Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Неблагоприятный детский опыт как фактор формирования тревожности

Научный руководитель
Психология
05.06.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Крикова, Л. В. Неблагоприятный детский опыт как фактор формирования тревожности / Л. В. Крикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 524-526. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126306/.


В статье рассмотрены вопросы формирования личностной тревожности, истоки которой находятся в детском опыте взаимоотношений в семье, а также в наличии детских психотравмирующих событий. Автор приходит к выводу, что при всей изученности этих психологических феноменов, остаются пробелы в понимании травматичности негативных событий детства в гендерном аспекте.

Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, неблагоприятный детский опыт, детская психотравма.

Психологический феномен тревожности имеет давнюю историю всестороннего изучения, так как является наиболее частым источником развития различных психических, поведенческих и эмоциональных проблем. В научной литературе отмечается его связь с невротическими расстройствами (А. Адлер, К. Хорни), психосоматическими заболеваниями (Ф. Александер), негативное влияние на познавательные процессы и эффективность деятельности (А. М. Прихожан).

В настоящее время наиболее распространенным представлением о тревожности является концепция Ч. Спилбергера, который выделяет две формы тревожности — ситуативную и личностную: тревожность как состояние и тревожность как черту [9]. Ситуативная тревожность возникает под действием внешних факторов — это появляющееся и исчезающее эмоциональное состояние, которое базируется на ощущении опасности (реальной или воображаемой). Личностная тревожность понимается как стабильное индивидуальное свойство, проявляющееся в готовности реагировать на любую, даже незначительную угрозу внутреннему комфорту, повышением тревоги и беспокойства [2]. Ю. М. Забродин и соавторы отмечают, что эти две формы тревожности взаимосвязаны, но первичной стоит считать ситуативную тревожность, так как формирование личностной тревожности зависит от частоты и интенсивности переживаний тревоги в конкретных неблагоприятных ситуациях [2]. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряженность, нервозность, чувство неопределенности, бессилия, одиночества, надвигающейся катастрофы, трудности в принятии решений [6]. Частое переживание этих состояний формирует некий паттерн реагирования на неблагоприятные обстоятельства, закрепляющийся со временем.

В отечественной науке проблеме тревожности уделяла много внимания А. М. Прихожан, рассматривая ее в онтогенезе личности. Для исследовательницы тревожность — это сложное и устойчивое эмоционально-личностное образование, которое имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты. Некоторый уровень тревожности для человека является нормой, так как необходим для приспособления и самосохранения. Однако, когда тревожность становится образованием, встроенным в структуру психики, она в значительной степени осложняет социальное функционирование, препятствует учебной и профессиональной деятельности, межличностному общению [6].

Возникновение личностной тревожности до подросткового возраста, по А. М. Прихожан, связано с аффективно-потребностной сферой, с неудовлетворенностью потребности ребенка в устойчивом представлении о себе (самооценке, самоценности и других Я-потребностей) [6]. Закономерно, что в первую очередь это зависит от стабильности взаимоотношений в семье, где при нарушенных детско-родительских связях и нездоровой психологической атмосфере ведущие потребности ребенка не будут удовлетворены, тревожность будет закрепляться и усиливаться, начиная выполнять мотивационные функции в разных жизненных сферах ребенка.

На связь тревожности с неудовлетворенными базовыми потребностями ребенка указывали и исследователи психоаналитического направления. Так, К. Хорни считает, что базальная тревога порождается чувством небезопасности в отношениях с родителями, воспринимаемом непринятии с их стороны, враждебности, отвержении [8].

Таким образом, бесспорна роль детского опыта взаимоотношений со значимыми другими в формировании личностной тревожности, которая закрепляется и направляет действия человека на протяжении всего его жизненного пути. Неблагоприятный детский опыт как психологический конструкт в науке исследован достаточно подробно и широко, а его воздействие на психику человека освещалось еще в ранних психоаналитических исследованиях. В настоящее время А. А. Кибитов и соавторы определяют НДО «как эмоционально негативно значимые переживания в детском и подростковом возрасте, потенциально травматические для психики, которые могут иметь долговременные негативные последствия для здоровья и благополучия человека; этот опыт включает в себя различные виды жестокого обращения, насилия, пренебрежения, а также проживание и развитие в небезопасной среде» [3, с.32]. В целом это понятие синонимично определению психологической травмы, произошедшей в детстве, которая понимается как «жизненно важное для индивида событие, затрагивающее значимые аспекты его существования, вызывающее глубокие психологические переживания, что может привести к нарушениям адаптации и стрессовым расстройствам» [7, с.94].

Тем не менее, как отмечают А. Н. Нехорошкова и И. Л. Большевидцева, причины появления высокой тревожности у одного человека и отсутствие таковых у другого в равных условиях воздействия внешних стресс-факторов до сих пор остаются недостаточно раскрытыми в психологии [5]. Безусловно, что важное значение здесь играют и нейробиологические факторы [4], и генетически детерминированные свойства функционирования мозга, которые могут быть ответственны за поддержание высокого уровня эмоционального возбуждения [1]. Но, на наш взгляд, существуют и гендерные закономерности не только в развития тревожности, но и в восприятии неблагополучного детского опыта с точки зрения его травматичности.

Известно, что реакция на стресс может различаться у мужчин и женщин, что обусловлено не только психофизиологическими, но и социальными факторами. У женщин эмоциональная восприимчивость и тревожность более выражена, в первую очередь из-за высокой степени ответственности в семейно-ролевом поле, особенно в отношении материнства. У мужчин тревожность проявляется чаще скрыто, в основном выражаясь в различных деструктивных формах поведения и отношения (агрессивность, алкоголизм, проблемы с установлением личных связей) [4]. Однако гендерные закономерности восприятия НДО недостаточно изучены в эмпирическом плане, что является существенной лакуной в понимании влияния детских психотравм на последующую жизнь человека. Этот вектор изучения может быть перспективным и в практическом отношении, расширяя границы понимания нюансов переживания НДО и тревоги в зависимости от половой принадлежности.

Итак, высокая личностная тревожность способна существенно нарушить здоровое функционирование человека, в некотором смысле направить его жизнь по «ложному» пути, снижая мотивацию к достижениям, задавать направленность на неудачи, препятствовать развитию близких и доверительных межличностных связей. Точки формирования личностной тревожности, как правило, находятся в детском опыте, связанном с негативными переживаниями. Теоретический аспект проблемы связи тревожности с НДО достаточно хорошо изучен, тем не менее для исследователей остается еще много нерешенных вопросов, связанных с уточнением специфики переживания травматического опыта и негативных психологических состояний, с ним связанных.

Литература:

  1. Аракелов, Г. Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. К. Шотт. — Текст: непосредственный // Психологический журнал. — 1997. — № 2. — С. 102–113.
  2. Забродин, Ю. М. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции / Ю. М. Забродин, Л. В. Бороздина, И. А. Мусина. — Текст: непосредственный // Психологический журнал. — 1989. — № 5. — С. 87–94.
  3. Кибитов, А.А., Разработка и анализ психометрических свойств новой русскоязычной версии Международного опросника неблагоприятного детского опыта (ACE-IQ) / А. А. Кибитов, А. В. Трусова, К. В. Вышинский [и др.]. — Текст: непосредственный // Консультативная психология и психотерапия. — 2024. — № 1. — С. 29–57.
  4. Кубышкина, Т. А. Психофизиологические механизмы формирования тревожности и страхов у созависимых мужчин и женщин / Т. А. Кубышкина. — Текст: непосредственный // Актуальные исследования. — 2024. — № 46.
  5. Нехорошкова, А. Н. Нейробиологические предпосылки формирования тревожных состояний / А. Н. Нехорошкова, И. Л. Большевидцева. — Текст: непосредственный // Вестник САФУ. — 2016. — № 3. — С. 24–36.
  6. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 192 c. — Текст: непосредственный.
  7. Степашкина, В. А. Психологические убеждения и ранние дезадаптивные схемы у лиц, переживших травматический опыт / В. А. Степашкина, Н. Р. Сулейманова. — Текст: непосредственный // Консультативная психология и психотерапия. — 2023. — № 31. — С. 91–113.
  8. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. / К. Хорни. — Москва: Айрис-пресс, 2004. — 464 c. — Текст: непосредственный.
  9. Spielberger, C. D. Anxiety: Current trends in theory and research. / C. D. Spielberger. // N.Y. — 1972. — Vol. 1. — P. 24–55.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
личностная тревожность
ситуативная тревожность
тревога
неблагоприятный детский опыт
детская психотравма
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 524-526):
Часть 8 (стр. 507-583)
Расположение в файле:
стр. 507стр. 524-526стр. 583

Молодой учёный