Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экодуки в России: новый уровень безопасности

Научный руководитель
Архитектура, дизайн и строительство
07.06.2025
33
Поделиться
Библиографическое описание
Аксенов, И. А. Экодуки в России: новый уровень безопасности / И. А. Аксенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126408/.


В статье автор исследует проблемы интеграции транспортной инфраструктуры с естественной средой обитания животных, рассматривая как технические аспекты, так и социально-экологические последствия. Особое внимание уделяется поиску баланса между развитием дорожной сети и сохранением природных миграционных путей животных.

Ключевые слова: экодук, ландшафтный мост, экологический переход, скотопрогон, животный переход.

Экодук — это пролетные строения, по которым осуществляется переход животных. Могут использоваться в качестве скотопрогона для скота и прохода пешеходов. Обычно не так хорошо маскируются, как ландшафтный мост, более узкие (от 7 до 25 м шириной), однако, должны иметь мягкое грунтовое покрытие и ограждение, аналогичное применяемому на ландшафтных мостах, например из кустарников.

В ходе заграничных исследований экодука на трассах перемещения животных были зафиксированы инфракрасными датчиками, при этом учитывались животные размером от лисицы. В течение года удалось отметить около 6 тысяч перемещений по экодуку. В основном тоннелем пользовались медведи, лисы и рыси.

В России построены сравнительно малое количество экодуков. Первый в России экодук (мост для животных) появился под Переславлем-Залесским в Ярославской области при реконструкции участка 115–135-й километр трассы М8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск).

Экодук

Рис. 1. Экодук

И недавно появился в Татарстане на скоростной автомобильной дороге М-12 «Восток» недалеко от границы Татарстана с Чувашской республикой. Наибольшее количество экодуков на М-12 планируется построить на территории Татарстана, по которому пройдет большая часть седьмого и весь восьмой этап трассы М-12. На восьмом этапе — шесть, в рамках седьмого этапа — один. Места для всех проходов при проектировании трассы были выбраны на основании статистики путей миграции диких животных и информации от местных властей о маршрутах прогонов домашнего скота. Такой подход позволит сохранить сложившийся уклад жизни в регионах, по которым пройдет трасса, и не перекроет пути миграции.

Экодук в Республике Татарстан

Рис.2. Экодук в Республике Татарстан

Зачастую, автодороги, вторгаясь в природные ландшафты, привносят значительное негативное воздействие на объекты животного мира. Кроме очевидного изъятия мест обитания животных и их вытеснения на соседние территории, автомобильные дороги создают негативное влияние за счет химического загрязнения среды, шума, изменения микроклиматических условий и условий освещенности в ночное время. Строительство автодорог приводит к нарушению устоявшихся путей миграции животных, что провоцирует опасные инциденты на дорогах при попытках пересечения ими проезжей части, которые нередко заканчиваются тяжелыми последствиям как для самих животных, так и для участников дорожного движения. Нарушение путей миграции и фрагментация территорий дорогами на все более мелкие части ведет к снижению численности популяций животных, а в дальнейшем и к их полному исчезновению.

Следует добавить, что за границей во многих странах ведется достаточно большая и кропотливая работа, направленная на обеспечение сохранения путей миграции животных и их безопасности около автомобильных дорог, чего не скажешь о российской практике проектирования и строительства. Возвращаясь от обзора зарубежного опыта к проблемам обеспечения миграции на проектируемом участке дороги, следует принять во внимание, что для этого участка характерны плоская равнинная местность, покрытая лесами и кустарниками, с пересечениями с малыми водотоками и пологими пойменными участками, что влияет на выбор сооружений для миграции. Экономическая часть при выборе типов сооружений также играет немаловажную роль. Весьма ясно, что строительство ландшафтных переходов и экодуков подразумевает собой весьма дорогостоящее дело, которое в отсутствие СП, иных нормативных документов государственная экспертиза проектной документации, движимая желанием уменьшить издержки на строительство, постарается скорее всего, убрать.

К сожалению, на сегодняшний день в некоторых районов районе нет ни одного специализированного перехода для животных, хотя такая инфраструктура могла бы спасти жизни миллионов животных.

Отсутствие экопереходов создает серьезную угрозу для дикой фауны района. Животные вынуждены пересекать автомобильные дороги, что часто приводит к ДТП и гибели зверей. Особенно это актуально в период миграций, когда животные ищут корм или пытаются добраться до естественных мест обитания.

Решение этой проблемы требует совместных усилий властей, экологических организаций и местных жителей для создания безопасной среды обитания как для людей, так и для животных.

В этих условиях можно сделать вывод, что для обеспечения переходов необходимо максимально использовать запланированные мостовые сооружения, эстакады, тракторные проезды и скотопрогоны в целях обеспечения миграции диких животных. Такое решение иногда оправдано и тем обстоятельством, что, как показывают инженерно-экологические изыскания, пути миграции животных в основном тяготеют к поймам рек, к существующим лесным дорогам и просекам, где и предусматриваются искусственные сооружения. Конечно, при проектировании таких совмещенных (комбинированных) переходов будут учитываться необходимые габариты и соответствующее пространство, обеспечивающие условия для миграции. Участки дороги, примыкающие к этим сооружениям, предусматривается оградить сетчатыми ограждениями, которые будут препятствовать выходу животных на проезжую часть и побуждать животных продвигаться к искусственным сооружениям, обеспечивающим возможность миграции.

Литература:

1. ГОСТ 58947 -2020 Экодуки.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экодук
ландшафтный мост
экологический переход
скотопрогон
животный переход
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 111-113):
Часть 2 (стр. 69-145)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 111-113стр. 145

Молодой учёный