Статья посвящена анализу трансформации статьи 337 УК РФ в условиях изменения военно-политической обстановки после начала специальной военной операции и проведения частичной мобилизации. Рассматриваются внесенные в статью поправки, включая дифференциацию составов в зависимости от контекста (мобилизация, военное положение, военное время, условия вооруженного конфликта или ведения боевых действий). Авторами выделяются правовые коллизии, связанные с возможным заключением перемирия и завершением мобилизации, подчеркивается необходимость реформирования военно-уголовного законодательства.
Ключевые слова: статья 337 УК РФ, самовольное оставление части, военно-уголовное законодательство, правовые коллизии, частичная мобилизация, военное положение, вооруженный конфликт, боевые действия, дифференциация составов, реформирование законодательства.
Ответственность за самовольное оставление части или места службы определена статьей 337 УК РФ [5].
На протяжении многих лет редакция статьи 337 УК РФ оставалась неизменной. Ситуация изменилась 24 февраля 2022 года, когда Президентом Российской Федерации было объявлено о начале специальной военной операции на территории Украины, ДНР и ЛНР.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» [7] с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация, был осуществлен призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
После объявления мобилизации в стране последовало принятие ряда законов, целью которых была защита отношений, появившихся в результате проведения специальной военной операции, включая процесс мобилизации и регламентацию прохождения воинской службы. Хоть в 2022 году активно вносились изменения в уголовное законодательство, сентябрьская редакция уголовного закона трансформировалась в полноценную реформу военного уголовного права [2, с. 391].
В Кодекс были внесены важные изменения, закрепляющие особые временные рамки: объявление мобилизации, введение военного положения и состояние вооруженного конфликта или ведение боевых действий.
Эти поправки задекларировали введение новых юридически значимых условий, что вызвало потребность в дополнительных разъяснениях относительно юридических нюансов применения положений о военном положении и других сценариях ведения боевых действий, а также в анализе возникающих в связи с этим правовых коллизий и их потенциальном разрешении [1, с. 251].
Помимо указанных изменений, некоторую корректировку претерпела и статья 337. Так, статья была дополнена 3 частями [6]:
2.1. — совершение любой категорией военнослужащих самовольного оставления части или места службы продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий;
3.1. — совершение того же деяния продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий;
5. — совершение того же деяния продолжительностью свыше одного месяца, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
По мнению Уторовой Т. Н. и Шалегина С. П., изменения статьи 337 УК РФ мотивированы увеличением уровнем угрозы, которую представляют совершение этих преступлений в условиях текущего военно-политического положения. Любые преступления могут существенно повлиять на стратегическую ситуацию, а также на эффективность и продолжительность военных действий, повышая риски для национальной безопасности и защиты страны [2, с. 392].
Данные корректировки актуализировали уголовный закон, в частности — положения статьи 337 УК РФ, в обстоятельствах проведения специальной военной операции и частичной мобилизации.
Вместе с тем в конце 2024 года с избранием Д. Трампа на пост Президента США в очередной раз активизировались попытки организации мирных переговоров с целью завершения вооруженного конфликта между Российской Федерацией и Украиной, первый раунд которых прошел 16 мая 2025 года в г. Стамбуле, Турция [3].
Наряду с возможным окончанием специальной военной операции актуальным вопросом становится дальнейшая судьба статьи 337 УК РФ и ее применение на практике, в частности применение частей 2.1, 3.1 и 5.
Предполагается, что в случае заключения перемирия период частичной мобилизации будет завершен, в связи с чем вменение такого признака как «в период мобилизации» не будет представляться возможным.
При этом, данный признак объективной стороны в настоящее время является обязательным для привлечения к уголовной ответственности по составам, предусмотренным частями 2.1, 3.1 и 5 статьи 337 УК РФ.
Так, 27 марта 2024 года Г., с целью временно уклониться в период мобилизации от прохождения военной службы, желая отдохнуть, самовольно оставил войсковую часть 00000, стал проводить время по своему усмотрению в г. Корсакове Сахалинской области. 03 апреля 2024 года Г. задержали в ходе розыска сотрудники военной полиции. Приговором Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 15 июля 2024 года Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2.1 статьи 337 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года [15].
Согласно приговору Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 08 февраля 2024 года С. с целью временно уклониться от прохождения военной службы в период мобилизации , желая отдохнуть от службы, 09 августа 2023 года без уважительных причин на службу в войсковую часть 00000 в г. Южно-Сахалинск не явился, а проживал в названном населенном пункте у своих знакомых и родственников, проводя время по своему усмотрению. 30 августа 2023 года С. был задержан сотрудниками правоохранительных органов, чем его незаконное нахождение вне воинской части было пресечено. С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3.1 статьи 337 УК РФ, на основании которой ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года [10].
Еще одним примером служит приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2024 года, согласно которому К., с целью временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы в период мобилизации , желая отдохнуть от военной службы и уклониться от участия в специальной военной операции, умышленно, без уважительных причин к 08 часам 30 минутам 16 ноября 2023 года не явился в войсковую часть 00000. С этого времени проживал по месту жительства в с. Стародубское Сахалинской области, время проводил по своему усмотрению. Утром 11 января 2024 года сотрудниками полиции К. был задержан по месту жительства и доставлен в воинскую часть. Приговором суда К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 337 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет [11].
В связи с изложенным, ставится вопрос о квалификации самовольного оставления части в случае заключения перемирия и последующего Указа Президента Российской Федерации об окончании периода частичной мобилизации.
Данная проблема имеет несколько путей разрешения.
Возвращение к простому применению частей 1, 2, 3 и 4 статьи 337 УК РФ является лишь самым поверхностным из них.
Помимо «периода мобилизации» объективная сторона частей 2.1, 3.1 и 5 статьи 337 УК РФ содержит и иные ныне действующие признаки, а именно: военное положение, условия вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
Обратимся к Федеральному конституционному закону «О военном положении» [4] и пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2023 № 11 [9], раскрывающим содержание указанных терминов.
Так, под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Под вооруженным конфликтом следует понимать вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт), в ходе которого осуществляется применение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских (специальных) формирований и органов без перехода государства в состояние войны.
Боевые действия представляют собой организованное применение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских (специальных) формирований и органов в военном конфликте, охватывающем все виды вооруженного противоборства, включая войны и вооруженные конфликты, а также в иных случаях в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Боевые действия ведутся в определенном районе и в определенный период при выполнении поставленных боевых (оперативных) задач.
В ряде регионов России и в настоящем времени действует военное положение [8], статус которого вряд ли будет пересмотрен в скором после заключения перемирия времени.
Кроме того, условия вооруженного конфликта, по нашему мнению, также не исчезнут до заключения официального мирного договора.
Напротив, в случае заключения перемирия, боевые действия завершатся, следовательно, соответствующий признак при квалификации деяний по статье 337 УК РФ фигурировать не будет.
При этом, перечисленные признаки, за исключением «условий вооруженного конфликта», используются в настоящее время при квалификации в случае совершения преступления в зоне боевых действий.
В качестве примера приведем приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 21 июня 2024 года.
Согласно указанному приговору, Ш. с целью временно уклониться от прохождения военной службы в период мобилизации, военного положения и ведения боевых действий , опасаясь за свою жизнь и здоровье, желая отдохнуть, без уважительных причин 08 сентября 2023 года самовольно оставил боевые позиции подразделения войсковой части 00000, дислоцированного в зоне проведения специальной военной операции, после чего стал проводить время по своему усмотрению в разных населенных пунктах до его задержания сослуживцем 30 марта 2024 года в пгт. Тымовское Сахалинской области. Ш. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 337 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет [14].
На основании вышеизложенного, усматривается один из вариантов возможного разрешения поставленного ранее вопроса — дальнейшее использование признака «военное положение» (в соответствующих регионах), а также расширение использования на практике «условий вооруженного конфликта».
Вместе с тем применение указанных признаков при квалификации самовольного оставления части, в случае его совершения в пункте постоянной дислокации воинской части, не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующих условий.
Указанное свидетельствует об еще одной потенциальной проблеме — необходимости разграничении самовольного оставления воинской части в зависимости от места совершения преступления.
При этом, нельзя сказать, что такого разграничения на практике нет. Оно прежде всего выражается в избранном размере наказания за совершенное преступление.
Так, согласно приговору Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2024 года, Г. с целью временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы в период мобилизации, желая отдохнуть от военной службы, умышленно, 09 марта 2023 года самовольно оставил войсковую часть 00000 в г. Южно-Сахалинске , с указанного времени проживал в г. Южно-Сахалинске, далее самолетом убыл в пгт. Южно-Курильск, где проживал по месту жительства, время проводил по своему усмотрению. 17 апреля 2023 года был госпитализирован для прохождения стационарного лечения в ГБУЗ «Южно-Курильская центральная районная больница», после чего добровольно явился в воинскую часть. Приговором суда признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 337 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет [13].
Кроме того, 26 февраля 2023 года Б. с целью временно уклониться от исполнения служебных обязанностей, период мобилизации и военного положения, а также в условиях ведения боевых действий, желая повидаться с родственниками, опасаясь за свою жизнь, самовольно оставил расположение подразделения войсковой части 00000 в зоне проведения специальной военной операции , убыл к месту своего жительства в с. Арги-Паги Тымовского района Сахалинской области, где проводил время по своему усмотрению. 06 февраля 2024 года прибыл в пункт постоянной дислокации войсковой части 00000, и его уклонение от военной службы было пресечено. Приговором Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 10 апреля 2024 года Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 337 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет [12].
Из приведенных примеров следует, что разница в размере избранного наказания в зависимости от места совершения преступления составляет ¼.
При этом в случае заключения перемирия общественная опасность самовольного оставления воинской части, по нашему мнению, снизится, и разница между его совершением на линии соприкосновения и в пунктах постоянной дислокации воинских частей станет куда явнее, что должно отразиться, в том числе и на размере наказания.
Итак, еще одним путем разрешения выявленных проблем является очередная реформа военно-уголовного законодательства, в ходе которой необходимо провести разграничение составов статьи 337 УК РФ в зависимости от места совершения преступления:
— «линия соприкосновения», на которой ввиду имеющихся условий (военное положение, вооруженный конфликт) свое действие сохранят части 2.1, 3.1 и 5 статьи 337 УК РФ;
— пункты постоянной дислокации воинских частей (части 1, 2, 3 и 4 статьи 337 УК РФ).
В связи с чем предлагается следующее:
- внести в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2023 № 11 дополнения разъяснительного характера в части, касающейся применения при квалификации самовольного оставления части таких признаков как «военное положение», «условия вооруженного конфликта» и «условия ведения боевых действий», в частности в зависимости от места совершения указанного преступления;
- изложить статью 337 УК РФ в новой редакции, разграничив ее действие в зависимости от места совершения преступления, в форме изменения действующих или введения новых частей либо дополнения соответствующим примечанием.
Таким образом, с надеждой на скорый мир наравне с другими не менее важными вопросами, всплывают две проблемы: действие статьи 337 УК РФ и отдельных ее частей при заключении перемирия в целом и разграничение в таких условиях самовольного оставления воинской части в зависимости от места совершения преступления.
Литература:
- Новокшонов Д. В., Шевченко К. В., Шеншин В. М. О криминализации воинских преступлений: краткий комментарий к Федеральному закону от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ / Д. В. Новокшонов, К. В. Шевченко, В. М. Шеншин // Закон и право. — 2023. — № 11. — С. 250–256.
- Уторова Т. Н., Шалегин С. П. Современные тенденции развития военного уголовного законодательства России / Т. Н. Уторова, С. П. Шалегин // Пенитенциарная наука. — 2023. — № 4. — С. 390–397.
- О чем Россия и Украина договорились на переговорах в Стамбуле [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/16/05/2025/682753729a79471a844daaaf (дата обращения: 22.05.2025).
- О военном положении [Электронный ресурс]: [федер. конст. закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 24.09.2022 № 365-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей [Электронный ресурс]: [Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы [Электронный ресурс]: [постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2023 № 11] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- Уголовное дело № 1–14/2024 [Электронный ресурс]: [приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 08.02.2024] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- Уголовное дело № 1–38/2024 [Электронный ресурс]: [приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 12.04.2024] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- Уголовное дело № 1–46/2024 [Электронный ресурс]: [приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 10.04.2024] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- Уголовное дело № 1–50/2024 [Электронный ресурс]: [приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 24.04.2024] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- Уголовное дело № 1–84/2024 [Электронный ресурс]: [приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 21.06.2024] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).
- Уголовное дело № 1–98/2024 [Электронный ресурс]: [приговор Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 15.07.2024] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.05.2025).