В статье приведен анализ неправительственных и региональных премий в области качества и их роль в управлении и поддержании качества продукции.
Ключевые слова: премия, качество, продукция, критерии, оценка.
Премии и конкурсы в области качества представляют полезный и простой инструмент управления качеством продукции, позволяют организациям стать более успешными и устойчиво развиваться. Существует множество всероссийских и региональных конкурсов качества.
Одним из примеров такого конкурса является ежегодная всероссийская конкурсная программа «Сто лучших товаров России», организованная в 1998 г. Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (ныне Росстандарт), Межрегиональной общественной организацией «Академия проблем качества» и редакцией журнала «Стандарты и качество». В данной конкурсной программе принимают участие отечественные предприятия, организации и частные предприниматели различных организационно-правовых форм собственности.
В отличие от Премии правительства РФ в области качества участие в данном конкурсе проводится на платной основе и предполагает выполнение ряда организационных мероприятий: декларирование производителем свойств своей продукции, проведение оценки качества продукции путём публикации организатором конкурса каталогов и их распространение среди организаций — участников и партнёров программы.
Основными целями данной конкурсной программы является стимулирование предприятий к повышению качества и безопасности продукции, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и содействие гармоничному стратегическому развитию предприятий России, выпускающих конкурентоспособную продукцию.
Программа «100 лучших товаров России» основывается на следующих принципах: масштабность (всероссийский охват); личная ответственность всех участников конкурса и требовательность к достоверности результатов; демократичность; объективность оценки; содействие продвижению на рынки как малых, так и крупных предприятий; конфиденциальность информации.
Многолетняя практика проведения конкурса свидетельствует о его сложившемся авторитете и востребованности, формировании общественной и деловой активности, успешном решении актуальных задач повышения качества.
Широкой популярностью пользуются конкурсы и награды в области качества, в которых наряду с отечественной продукцией участвует и импортная. Среди них наиболее известными являются «Товар года» и «Марка № 1 в России».
Национальная премия «Товар года» для наиболее популярных товаров массового спроса утверждена в 1999 г. С 2000 г. церемония вручения премии «Товар года» с участием звезд шоу — бизнеса организовывается Национальной торговой ассоциацией (НТА) и транслируется на телеканале ТВ-6. «Товар года» присуждается лидерам потребительского рынка, которых определяют аналитики премии, используя опросы в магазинах и анкетирование покупателей. В 2024 г. организаторы премии «Товар года» приняли решение о перезагрузке премиальной компании. Вследствие ухода иностранных PR-компаний и стремительного роста маркетплейсов разработаны новые инструменты ее продвижения. Акцент с премии как развлекательного мероприятия был смещен на экспертизу в области аналитики потребительского рынка с комплексным продвижением через СМИ. В результате эксперимента за 4 месяца 2024 г. суммарный охват публикаций в СМИ составил более 47 млн., 230 информационных роликов в течение двух недель, общее количество упоминаний премии выросло в 7 раз. Такой подход продемонстрировал взлет отечественных производителей, массовую смену торговых наименований, появление новых продуктов и даже новых категорий товаров. Знак качества премии «Товар года» остается ориентиром для потребителя.
Премия «Марка № 1 в России» (или «Народная марка») была учреждена в 1998 г. как уникальный проект по определению брендов — лидеров российского рынка в национальном масштабе. В голосовании за лидеров потребительского рынка приняли участие более 10 млн. чел., до настоящего времени победители конкурса определяются путем прямого подсчета голосов на сайте МАРКА № 1®, а также в социальных сетях. Организаторы премии выделяют два основных критерия, определяющих лидерство бренда:
— top of mind (первая вспоминаемая марка);
— perceived quality (воспринимаемое качество — насколько покупатели любят бренд, доверяют ему и готовы его рекомендовать).
Объявление победителей конкурса проходит ежегодно на масштабной шоу — церемонии в государственном Кремлевском дворце.
С 2002 года Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее по тексту — ТПП РФ) при поддержке Федерального Собрания Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации проводится конкурс «Золотой Меркурий».
Цели конкурса — содействие развитию предпринимательства в России, обеспечение возможности предпринимателям представить лучшие образцы продукции и услуг, передовые отечественные бизнес — модели.
Конкурс проводится на безвозмездной основе. Участники конкурса не платят взносы и не несут расходы на экспертизу.
Основными номинациями конкурса являются:
— Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса;
— Лучшее предприятие-экспортер;
— Лучшее семейное предприятие.
Количественные критерии (финансовые показатели) для всех основных номинаций — это изменение объема доходов по сравнению с предыдущим годом, доля фонда оплаты труда в объеме общих затрат, рентабельность продаж ( отношение прибыли от продаж к выручке) , производительность труда(отношение выручки к среднесписочной численности работников).
Качественные критерии: деловая репутация и достижения предприятия ( оценивается по репутации и доверию к предприятию на рынке, а также на его достижениях, таких как выигранные контракты, награды и успешные партнерства); новизна производимых товаров/услуг ( новизна и инновационность производимой продукции, использование накопленных научных знаний и опыта для создания нового или улучшения существующего продукта, способа или технологии производства продукта, его применения или для внедрения нововведения, улучшающего производственные, организационные и иные процессы хозяйственной деятельности).
Региональные конкурсы в области качества учреждены более чем в 20 субъектах Российской Федерации. Примером региональной премии по качеству является премия Правительства Санкт-Петербурга по качеству, учрежденная правительством Санкт-Петербурга в целях поощрения организаций за достижение высокого качества продукции или услуг, обеспечение их безопасности, внедрения высокоэффективных методов управления качеством, а также в целях широкой пропаганды достижений Санкт-Петербурга в области качества.
Премия Правительства Санкт Петербурга присуждается с 1988 г., с 2014 г. премия изменила формат и стала называться наградой — почетным знаком «За качество товаров (продукции) работ и услуг».
В период с 1998 по 2014 год состоялось 17 конкурсов на соискание премии по качеству. Получено 689 заявок на участие в конкурсе. Премии присуждены 78 организациям, дипломами награждены 225 организаций. Среди первых лауреатов: ОАО «Завод по переработке промышленных отходов «Волховгипс», ОАО «Узор», ПО «Киришинефтеоргсинтез», ООО «Пеноплэкс», ООО «Нефрит-керамика». Критерии конкурса те же, что и в Премии Правительства РФ в области качества.
В настоящее время, как и раньше, почетным знаком «За качество товаров, работ и услуг» награждаются промышленные предприятия и организации сферы услуг. В 2024 г. было подано 77 заявок, награда присуждена 12 компаниям, которые обеспечивают высокое качество продукции и услуг. Победители конкурса являются примерами внедрения лучших практик по управлению бизнес-процессами, использованию инновационных систем производства. Среди победителей АО «Лазерные системы», АО «Взлет», ООО «НеваТревел», ГУП «Петербургский метрополитен».
Награда «За качество товаров, работ и услуг» демонстрирует не только общественное признание эффективности управления качеством, но и является импульсом, толчком к систематической работе над качеством.
Литература:
- Бирюкова Л. И., Салимова Т. А. Национальные и региональные премии в области качества: модели и механизм действия. «Региональная экономика: теория и практика», т.5, вып.4, 2007
- Роскачество // Официальный сайт URL: https://roskachestvo.gov.ru/