из судебной практики при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником отходов и региональным оператором: по действующему законодательству, собственнику отходов предоставляется право выбора между учетом отходов на основе нормативов накопления или исходя из количества и объема контейнеров для складирования отходов.

К примеру: Между обществом (потребитель) и региональным оператором заключен договор оказания услуг по обращению с ТКО. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО расчетным способом исходя из норматива накопления твердых бытовых отходов.

После оборудования контейнерной площадки по месту накопления ТКО общество потребовало от регионального оператора изменить предусмотренные договором правила коммерческого учета объема и массы ТКО: вместо расчетного способа применять фактический учет исходя из массы ТКО.

Неполучение ответа от регионального оператора на указанное требование послужило основанием для обращения общества в суд с иском об изменении договора.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен. При принятии решения суды исходили из того, что потребитель при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО имеет право выбора способа учета объема и (или) массы ТКО. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила принятые по делу судебные акты и отказала в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Правила № 671, регулирующие порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения (соответствующих требованиям законодательства о единстве измерения) или расчетным способом, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:

  1. нормативов накопления твердых коммунальных отходов в показателях объема и (или) массы и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
  2. количества и объема контейнеров, бункеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в которых осуществляется складирование твердых коммунальных отходов, в показателях объема и (или) массы с учетом графика вывоза, а также с учетом средней плотности твердых коммунальных отходов, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил (в случае, если коммерческий учет осуществляется в показателях массы;
  3. исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При этом первые два способа являются расчетными (подпункт «а» пункта 6 Постановление Правительства РФ от 24.05.2024 N 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт «б» пункта 6 Правил № 671).

Одновременно с перечнем допустимых способов учета «Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО, третий способ — при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО, все три способа — при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО.

Следовательно, Правила № 671 не допускают коммерческий учет ТКО исходя из массы, определенной с использованием средств измерения, при расчетах с собственниками ТКО.

Таким образом, налицо коллизия между обладающими равной юридической силой нормативными правовыми актами: типовым договором, не предусматривающим ограничение собственника ТКО в выборе способа учета и Правилами № 671, огранивающими названного собственника в выборе одного из двух расчетных способов.

С учетом содержащейся в типовом договоре (пункты 13 и 15 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»)) прямой отсылки к Правилам № 671, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, Судебная коллегия считает, что нормы пункта 6 Правил № 671 являются специальными по отношению к нормам пункта 15 типового договора. Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма.

Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Осуществление расчетов исходя из массы ТКО допускается только с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами размещения отходов, что в данном деле не установлено

В заключение, суды указали на то, что нормативные акты, устанавливающие правила учета объема и массы ТКО, имеют равную юридическую силу, и при заключении договоров обращения с ТКО необходимо соблюдать утвержденные правила учета, которые регулируют отношения между региональным оператором и собственником отходов.

Анализирует коллизию между правилами учета твердых коммунальных отходов (ТКО), установленными для коммерческого учета объема и массы ТКО, и способами учета, предусмотренными договором между собственником отходов и региональным оператором. По мнению Судебной коллегии, приведенное толкование, позволяющее собственнику отходов выбрать любой из трех способов учета, является ошибочным.

При выборе собственником твердых коммунальных отходов (ТКО) способа коммерческого учета, основанного на количестве и объеме контейнеров для их временного хранения, может возникнуть противоречие с действующими санитарными нормами. В частности, в контексте периодичности вывоза ТКО, установленной в СанПиН 3.3686–21, которая зависит от среднесуточной температуры наружного воздуха.

В соответствии с указанными санитарными требованиями, несортированные ТКО должны быть вывезены в течение определенного временного интервала в зависимости от температурных условий на улице. Однако при подписании договора об оказании услуг по обращению с ТКО собственник отходов может указать периодичность вывоза, которая не соответствует установленным санитарными правилами.

В случае, когда собственник отходов устанавливает реже периодичность вывоза ТКО, чем требуется со стороны санитарных норм, возникает юридическая проблема. Юридическое лицо, несущее ответственность за обращение с отходами, должно соблюдать установленные законом требования и нормы в области обращения с отходами, включая периодичность их вывоза для обеспечения санитарной безопасности и профилактики инфекционных заболеваний.

Таким образом, при принятии решения о коммерческом учете ТКО и определении периодичности вывоза отходов, важно учитывать требования санитарных норм и законодательство, чтобы обеспечить соответствие действиям с законодательством и минимизировать риски возможных юридических последствий.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). — Текст: электронный//: КонсультантПлюс:— URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=483135&cacheid=FCB2EED542DE12DEB4B990A581BA71E1&mode=splus&rnd=zmtLvg#VgThHnUEEqE1UUzJ1 (дата обращения: 05.06.2025).
  2. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021, с изм. от 30.05.2023) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»). — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=380283&cacheid=B2A1AD4D3AABACE58643723B8176AC8B&mode=splus&rnd=zmtLvg#XPphHnUsRohgyvzm2 (дата обращения: 05.06.2025).
  3. Постановление Правительства РФ от 24.05.2024 N 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»).. — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=477750&cacheid=9B58A287ACD46238D0645F3385648812&mode=splus&rnd=zmtLvg#T87iHnUCEQdf2BDk (дата обращения: 05.06.2025).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686–21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (вместе с «СанПиН 3.3686–21. Санитарные правила и нормы»...) (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500). — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=419887&cacheid=C1B9C7163F0E580B5F4D1982D20ECCA0&mode=splus&rnd=zmtLvg#6iNiHnU0s3qz6I051 (дата обращения: 05.06.2025).
  5. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16.01.2025 N 33а-174/2025 (УИД 11RS0001–01–2023–015471–30) <Об оставлении без изменения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16.09.2024, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 683, 724, 924 Реестра контейнерных площадок для сбора ТКО на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного Постановлением администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 22.04.2019 N 4/1149>. — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW096&n=244046&cacheid=90540B4F5FAA78C885213930B6F8B01C&mode=splus&rnd=zmtLvg#OM4jHnUufbhNDWK01 (дата обращения: 05.06.2025).
  6. Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.11.2024 по делу N 2а-5603/2024 (УИД 11RS0001–01–2024–006702–66) <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 266 Реестра контейнерных площадок для раздельного накопления отходов на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного Постановлением администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 22.04.2019 N 4/1149 (ред. от 27.12.2023)>. — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW096&n=244167&cacheid=D22847BE93831028F6F666F4F2F6EF10&mode=splus&rnd=zmtLvg#OdIjHnUnYGBrIPkB (дата обращения: 05.06.2025).
  7. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2025 N 20АП-1731/2024 по делу N А09–2599/2022 Требование: О внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.. — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS020&n=109549&cacheid=F310459597F328ED016ED211C6D125B1&mode=splus&rnd=zmtLvg#u1cjHnUS6voCjnk61 (дата обращения: 05.06.2025).
  8. «Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023). — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=464348&cacheid=816D30A53212E4D496280AF7356A15A3&mode=splus&rnd=zmtLvg#C8xjHnUEBEpTmffv1 (дата обращения: 05.06.2025).
  9. «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021). — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=400312&cacheid=93376BF06D6BA5227A94696102AB1842&mode=splus&rnd=zmtLvg#iHIkHnUItEAx07TH2 (дата обращения: 05.06.2025).
  10. Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Котлов Р. Э., Ятова Е. В.) («Арбитражные споры», 2022, N 3). — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=AA814AD42F6D1BA2F78A361792C06006&mode=backrefs&base=CJI&n=144114&BASENODE=IiIiMSwzMjc5OCwzMjc5OCIiLCIiMiw0LENNVCIiIg&rnd=zmtLvg#5uBZHnUcH27N3UFw (дата обращения: 05.06.2025).
  11. Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2022 года (Автонова Е. Д., Гвоздева С. В., Карапетов А. Г., Романова О. И., Сбитнев Ю. В., Трофимов С. В., Фетисова Е. М.) («Вестник экономического правосудия Российской Федерации», 2022, N 10). — Текст: электронный //: КонсультантПлюс: — URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=147427&cacheid=A7B0715FE981BE8A38C7E95D100B6023&mode=splus&rnd=zmtLvg#8h4bHnUQAzG0Gca4 (дата обращения: 05.06.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 325-329):
Часть 5 (стр. 297-359)
Расположение в файле:
стр. 297стр. 325-329стр. 359

Молодой учёный