В статье анализируется проблема эффективности возмещения вреда, причиненного в результате совершения преступления, на территории России, опираясь на анализ правоприменительной практики и действующего законодательства. Автор предлагает в качестве решения создание специального фонда возмещения вреда лицам, потерпевшим от преступлений. Этот фонд мог бы финансироваться из государственного бюджета, а также за счет конфискации имущества у осужденных и штрафов.
Ключевые слова: возмещение вреда, потерпевший, преступник, виновный, осужденный, жертвы преступления, государственная компенсация вреда, материальный вред, моральный вред, ущерб, убытки, государственная программа, компенсация, специализированный фонд, фонд компенсации, гражданский иск, гражданский процесс, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, гражданский истец, приговор, решение, нераскрытое преступление, государство, суд.
The article analyzes the problem of the effectiveness of compensation for harm caused by a crime in Russia, based on an analysis of law enforcement practice and current legislation. The author suggests the creation of a special Fund for compensation of harm to victims of crimes as a solution. This Fund could be financed from the State budget, as well as through confiscation of property from convicts and fines.
Keywords: compensation for harm, victim, criminal, guilty, convicted, victims of crime, state compensation for harm, material harm, moral harm, material harm, damage, losses, state program, compensation, specialized fund, compensation fund, civil action, civil procedure, criminal procedure, criminal proceedings, civil plaintiff, verdict, decision, unsolved crime, state, court.
В современном мире вопросы возмещения вреда, причиненного в результате совершения преступления, становятся все более актуальными и обсуждаемыми. Правовой анализ международного и зарубежного законодательства по данной теме играет ключевую роль в обеспечении справедливости и защите прав потерпевших.
Возмещение вреда, причиненного в результате совершения преступления, — это процесс компенсации убытков, понесенных потерпевшим в результате противоправных действий другого лица.
В России возмещение потерпевшему вреда, причиненного в результате совершения преступления, регулируется как уголовным, так и гражданским законодательством. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации потерпевший имеет право на возмещение вреда от лица, совершившего преступление. Данное право реализуется путем подачи потерпевшим гражданского искового заявления в уголовном процессе. В ходе рассмотрения уголовного дела потерпевший имеет право ходатайствовать о принятии судом гражданского искового заявления. В случае признания судом первой инстанции обвиняемого виновным при вынесении обвинительного приговора суд одновременно с назначением наказания разрешит вопрос о размере компенсации вреда потерпевшему, причиненного в результате совершения преступления.
В качестве возмещения вреда потерпевший имеет право требовать возмещение: материального вреда, например, расходов на лечение, к ним относятся: расходы, связанные с приобретением лекарственных препаратов, а также с оказанными медицинскими услугами, утраченный средний заработок по месту основной работы; и морального вреда — это страдания, унижения и другие негативные эмоциональные последствия, которые потерпевший испытывает в результате преступления. Суд при вынесении итогового решения оценивает ущерб и устанавливает размер компенсации. В уголовном процессе, как и в гражданском процессе, исковое заявление о возмещении вреда, причиненного в результате совершения преступления, может быть подано в течение трех лет с момента, когда вред потерпевшему был причинен и когда потерпевший узнал о лице, его причинившем.
В настоящее время в России механизм возмещения потерпевшему вреда, причиненного в результате совершения преступления, хоть и работает, но не всегда так эффективно, как хотелось бы.
Статья 52 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, но на практике выполнение этого права сталкивается с рядом трудностей [1]. К примеру, только при наличии вступившего в законную силу приговора суда потерпевший сможет рассчитывать на возмещение ущерба. В настоящее время в России большинство потерпевших лишены возможности возмещения вреда, это связано с тем, что виновные в совершении преступления лица не были установлены. Также на практике имеются случаи, когда виновное лицо осуждено, но у него отсутствует возможность возместить потерпевшему вред, например если осужденный находится в местах лишения свободы либо у него минимальный размер оплаты труда (МРОТ), из-за чего возмещение потерпевшему вреда происходит крайне длительное время да еще и в минимальных размерах.
В России, как и в других странах, нераскрытые преступления могут оставлять более трети потерпевших без возможности получить возмещение ущерба, поскольку лица, совершившие преступление, остаются безнаказанными.
Компенсация вреда за счет государства в России предусмотрена только в тех случаях, когда ущерб был причинен в результате злоупотребления властью, а именно:
– Незаконные действия государственных органов. В случае, когда гражданин понес ущерб в результате незаконных действий/бездействия органов государственной власти (незаконный арест, задержание и т. п.), он имеет право на возмещение вреда.
– Ошибки правосудия. В случае, когда суд принял ошибочное решение, по которому гражданин был незаконно осужден, последний имеет право обратиться за компенсацией ущерба.
– Признание невиновности. В случае, когда человек был осужден, но позже его невиновность была доказана и он был оправдан, он может требовать компенсацию за понесенные убытки, включая моральный вред.
– Вред, причиненный действиями военнослужащих. В случае, если действия военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов привели к ущербу гражданам или имуществу, государство может нести ответственность за возмещение этого вреда.
– Государственные программы. В некоторых случаях существуют специальные государственные программы, которые обеспечивают компенсацию ущерба гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время специализированный фонд поддержки жертв преступлений, действующий в некоторых других странах, в России отсутствует. Создание такого фонда в России могло бы существенно улучшить ситуацию с обеспечением потерпевшим возмещения причиненного им вреда.
Опираясь на опыт международного правового регулирования и наработанную практику других стран, в России возможно создать дополнительные механизмы, связанные с улучшением процедуры возмещения вреда потерпевшим, причиненного в результате совершения преступления.
Во многих зарубежных странах уже внедрена система государственной поддержки для потерпевших, которые по причинам, не зависящим от них, не могут получить компенсацию от виновных. Финансирование фондов по поддержке жертв преступлений в зарубежных странах происходит через сочетание государственного бюджета, налогов, частных пожертвований и международной помощи. Каждая сторона выбирает свой подход, основываясь на социальных, экономических и правовых условиях.
В США система возмещения вреда жертвам преступлений представляет собой комплексный механизм, который включает в себя различные источники финансирования и правовые нормы. Он направлен на обеспечение справедливости и поддержку пострадавших от преступных действий [7].
Каждый штат в США имеет свои собственные законы, определяющие, кто имеет право на компенсацию, какие виды ущерба покрываются и как осуществляется процесс подачи заявок; другими словами, между штатами происходят соревнования, у кого лучше фонд. Например, в Калифорнии с 1965 года существует программа, которая покрывает не только медицинские расходы, но и потерю дохода, расходы на похороны и психологическую помощь.
Закон о компенсации жертвам преступлений (Victims of Crime Act, VOCA) был принят в США в 1984 году. Этот закон обеспечивает федеральные гранты, которые распределяются между штатами для поддержки их программ. Этот закон также лег в основу для создания Фонда жертв преступлений (Crime Victims Fund) [3].
Фонды финансируются за счет уголовных сборов, которые собираются с преступников (например, штрафы, сборы за задержание и т. д.) и используются для произведения выплат жертвам преступления.
Фонды помогают жертвам преступлений, покрывая медицинские расходы, утраченный доход и другие затраты. Родственникам погибших в результате преступлений предоставляются компенсации на ритуальные услуги и похороны. В США ежегодно выплачивается потерпевшим примерно 500 миллионов долларов по программам компенсации жертвам преступлений.
Также Штаты выделяют дополнительные средства для программ, направленных на помощь жертвам преступлений, где важную роль играют некоммерческие организации и частные лица. Поступившие от них пожертвования позволяют фондам расширять свои возможности.
Для получения государственной поддержки в США необходимо сообщить о преступлении и подать соответствующее ходатайство о компенсации в службу.
В своей научной статье «Государственная компенсация вреда как способ судебной защиты жертв преступлений в США» авторы С. П. Андрусенко и . С. Власов отмечают то, что название служб помощи жертвам преступлений различаются в различных штатах. Например, в Нью-Йорке организацией, занимающейся выплатами компенсаций потерпевшим, является Департамент помощи жертвам преступлений [6, с. 119–120].
В США вопрос о максимальной сумме компенсации для потерпевших зависит от штата, вида ущерба и обстоятельств дела.
В каждом штате имеются свои собственные фонды компенсации для жертв преступлений с различными максимальными суммами выплат. Например, в Калифорнии максимальная компенсация для жертв преступления составляет около 70 тысяч долларов, данная сумма может включать медицинские расходы, потерю дохода и иные затраты; в Нью-Йорке — 30 тысяч долларов, но в некоторых случаях может быть и увеличена до 50 тысяч долларов; в Техасе — 75 тысяч долларов.
Программы компенсации в Великобритании помогают жертвам насильственных преступлений восстановиться после травм и потерь. Эти программы действуют в различных частях Великобритании, каждая из которых имеет свои собственные программы с уникальными особенностями.
В 1964 году была запущена программа компенсации для жертв преступлений в трех основных регионах Великобритании — Англии, Уэльсе и Шотландии (Criminal Injuries Compensation Schemes, CICS), согласно которой жертвы преступлений могут получить компенсацию за ущерб [4]. Финансирование происходит как за счет государственных средств, так и за счет уголовных сборов.
Жертвам насильственных преступлений доступна компенсация вреда, которую можно получить, подав заявку в течение двух лет с момента совершения преступления. Двухгодичный срок в определенных случаях может быть продлен. В случаях, когда жертва преступления была инициатором конфликта, в выплате компенсации может быть отказано.
Размер компенсации вреда потерпевшим зависит от тяжести травмы и может достигать 500 тысяч фунтов стерлингов [5].
Среди европейских стран интересным является опыт Германии создания модели возмещения вреда, причиненного в результате совершения преступления. В некоторых федеральных землях Германии существуют специализированные фонды, которые помогают пострадавшим получить компенсацию за причиненный от преступления ущерб. Данные фонды финансируются Министерством юстиции и оказывают финансовую поддержку потерпевшим. При этом жертвы преступлений могут также получать компенсацию от государства при следующих обстоятельствах:
- у виновного лица отсутствует возможность компенсировать ущерб;
- лицо, совершившее преступление, не установлено;
- правоохранительным органам неизвестно местонахождение преступника;
- правонарушитель скрывается и находится в розыске.
Учеными Оренбургского государственного института О. А. Тарнавским и А. В. Курбатовой был проведен анализ уголовно-правовых и уголовно-процессуальных средств восстановления имущественных прав потерпевших в Германии. При проведении анализа ими отмечено, что важнейшим шагом в развитии механизма возмещения вреда в Германии стало принятие закона «О возмещении вреда потерпевшему от насильственного преступления», который предоставляет потерпевшим право на получение компенсации за вред здоровью, оплату лечения, помощь с трудоустройством и в выплате ежедневного пособия.
Кроме того, в Германии действует законодательство, которым предусмотрена возможность условного осуждения и смягчения наказания за совершенное преступление при условии добровольного возмещения ущерба потерпевшему. В Германии приоритетом является обеспечение возмещения ущерба потерпевшему, а не взыскание штрафа с преступника в пользу государства.
Также в Германии активно развивается институт медиации и восстановительного правосудия. В 2012 году был принят закон «О развитии медиации и других процедур внесудебного урегулирования конфликтов». Служба пробации создала бюро обслуживания реституции для помощи потерпевшим и лицам, совершившим преступления. Цель службы заключается в обеспечении примирения сторон, возмещении ущерба и ресоциализации.
В Иране существует специальный порядок возмещения ущерба жертвам преступлений, называемый Кисас.
Кисас — это процесс, при котором судья предлагает потерпевшему простить преступника без наказания, исходя из принципов Корана. Если жертва соглашается, они организуют переговоры о компенсации.
В случае умышленного убийства или причинения вреда здоровью компенсация должна быть выплачена быстро, а в случае неумышленного убийства или причинения вреда суд может предоставить рассрочку на выплату компенсации. Компенсацию получает пострадавший или его законный представитель. Если пострадавший умирает, компенсация переходит его близким родственникам. Если преступник не может выплатить компенсацию, то эта обязанность переходит на его близких родственников, за исключением женщин и несовершеннолетних. Если у преступника нет родственников, компенсацию выплачивает государство.
Уникальность деяния заключается в том, что государство помогает потерпевшим помириться, а преступнику дает шанс исправиться и возместить ущерб.
Во Франции потерпевшие могут получить компенсацию за причиненный физический вред до судебного разбирательства. В законодательстве Франции термины «потерпевший» и «гражданский истец» считаются одинаковыми.
Франция изобрела способ компенсации вреда через соединенный процесс, где гражданско-правовые вопросы рассматриваются вместе с уголовным делом. Этот институт получил признание в различных правовых системах и предусматривает возможность отдельного иска в гражданском суде. Французское законодательство признает возмещение любого вреда, включая боль и страдания при телесных повреждениях, сумма компенсации которых составляет от 1000 до 15 тысяч евро.
Во Франции в 70-х годах XX века были созданы публичные компенсационные фонды для возмещения ущерба, причиненного в результате совершения преступления. Создание фондов было обосновано необходимостью обеспечить потерпевших компенсацией за преступления, независимо от влияния внешних факторов. Для подачи иска требовалось установить личность правонарушителя, а для получения компенсации — его финансовую состоятельность. В связи с этим были созданы Гарантийный фонд для жертв терроризма и других преступлений (FGTI) и Комиссия по компенсации жертвам преступлений.
Выплата компенсации из FGTI зависит от тяжести совершенного преступления. Потерпевший, являющийся жертвой тяжких или особо тяжких преступлений, имеет право на полную компенсацию.
Лица, пострадавшие от небольших преступлений против личности или имущества, получают компенсацию в зависимости от ущерба, установление личности преступника для получения компенсации из FGTI не требуется.
Подводя итоги научного исследования, хочется отметить следующее. Механизм возмещения вреда потерпевшим в России хоть и существует, но мог бы быть улучшен с учетом зарубежного опыта. Создание специализированных фондов могло бы значительно улучшить ситуацию для потерпевших.
Подчеркивая положения статьи 52 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию за причиненный вред, автор считает, что одним из наиболее эффективных способов улучшения механизма восстановления прав и законных интересов пострадавших от преступлений является создание специального государственного фонда — Фонда возмещения вреда. Данный фонд должен формироваться за счет перераспределения доходов государства в области уголовного судопроизводства, включая судебные штрафы, средства, вносимые в качестве залога, и доходы, обращающиеся в бюджет государства. Такой фонд даст потерпевшим возможность быстро получить необходимую компенсацию, избавляя их от необходимости ждать, пока осужденный сможет полностью возместить причиненный ущерб. Это, несомненно, улучшит ситуацию в правосудии и поможет людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (ред. от 28.12.2024) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
3. Программы компенсации жертвам преступления в США // URL: http://www.ncjrs.gov (дата обращения: 20.02.2025).
4. Criminal Injuries Compensation Scheme 2012 (Amendment) Instrument 2019 // Официальный сайт правовой информации Правительства Великобритании. — URL: https://www.gov.uk/government/publications/criminal-injuries-compensation-scheme-2012 (дата обращения: 20.02.2025).
5. Notice of appeal against a decision of the Criminal Injuries Compensation Authority: Form T210 // Официальный сайт правовой информации Правительства Великобритании. — URL: https://www.gov.uk/government/publications/form-t210-appeal-form (дата обращения: 20.02.2025).
6. Андрусенко С. П., Власов И. С. Государственная компенсация вреда как способ судебной защиты жертв преступлений в США / С. П. Андрусенко, И. С. Власов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2018. — № 4 (71). — С. 119–120.
7. Андрусенко С. П. Правовая защита жертв преступлений в России и зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование : специальность 5.1.4. «Уголовно-правовые науки» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Андрусенко Сергей Павлович ; Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. — Москва, 2024. — 235 c. — URL: https://www.rudn.ru/storage/media/science_dissertation/4e21d843-ef0a-43dd-ac62-74febebebeb6/7eVznCrN6lLcdiX8x9gnGVFdipUu4cMvh31BG4Cy.pdf