Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие трудового права России: этапы и преемственность

Научный руководитель
Юриспруденция
08.06.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Джанмирзаев, Р. О. Развитие трудового права России: этапы и преемственность / Р. О. Джанмирзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 269-274. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126461/.


Трудовое право является одной из важнейших отраслей правовой системы, регулирующей трудовые отношения между работниками и работодателями, обеспечивающей социальные гарантии, защиту прав трудящихся и баланс интересов сторон. Развитие трудового законодательства в России прошло сложный и многогранный путь, охватывающий периоды имперского, советского и постсоветского регулирования. Исторический анализ показывает, что эволюция трудового права тесно связана с политическими и социально-экономическими изменениями в государстве.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью глубокого изучения становления и развития трудового законодательства России, его преемственности и трансформации в различных исторических условиях.

В настоящее время трудовое законодательство формируется как самостоятельная отрасль права, развитие которой тесно связано с принятием ключевых нормативных актов, в частности, Кодексов законов о труде. Их содержание менялось под влиянием экономической ситуации, социальной политики государства и стратегий экономического развития. Институты современного трудового права России во многом опираются на законодательные решения, принятые в разные исторические периоды. Принято считать, что становление науки трудового права и появление первых трудоправовых норм относится не ранее XIX века. [1] Принято выделять четыре этапа формирования трудового права в России:

  1. Период до фабричного законодательства (XI век — 1861 год);
  2. Фабричное законодательство (1861–1917 годы);
  3. Советское трудовое законодательство (1917–1991 годы);
  4. Постсоветский период (1991 год — настоящее время) [2]

В Древней Руси правовые нормы, связанные с личным наймом, впервые зафиксированы в «Русской Правде». Они регулировали отношения между нанимателем и нанятым работником, который мог стать зависимым от работодателя, если соглашение не предусматривало определенных условий.

Договор личного найма также регулировался Псковской судной грамотой (1397–1467), которая предусматривала возможность заключения контракта между господином и работником как на определенный срок, так и до завершения конкретной работы. Юридическое закрепощение крестьян началось с Судебников 1497 и 1550 годов. В XII–XV веках личный наем постепенно эволюционировал: если в ранних законах невыполнение обязательств вело к потере личной свободы (работник становился холопом), то к концу XV века Судебник 1497 года уже предусматривал лишь материальные санкции за нарушение условий найма без обращения работника в полную зависимость от нанимателя. [3]

С XVIII века, в связи с реформами Петра I, начался процесс становления фабричной системы, что потребовало новых правовых норм регулирования труда. Реформы Петра I оказали глубокое влияние на систему государственного управления, что, в свою очередь, способствовало постепенному формированию трудового законодательства в России. В ходе преобразований начала XVIII века произошла трансформация традиционного уклада жизни, а идеи формирования «регулярного государства» повлекли за собой развитие правовых норм, регламентирующих трудовую деятельность государственных служащих и военных. Эти изменения стали основой для дальнейшего развития трудового права в России. [4] Одним из ключевых шагов в формировании трудового законодательства петровской эпохи стало принятие «Табели о рангах» (1722 г.), в которой были четко определены принципы служебной иерархии. В документе закреплялось деление дворянства на потомственное и личное, а продвижение по службе увязывалось с заслугами перед государством, а не с происхождением. Реформы Петра I изменили восприятие государственной службы, превратив её в ключевой элемент социальной стратификации. В условиях формирующегося бюрократического государства должностные лица и военные были обязаны служить государству, а их деятельность оценивалась через призму «общего блага». Помимо государственных служащих, изменения коснулись и трудового статуса крестьян. Несмотря на сохранение крепостного права, в армии и на флоте была введена практика обязательной службы, что явилось предшественником принципов трудовой повинности, установленных позднее в советском законодательстве. Помимо этого, Значимыми документами периода стали Воинский устав (1716 г.) и Морской устав (1720 г.), которые не только закрепляли военные положения, но и формировали новый тип трудовой этики, основанный на дисциплине и подчинении государственным интересам. Во времена Петра I впервые вводятся нормы рабочего времени. Так, в Регламенте Адмиралтейства (1722 г.) установлено, что весной и летом рабочий день длился 13 часов 30 минут, включая короткие перерывы, а в зимний период рабочее время сокращалось.

Фабричное законодательство XIX — начала XX века: регулирование наемного труда и социальная защита рабочих.

XIX век стал периодом активного становления фабричного законодательства, регулирующего трудовые отношения в Российской империи. Хотя полноценное трудовое право еще не существовало, государство начало постепенно внедрять нормативные акты, касающиеся защиты наемных работников, условий труда и прав фабрично-заводских рабочих. В этот период были заложены основы будущего трудового законодательства, а к началу XX века появилась система правового регулирования, включавшая вопросы найма, рабочего времени и компенсации за несчастные случаи.

Первым нормативным актом, определяющим правовой статус наемных работников, стало «Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми» от 24 мая 1835 года . Этот документ, состоявший из 10 статей, регулировал взаимоотношения между работодателями и рабочими, однако акцент в нем делался преимущественно на защите интересов фабрикантов.

Оно было направлено на упорядочение найма рабочих, закрепление их прав и обязанностей, а также определение правил разрешения трудовых споров.

Постепенно правовое регулирование стало усложняться. В решении Гражданского департамента Правительствующего Сената № 537 1875 года было впервые дано определение договора личного найма: это соглашение, по которому работник принимает на себя обязательства выполнять определенные личные работы, связанные с физическим или умственным трудом. Однако это определение еще не носило универсального характера и применялось преимущественно к служебному персоналу и ремесленникам.

Значительным законодательным актом этого периода стал Закон от 1 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» [5]. Он устанавливал запрет на привлечение к труду детей младше 12 лет и обязывал предпринимателей предоставлять малолетним рабочим возможность получения начального образования. Важным нововведением стало создание фабричной инспекции, которая должна была следить за соблюдением законодательства.

Для обеспечения контроля за исполнением закона было принято «Высочайше утвержденное мнение Госсовета» от 5 июня 1884 года, которое предусматривало наказание для фабрикантов, нарушавших трудовое законодательство: арест на срок до одного месяца или штраф в размере до 100 рублей. Это был первый случай установления санкций за нарушение прав рабочих в Российской империи.

В связи с накоплением большого количества нормативных актов в 1899 и 1915 годах были изданы кодифицированные сборники законов:

— «Устав о промышленности» (1899),

— «Устав о промышленном труде» (1915).

Эти документы обобщали фабричное законодательство и вводили новые принципы регулирования трудовых отношений. В частности, в «Уставе о промышленном труде» были зафиксированы положения о заработной плате, продолжительности рабочего дня, условиях труда и социальной защите рабочих. Помимо официальных сборников, начали появляться специальные издания, подготовленные чиновниками Министерства финансов, экономистами и историками, что свидетельствовало о росте академического интереса к проблеме регулирования труда.

В течение 1882–1900 гг. создавался базовый механизм реализации трудового законодательства, включавший:

  1. Определение компетенций новых государственных учреждений,
  2. Формирование структуры фабричной инспекции,
  3. Введение первой системы страхования.

В период 1901–1914 гг. происходило дальнейшее развитие этих механизмов в условиях:

  1. Рост промышленного производства,
  2. Социальной нестабильности,
  3. Ужесточения контроля со стороны государства.

Главным результатом систематизации фабрично-заводского законодательства стало принятие в 1913 году Устава о промышленном труде (УПТ), который носил инкорпорационный характер и представлял собой обобщение действующих правовых норм, регулирующих наемный труд. Важной особенностью данного акта являлась систематизация трудового законодательства, позволившая упорядочить и сконцентрировать основные правовые положения, касающиеся работы на фабриках и заводах, а также четко выделить ключевые институты трудового права.

Формирование системы советского трудового права: первые кодификации 1918 и 1922 годов.

После Февральской революции 1917 года в России активизировалась деятельность по реформированию трудового законодательства. Это было обусловлено революционным свержением самодержавия, изменением политического режима, усилением рабочего и профсоюзного движения, а также давлением революционных сил. Реформы в этой области в основном отражали требования рабочего движения и необходимость промышленного развития страны. Временное правительство предприняло ряд мер по либерализации трудовых отношений. Было заключено соглашение между Петроградским советом рабочих депутатов и обществом фабрикантов и заводчиков о введении 8-часового рабочего дня, а также 7-часового рабочего дня накануне воскресений без уменьшения заработной платы. В этот же период были созданы фабричные комитеты и примирительные камеры, что позволило рабочим получить больше возможностей для защиты своих прав. В апреле 1917 года было принято постановление о собраниях и союзах, которое предоставляло гражданам право образовывать общественные объединения, если их деятельность не противоречила уголовным законам. 23 апреля было издано постановление «О рабочих комитетах в промышленных заведениях», а в августе — Положение о примирительных камерах и третейских судах, регулирующее процесс разрешения трудовых конфликтов. 25 августа было принято Положение о биржах труда, а 11 октября — постановление о запрете наложения денежных взысканий на рабочих по усмотрению администрации предприятий. В мае 1917 года было создано Министерство труда, которое должно было осуществлять надзор за безопасностью труда, регулировать трудовые споры и проводить реформу трудового законодательства. В составе министерства была сформирована комиссия, куда вошли представители рабочих, работодателей, профсоюзов, а также специалисты в области трудового права. Комиссия разработала проекты законов о трудовом договоре, коллективных соглашениях, стачках и внесла предложения по изменению Устава о промышленном труде. Однако предложенные реформы так и не были реализованы. Медленные и нерешительные преобразования не смогли существенно улучшить положение рабочих. После Октябрьской революции 1917 года советская власть провозгласила кардинальное изменение принципов организации трудовых отношений, сделав их основой новой социалистической экономики. Важнейшей задачей государства стало законодательное оформление трудовых прав рабочих и крестьян, что нашло отражение в первых советских декретах, а затем в принятом в 1918 году Кодексе законов о труде (КЗОТ). Это был первый в мире свод нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в условиях социалистического строя. Его положения закрепляли всеобщую трудовую повинность, 8-часовой рабочий день, социальное обеспечение работников и активную роль профсоюзов в управлении трудовыми процессами.

В основу зарождающегося социалистического трудового законодательства впервые в истории были заложены принципы всесторонней охраны труда, сформулированные в первой Программе партии большевиков. В отличие от предшествующих правовых систем, которые ограничивались лишь частичным регулированием трудовых отношений, советская власть с первых дней своего существования провозгласила необходимость государственного контроля за условиями труда и защиты интересов трудящихся.

29 октября 1917 года, уже через три дня после установления советской власти, был издан первый декрет в сфере трудового законодательства — Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О восьмичасовом дне» [6]. Данный нормативный акт распространял свое действие «на всех лиц, занятых работой по найму, и на все предприятия и хозяйства, независимо от их размера и от того, кому они принадлежат». Это стало первым шагом к обеспечению прав работников на справедливые условия труда и установлению государственного контроля за продолжительностью рабочего дня. Декрет о восьмичасовом рабочем дне стал основой для дальнейшего развития социалистического трудового законодательства. Значительная роль в регулировании трудовых отношений отводилась коллективному договору, который получил правовое закрепление в Положении Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 июля 1918 года «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда». В этом акте регламентировалось содержание коллективного договора, включая порядок приема и увольнения рабочих, нормирование рабочего времени, а также оплаты труда работников с учетом их квалификации, сложности и тяжести выполняемой работы. Теперь о Кодексе законов о труде (КЗоТ) 1918 года:

Он был принят 10 декабря 1918 года и стал первым кодифицированным нормативным актом Советского государства, регулирующим трудовые отношения. Этот документ закрепил социалистические принципы трудового права и полностью отказался от норм дореволюционного законодательства. Кодекс вводил обязательность труда для всех трудоспособных граждан, устанавливало 8-часовой рабочий день и гарантировал социальные права рабочих [7].

Кодекс законов о труде 1918 года содержал следующие ключевые положения:

  1. Введение всеобщей трудовой повинности, обязывающей всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет работать в интересах государства. Это положение подчеркивало отказ советской власти от концепции свободного труда, свойственной капиталистическим странам​.
  2. Установление гарантированного права на труд, что означало, что безработица формально устранялась как социальное явление.
  3. Введение коллективных договоров, регулирующих условия труда и оплаты, а также установление государственной системы нормирования труда​.
  4. Ограничение продолжительности рабочего дня — рабочее время не могло превышать 8 часов в сутки, за исключением отдельных отраслей (например, железнодорожного транспорта), где вводился 10-часовой рабочий день​.
  5. Обязательное социальное страхование всех работников за счет работодателя, включая страхование на случай болезни и производственных травм​.
  6. Запрещение использования детского труда, введение специальных норм защиты труда подростков и женщин​

Следующим важным этапом в развитии трудового права стало принятие ВЦИК Кодекса законов о труде РСФСР 1922 года. Новый Кодекс, как и его предшественник 1918 года, был разработан с учетом политико-экономических условий того времени, в частности, проводимой новой экономической политики (НЭП). Влияние НЭП существенно отразилось на целях и содержании этого нормативно-правового акта. КЗоТ 1922 года отменил систему трудовой повинности, характерную для периода военного коммунизма, и ввел трудовой договор как основную форму регулирования трудовых отношений. Одним из значимых нововведений стало право на создание трудовых артелей, что свидетельствовало о либерализации трудовых отношений.

Следующим этапом развития трудового законодательства стало принятие КЗоТ 1971 года, который закрепил сложившуюся систему социалистического регулирования труда, установил четкие правила трудовых правоотношений и систематизировал нормы, действовавшие на протяжении десятилетий. В этот период трудовое законодательство стало важнейшим инструментом обеспечения гарантированной занятости, охраны труда и социальной защиты работников, однако сохраняло жесткую централизацию и привязку к плановой экономике. Особое внимание в КЗоТ 1971 года было уделено труду женщин и несовершеннолетних. Были закреплены социальные гарантии для беременных женщин, кормящих матерей и женщин с малолетними детьми, а также защита прав несовершеннолетних работников. КЗоТ 1971 года стал итогом эволюции советского трудового права, объединив в себе все достижения в этой сфере на тот момент. Он закрепил обязанность трудиться, что позже было зафиксировано в Конституции РСФСР 1977 года

С конца 1980-х годов в СССР был взят курс на демократизацию политической системы, что повлекло за собой реформы социалистической экономики. В ноябре 1986 года и в мае 1988 года были легализованы частная предпринимательская деятельность и кооперативный сектор. Это привело к быстрому развитию частного бизнеса, но также дало толчок для расцвета теневой экономики. Политическая система также претерпела изменения: КПСС взяла курс на «социалистический реформизм», из Политбюро были удалены консервативные лидеры, а руководящие органы пополнились новыми людьми. С 1988 года начался рост числа неформальных политических групп, которые активно включились в общественную деятельность.

Эти политические изменения не могли не затронуть трудовое законодательство. В КЗоТ СССР были внесены значительные поправки:

основной формой трудового соглашения стал трудовой договор;

изменился порядок разрешения трудовых споров;

заключение коллективных договоров теперь регламентировалось федеральными законами. В 1989 году был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», который впервые детально регулировал механизмы урегулирования трудовых конфликтов между работниками и работодателями. Однако начало рыночных реформ привело к росту безработицы и отмене уголовной ответственности за бродяжничество и тунеядство, что вызвало острую необходимость законодательного регулирования рынка труда. В 1991 году был принят Закон РФ «О занятости населения», который стал первым актом, направленным на защиту безработных граждан, легализацию системы центров занятости и предоставление государственных гарантий в сфере трудоустройства.

Правовое регулирование труда в современной России: принципы и методы.

Современное трудовое право России является результатом многолетней эволюции, отражая как исторические традиции, так и современные тенденции регулирования трудовых отношений. В его основе лежат принципы, направленные на защиту прав работников, обеспечение справедливых условий труда и создание эффективных механизмов взаимодействия между работниками и работодателями. После распада СССР и перехода к рыночной экономике произошли значительные изменения в трудовом законодательстве, что потребовало пересмотра основополагающих принципов правового регулирования в сфере труда. Основными этапами развития трудового законодательства России стали принятие Конституции РФ 1993 года, закрепившей основные трудовые права граждан, и вступление в силу нового Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) в 2002 году, который объединил ранее действующие нормы и адаптировал их к условиям рыночной экономики.

В Конституции Российской Федерации заложены основные принципы трудового права, которые обеспечивают защиту прав работников и работодателей, а также устанавливают социальные гарантии и механизмы правового регулирования трудовых отношений.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, труд в Российской Федерации свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Согласно статье 2 Трудового кодекса РФ, основными принципами трудового права являются:

  1. Свобода труда, включая право каждого гражданина на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
  2. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  3. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда означает, что никто не может быть принужден к выполнению работы против своей воли, за исключением предусмотренных законом случаев.
  4. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве предусматривает, что государство должно обеспечивать гражданам возможность трудоустройства и поддерживать безработных.
  5. Равенство прав и возможностей работников; Равенство прав и возможностей работников заключается в том, что каждый человек имеет равные возможности для получения работы, карьерного роста и профессионального развития, независимо от личных характеристик.
  6. Обеспечение права на справедливые условия труда; Обеспечение права на справедливые условия труда включает в себя достойную заработную плату, соответствующую уровню квалификации и объему выполняемых обязанностей, а также обеспечение работников необходимыми ресурсами и комфортной рабочей средой.

Правовое регулирование труда в современной России основано на сочетании жестких государственных норм и гибких механизмов социального партнерства. Важную роль играет система методов правового регулирования, которая включает в себя императивный, диспозитивный, договорный, рекомендательный, стимулирующий и метод ответственности.

В современной России правовое регулирование труда осуществляется как государственными, так и негосударственными механизмами. Среди государственных механизмов важную роль играют федеральные органы власти, такие как Министерство труда и социальной защиты РФ, Роструд и судебная система. Государственная инспекция труда занимается проверками работодателей и применяет меры ответственности за нарушение трудового законодательства. Судебные органы и комиссии по трудовым спорам (КТС) рассматривают трудовые конфликты и обеспечивают защиту прав работников.

Негосударственные механизмы включают профсоюзы, объединения работодателей, а также третейские суды и медиацию. Профсоюзы представляют интересы работников, ведут переговоры с работодателями, заключают коллективные договоры и оказывают юридическую помощь. Объединения работодателей разрабатывают корпоративные стандарты регулирования труда и взаимодействуют с профсоюзами в рамках социального партнерства. В некоторых случаях трудовые споры разрешаются с участием независимых посредников без обращения в государственные суды.

Таким образом, правовое регулирование труда в современной России основано на сочетании жестких норм и гибких механизмов социального партнерства.

В заключение хочется сказать, что история формирования трудового законодательства России представляет собой сложный и многоуровневый процесс, развитие которого находилось под воздействием множества факторов — социально-экономических, политических, военных и административных. Эволюция правового регулирования трудовых отношений проходила через несколько ключевых этапов, начиная от норм, зафиксированных в «Русской Правде», до формирования специализированных фабричных законов и появления полноценного трудового законодательства в XIX–XX веках.

Литература:

  1. Хохлов Е. Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Ч. 1. Правовое регулирование труда в Российской империи. — СПб., 1999. Лушников А. М. Становление и развитие науки трудового права и науки права социального обеспечения в России (вторая половина XIX — начало XX в.). — Ярославль, 2001. Лушников А. М., Лушникова М. В. Очерки теории трудового права. — СПб., 2006.
  2. Оганесян Р. Г. Эволюция трудового законодательства в истории отечественного права // Вопросы трудового права. — 2021. — № 4. URL: https://panor.ru/articles/evolyutsiya-trudovogo-zakonodatelstva-v-istorii-otechestvennogo-prava/66276.html# (дата обращения: 30.01.2025).
  3. Формирование законодательства о труде в XIX — начале XX веков // Файловый архив студентов. Нижегородский Государственный Университет им. Н. И. Лобачевского. URL: https://studfile.net/preview/9943227/page:6/ (дата обращения: 30.01.2025).
  4. Овчинникова Н. В., Артемов О. Ю., Овчинников С. А. Особенности регламентации порядка работы и норм поведения государственных служащих в эпоху Петра I // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2022. — № 2. DOI: 10.28995/2073–6304–2022–2-17–28.
  5. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. — СПб., 1886. — Т. 2. — № 931.
  6. Волкова О. История развития советского трудового законодательства: Учеб.пособ. — М.: ВЮЗИ, 1986.
  7. Губжокова Л. А. Значение Кодекса законов о труде 1918 г. в становлении трудового права в России // Общество и право. 2006. № 3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kodeksa-zakonov-o-trude-1918-g-v-stanovlenii-trudovogo-prava-v-rossii (дата обращения: 30.01.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 269-274):
Часть 4 (стр. 221-295)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 269-274стр. 295

Молодой учёный