В настоящем исследовании изучаются особенности психоэмоционального состояния родителей, препятствующие эффективной адаптации к ситуации рождения, реабилитации и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а именно: повышенный уровень тревожности, наличие фрустрирующих аспектов, эмоциональное выгорание.
Ключевые слова : адаптация, психоэмоциональное состояние, родители, дети с ограниченными возможностями здоровья, тревожные состояния, фрустрация, выгорание.
Введение
Исследования психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, характеризуют ситуацию постановки диагноза ребенку как критический переломный момент, влекущей за собой значительные изменения в жизни всех членов семьи. К детям с особенностями развития относятся: сенсорные нарушения (слепота, глухота, слабовидение, тугоухость), тяжелые речевые патологии, поражения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития и умственная отсталость различной степени выраженности. В процессе адаптации родителей к новым условиям их состояние приобретает ряд специфических особенностей, сопровождаемых комплексом психоэмоциональных реакций, включающих переживание утраты «ожидаемого» ребенка, необходимость кардинального пересмотра жизненных планов и ценностей, внутрисемейные трансформации отношений.
Изменения, с которыми родителям необходимо справляться, зачастую имеет негативный психотравмирующий характер, что часто сказывается на психоэмоциональном состоянии, психологическом и физическом здоровье и отражается в дезорганизации деятельности родителей, рассогласовании внутрисемейного взаимодействия, деструктивном характере воспитания ребенка. Такие состояния, как правило, затрудняют процесс адаптации и ещё больше усугубляют трудности, с которыми сталкиваются семьи. Исследователи подчеркивают, что результатом успешной адаптации становится достижение человеком оптимального состояния функционирования. Это состояние объединяет три ключевых аспекта: физиологическое благополучие, проявляющееся в стабильности основных биологических показателей и сохранении телесных функций; психологическую устойчивость, выражающуюся в эмоциональном равновесии, когнитивной ясности и способности противостоять стрессам; социальную эффективность, характеризующуюся продуктивной деятельностью и качественным взаимодействием с окружающими. Лишь при гармоничном сочетании этих компонентов возможно говорить о полноценном психофизическом здоровье и высоком качестве жизни человека. [6, С. 197; 20, С 441–442]
Таким образом, сложившаяся ситуация, с которой сталкиваются родители, требует комплексной поддержки членов семей, воспитывающих детей с особенностями развития, и помимо социальной помощи и реабилитационных и лечебным мероприятий для ребёнка с особенностями здоровья, должна включать психологическое сопровождение родителей, что в совокупности должно способствовать адаптации всех членов семьи к новым жизненным условиям. Понимание особенностей психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, и их детерминирующих факторов может способствовать эффективной стратегии поддержки и помощи.
Статья посвящена исследованию динамики психоэмоциональной адаптации родителей детей с особыми потребностями. В работе анализируются типичные психологические реакции, включая тревожные расстройства, фрустрационные проявления и синдром эмоционального выгорания. Особое внимание уделяется ключевым детерминантам адаптационного процесса и специфическим трудностям, возникающим на разных стадиях принятия особенностей развития ребенка.
Результаты теоретического исследования.
Как показывают исследования, родители детей с особенностями развития сталкиваются с комплексом взаимосвязанных проблем, затрагивающих все сферы их жизни. На психологическом уровне они переживают тяжелый кризис при постановке диагноза. В семейных отношениях возникают серьезные изменения: традиционные роли перераспределяются, часто приводя к дисбалансу — матери полностью сосредотачиваются на реабилитации и бытовых нуждах ребенка, а отцы принимают на себя функцию финансового обеспечения, посвящая большую часть времени профессиональной деятельности. Это создает напряжение между супругами и может привести к отчуждению друг от друга и здоровых детей семьи. Социальная жизнь резко сужается из-за необходимости постоянного ухода за ребенком, потери работы и общественного осуждения. Финансовое бремя реабилитации становится тяжелым испытанием, особенно при необходимости дорогостоящих процедур и специального оборудования. Каждый конкретный диагноз приносит свои уникальные трудности: при аутизме — проблемы коммуникации, при ДЦП — физические ограничения, при сенсорных нарушениях — сложности адаптации в обществе. Таким образом, перед семьей встает сложная задача многоаспектной адаптации: перестройка повседневного быта и системы ухода за ребенком; осознание и принятие новой жизненной ситуации при сохранении душевного равновесия; поиск доступной помощи и постепенное встраивание в изменившиеся условия жизни. (из первой части) [8, 10, 9, 15, 16, 19, 21, 36]
Процесс адаптации затрагивает изменения на всех уровнях жизнедеятельности человека, и включает в себя ряд изменений на физиологическом, психологическом и социальном уровнях функционирования. В ходе адаптации происходит последовательная трансформация психических состояний человека, включая всю систему его эмоциональных реакций на изменяющиеся условия среды. Как подчеркивает Р. С. Немов, психоэмоциональное состояние представляет собой особую форму психических состояний, где доминирующую роль играет эмоциональный компонент, соответствующий актуальной психической доминанте [24]. Эти эмоциональные изменения оказывают комплексное воздействие не только на физиологические показатели состояния организма, но и существенно влияют на поведенческие паттерны индивида [35, С.7].
А. Г. Маклаков определяет адаптацию как динамический процесс достижения оптимального соответствия между внутренними психическими характеристиками индивида и внешними условиями среды, который обеспечивается за счет активации механизмов психологической регуляции и формирования адекватных поведенческих стратегий. [20, С. 438–442]
Адаптация представляет собой комплексный процесс, включающий три взаимосвязанных уровня: физиологический (активация метаболических и гормональных механизмов для поддержания гомеостаза через вегетативные и нейрогуморальные перестройки), психологический (когнитивная переработка информации, эмоциональная регуляция и выработка поведенческих стратегий с использованием механизмов психологической защиты и совладания) и социальный (формирование новых моделей взаимодействия, усвоение измененных социальных норм и освоение новых ролевых позиций). Эти уровни, характеризуясь специфическими механизмами регуляции, находятся в постоянном динамическом взаимодействии, формируя интегральные показатели адаптационного состояния личности. [20, С. 449]. Данные характеристики включают параметры психофизиологической активности и психоэмоционального состояния, которые определяют уровень функционирования различных систем организма. Этот сложный механизм регуляции позволяет индивиду либо достичь состояния оптимальной работоспособности, либо, напротив, перейти в режим энергосбережения, что существенно влияет на эффективность деятельности. [20]
Эмоциональная сфера личности служит важнейшим регуляторным механизмом, определяющим психические и физиологические состояния человека через сложное взаимодействие внешних событий, осуществляемой деятельности и системы актуальных потребностей (С. Л. Рубинштейн). Оценочная функция эмоций позволяет анализировать соответствие между текущей ситуацией и значимыми целями личности, формируя дифференцированные эмоциональные реакции: положительные (радость, удовлетворение) возникают при совпадении внешних условий с внутренними установками, активируя парасимпатическую систему и способствуя расслаблению и восстановлению ресурсов, тогда как отрицательные (тревога, гнев) отражают рассогласование, запуская симпатическую систему и мобилизуя организм для активных действий. Таким образом, валентность эмоций напрямую влияет на физиологическое состояние, модулируя активность различных функциональных систем организма. [29, С. 551]
Таким образом, эмоции формируют ключевые параметры психоэмоциональных состояний, определяя их качественные и динамические характеристики.
В работах Н. Д. Ливитова и В. А. Ганзена параметры психоэмоциональных состояний характеризуются через систему взаимосвязанных параметров, включающих модальность переживаний (положительную или отрицательную валентность), их интенсивность и глубину, временную динамику (устойчивость или лабильность), а также степень влияния на общее психофизиологическое состояние человека. Ганзен дополнительно выделяет два фундаментальных класса состояний — гуманитарные (связанные с межличностными отношениями, такие как симпатия или враждебность) и эмоциональные (индивидуальные переживания типа радости или горя), подчеркивая при этом ключевую роль субъективного переживания удовольствия или неудовольствия как базового критерия дифференциации. [7, 18]
Как подчеркивает Маклаков А. Г., результатом процесса адаптации должно стать такое оптимальное состояние организма человека, включающее его физиологические параметры, психологическое равновесие и социальное благополучие, при которых возможна продуктивная деятельность, психоэмоциональное благополучие и сохранение физических функций, такое состояние характеризует эффективную адаптацию. [20, С. 441]
Так при благоприятных условиях, на этапах процесса адаптации, формируются новые качества личности и спектр поведенческих приемов, направленных на установление поведения, позволяющего приспособиться к изменениям. [28] Адаптация к новым условиям при отсутствии выраженного стресса представляет собой плавный и последовательный процесс, включающий четыре основных этапа: от первичного ознакомления до полной интеграции в изменившиеся условия. На каждом этапе происходит постепенное освоение необходимых навыков, формирование когнитивных представлений о среде и достижение комфортного взаимодействия с новыми требованиями.
Однако, если человек сталкивается с событиями, превосходящими его адаптационные возможности, психоэмоциональное состояние может приобретать деструктивный характер. Это происходит на фоне развития стрессовой реакции, которая при неблагоприятных условиях трансформируется в дистресс — патологическую форму стресса, сопровождающуюся хронической тревожностью и прогрессирующим истощением ресурсов организма. [20, С. 457]
Согласно концепции, Г. Селье, стрессовый ответ развивается поэтапно: первоначальная реакция тревоги сопровождается активацией симпатической нервной системы и мощным выбросом стрессовых гормонов, мобилизующих организм для преодоления угрозы. При успешной адаптации наступает фаза резистентности, когда физиологические параметры стабилизируются на новом, оптимальном для данных условий уровня. [30]
Однако при продолжительном или чрезмерно интенсивном стрессе развивается фаза истощения — критическое состояние, характеризующееся: утратой адаптационного потенциала, стойкой эмоциональной напряженностью, хронически повышенной тревожностью, выраженным истощением физиологических резервов. [30]
В этом случае стресс трансформируется в дистресс — патологическое состояние, сопровождающееся нарушением психологического равновесия, снижением продуктивности и ухудшением психоэмоционального благополучия. Физиологически это проявляется в дисбалансе гормональной регуляции и нарушении работы различных систем организма. Особую опасность представляет закрепление тревожных состояний, которые из временной адаптационной реакции превращаются в устойчивую характеристику личности, существенно снижая качество жизни и адаптационные возможности индивида. [20, 30]
Рассмотренный механизм трансформации состояния стресса в дезадаптационное состояние дистресса, при воздействии стрессового события, особенно ярко проявляется у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития. Для данной категории родителей хронический стресс становится повседневной реальностью.
Хронический стресс у родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями, проходит характерные фазы адаптации, во многом соответствующие классической модели Г. Селье, но с выраженной спецификой. Начальная фаза тревоги проявляется острой реакцией на диагноз — шоком, отрицанием, гневом и чувством несправедливости, сопровождаясь физиологическими нарушениями (проблемы со сном, аппетитом, панические атаки). По мере вхождения в повседневные заботы наступает фаза сопротивления, характеризующаяся противоречивыми состояниями: гиперопекой, чередующейся с эмоциональным истощением, попытками нормализации жизни на фоне переживания изоляции. Этот период сопровождается нарастанием соматических симптомов — хронической усталостью, психосоматическими проявлениями. Критическим моментом становится переход либо в фазу истощения (с эмоциональным выгоранием, депрессией и соматизацией стресса), либо в конструктивную адаптацию (с принятием ситуации, поиском новых смыслов и формированием эффективных копинг-стратегий). Так в исследовании Манелис Н. Г., Волгина Н. Н., Никитина Ю. В., Панцырь С. Н., Феррои Л. М., этот процесс часто проходит через стадии шока и отрицания, когда родители неспособны адекватно воспринимать информацию; «сделки» с поиском чудесного исцеления и переживанием вины; гнева на специалистов и окружающих; депрессии с возможным эмоциональным отчуждением; и наконец — в оптимальном случае — стадии принятия, когда появляется способность к сотрудничеству со специалистами и выстраиванию сбалансированных отношений с ребенком. [22]
Многочисленные исследования подтверждают, что постоянная необходимость адаптироваться к особым условиям воспитания формирует специфический симптомокомплекс: стойкую тревожность из-за непрерывного ожидания новых вызовов, хроническое нервно-психическое напряжение как следствие постоянной мобилизации ресурсов, и депрессивную симптоматику как результат истощения адаптационных механизмов. [5, 8, 12, 15, 36]
Таким образом, общие закономерности стресс-реакции у этой категории родителей приобретают особую выраженность и устойчивость, что требует специальных подходов к психологической поддержке и коррекции.
Современная психология рассматривает тревогу как системное образование, формирующееся на стыке биологических, когнитивных и социальных факторов. Согласно когнитивным моделям (А. Бек, А. Эллис), ключевую роль в генезисе тревожных состояний играют дисфункциональные когнитивные схемы, проявляющиеся в катастрофизации, селективном внимании к угрожающим стимулам и низкой толерантности к неопределенности. Психодинамический подход (З. Фрейд, К. Хорни) интерпретирует тревогу как сигнал внутриличностных конфликтов, подчеркивая значение раннего детского опыта и нарушений привязанности. [26, 27]
Экзистенциально-гуманистическое направление (Р. Мэй, В. Франкл) концептуализирует тревогу как неизбежный спутник человеческого существования, возникающий при столкновении с фундаментальными экзистенциальными данностями. Бихевиоральные теории (Дж. Уотсон, Б. Скиннер) объясняют формирование тревоги через механизмы классического и оперантного обусловливания, где нейтральные стимулы приобретают угрожающее значение. [26, 27]
Как отмечают исследователи (Е. П. Ильин, К. Изард), тревога представляет собой комплексную эмоциональную реакцию, в которой страх выступает ключевым, но не единственным компонентом. [13, 14]
Тревожные состояния представляют собой сложные эмоциональные комплексы, где сочетание различных эмоций определяет характер поведенческих реакций и когнитивных процессов. В частности, комбинация страха и печали может вызывать как пассивно-избегающее поведение, так и агрессивные вспышки, тогда как соединение страха с возбуждением провоцирует импульсивные и рискованные действия. Особый интерес представляет сочетание страха и стыда, которое проявляется либо в самообвинении и навязчивом поиске внешнего подтверждения собственной ценности, либо в конфликтных и агрессивных реакциях. Понимание этих эмоциональных паттернов имеет важное значение для разработки эффективных стратегий регуляции тревожных состояний. [14, С. 295]
А. Г. Маклаков подчеркивает субъективную природу тревожных состояний, уровень и характер которых определяются индивидуальными особенностями личности, включая свойства нервной системы, эмоциональную устойчивость и волевые качества. [20, С. 447]
Согласно концепции А. Г. Маклакова, дезадаптация личности формируется вследствие интрапсихического конфликта между внутренними мотивационными установками и внешними социальными требованиями, что приводит к нарушению поведенческой регуляции. Ключевым элементом данного процесса выступает Я-концепция, выполняющая функцию когнитивного фильтра, который оценивает поступающую информацию через призму соответствия личностным целям, определяя ее как угрожающую или поддерживающую. При этом уровень притязаний, интегрированный в структуру Я-концепции, детерминирует выбор адаптационных стратегий: мотивация достижения способствует активному конструктивному поведению, тогда как доминирование мотивации избегания неудач провоцирует развитие тревожных состояний и дезадаптивных форм реагирования. [20, С. 464].
Ситуация родителей ОВЗ связана с постоянной тревогой, так как часто диагноз ребенка не излечим полностью, и от родителей требуется постоянная психоэмоциональная нагрузка, встреча с психотравмирующими факторами, которые не могут быть просто так устранены. В результате систематически повторяющихся тревожных состояний эта привычка закрепляется и становится личностной характеристикой родителя.
Чарльз Спилберг различает два вида тревожности — ситуативную и личностную. Ситуативная тревожность возникает как реакция на конкретную угрожающую ситуацию, проявляется чувством напряжения, беспокойства и носит временный характер. Личностная тревожность представляет собой устойчивую особенность человека, заставляющую воспринимать многие обстоятельства как опасные. [31]
В основе личностной тревожности лежит взаимовлияние психологических и социальных факторов. Детский опыт, включающий гиперопеку, травмы или эмоциональную заброшенность, формирует устойчивое восприятие мира как опасного. Это подкрепляется когнитивными искажениями — склонностью преувеличивать угрозы и закреплять негативные убеждения.
Социальная среда усиливает эти механизмы через хронический стресс и усвоение тревожных поведенческих моделей из ближайшего окружения. Постепенно развивается избегающее поведение, закрепляющее тревожность как черту личности.
Спилбергер выделяет три этапа этого процесса: от ситуативных тревожных реакций через формирование устойчивых негативных схем к окончательному закреплению через стратегии избегания. Хотя биологические факторы создают предрасположенность, именно психосоциальные условия определяют развитие устойчивой тревожности.
Исследования Е. П. Ткачевой демонстрируют двустороннюю связь между личностной тревожностью и стилями воспитания. С одной стороны, определенные родительские стратегии (авторитарный контроль, гиперопека или эмоциональная холодность) способствуют развитию тревожности у ребенка. С другой — высокий уровень личностной тревожности у самих родителей порождает дезадаптивные воспитательные практики: тревожные матери склонны либо к гиперконтролю (компенсируя собственные страхи через чрезмерную опеку), либо к эмоциональной отстраненности (как защита от травматичных переживаний). [33]
Это создает порочный круг: тревожные родители неосознанно формируют тревожность у детей через неоптимальные воспитательные стратегии, а те, в свою очередь, будучи тревожными взрослыми, воспроизводят аналогичные модели.
Катализатором тревожных переживаний часто выступает состояние фрустрации: фрустрация как реакция на блокировку значимой потребности часто провоцирует тревогу через когнитивный диссонанс и ощущение потери контроля [20, С. 462]. Л. Д. Столяренко определяет фрустрацию как эмоциональное состояние при столкновении с непреодолимыми барьерами, которое может проявляться агрессией или пассивностью и формировать устойчивые личностные черты [32, С. 306]. Согласно Е. П. Ильина, фрустрация включает внешний (блокировка деятельности) и внутренний (негативные эмоции) компоненты, причем её порог зависит от силы потребности, эмоциональной возбудимости и уровня притязаний [13, С. 179].
Хроническая фрустрация, особенно при интрапсихических конфликтах, может привести к неврозу — функциональному расстройству, возникающему из-за столкновения желаний с действительностью [32, С. 331]. Неврозы, характеризующиеся тревогой, депрессией и соматическими симптомами [17], часто развиваются на фоне хронического стресса и неразрешенных конфликтов [20, С. 464–466].
Длительное переживание тревоги и фрустрации способствует эмоциональному выгоранию — состоянию физического, эмоционального и умственного истощения [25, С. 482]. Выгорание развивается по трёхфазной модели через напряжение, последующее сопротивление к истощению, и связано с утратой смысла деятельности. [45, С. 483].
У родителей детей с ОВЗ выгорание возникает из-за хронического стресса, отсутствия поддержки и необходимости постоянной адаптации [1, 2, 3, 4], проявляясь эмоциональным опустошением, снижением мотивации и соматическими нарушениями [25, С. 490]. Т. В. Форманюк отмечает, что риск выгорания повышают личностные факторы: тревожность, низкая самооценка, пессимизм и недостаток социальной компетентности [25, С. 493–496].
Таким образом, тревога и фрустрация, накапливаясь, формируют порочный круг стресса, который при отсутствии ресурсов приводит к дезадаптации, неврозам и эмоциональному выгоранию.
Заключение
Следовательно, психоэмоциональное состояние родителей детей с особыми потребностями характеризуется комплексом взаимосвязанных дезадаптивных проявлений. Наблюдается устойчивая тревожность, сопровождающаяся патологическим чувством вины и стыда, а также фрустрационные реакции с преобладанием агрессивных вспышек или апатичных состояний. Особую клиническую значимость приобретают симптомы эмоционального выгорания, проявляющиеся в хронической усталости, эмоциональном опустошении и переживании экзистенциальной бессмысленности.
Данный симптомокомплекс оказывает системное деструктивное влияние на ключевые аспекты жизнедеятельности: существенно снижается продуктивность воспитательной деятельности, искажается восприятие диагноза ребенка, нарушается процесс построения оптимальной реабилитационной стратегии. Одновременно ухудшается качество внутрисемейных коммуникаций и социальных взаимодействий, прогрессивно снижается уровень физического и психического здоровья. Кумулятивный эффект этих нарушений приводит к выраженному снижению адаптационного потенциала, создавая устойчивые предпосылки для развития психосоматической патологии и стойких дезадаптационных расстройств, что требует обязательного психокоррекционного вмешательства.
Перспективные направления исследований должны быть сосредоточены на комплексном изучении психологических и социальных механизмов адаптации родителей детей с особыми потребностями, включая разработку дифференцированных программ психологической помощи с учетом стадий адаптационного процесса, изучение эффективности различных форм поддержки (групповые терапии, семейное консультирование, цифровые платформы), анализ влияния социально-экономических и культурных факторов, создание инструментов для раннего выявления групп риска, а также исследование нейробиологических основ длительного стресса с применением современных методов нейровизуализации. Особую важность приобретают междисциплинарные исследования, интегрирующие клинико-психологические, социальные и нейробиологические подходы для создания целостной системы поддержки таких семей.
Литература:
- Baker B. L., Blacher J. The impact of children's disabilities on family functioning // Journal of Family Psychology. — 2011. — Vol. 25, No. 3. — С. 367–376. — DOI: 10.1037/a0023680.
- Davis N. O., Carter A. S. Parenting stress in mothers and fathers of toddlers with autism spectrum disorders: Associations with child characteristics // Journal of Autism and Developmental Disorders. — 2008. — Vol. 38, No. 6. — С. 1278–1291. — DOI: 10.1007/s10803–007–0510–1.
- Hastings R. P., Brown T. Stress and coping in parents of children with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. — 2002. — Vol. 32, No. 4. — С. 353–366. — DOI: 10.1023/A:1020593011000.
- Lindsey M. A., Baird M. A. Parental burnout: A review of the literature // Journal of Family Issues. — 2018. — Vol. 39, No. 9. — С. 2390–2410. — DOI: 10.1177/0192513X17706680.
- Бомба А. С., Скабелина Н. А. Исследование психологического состояния родителей, имеющих детей с психическими нарушениями // Скиф. 2018. № 10 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihologicheskogo-sostoyaniya-roditeley-imeyuschih-detey-s-psihicheskimi-narusheniyami (дата обращения: 29.05.2025).
- Воловикова М. И., Галкина Т. В., Гостев А. А. [и др.]. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / под ред. А. Л. Журавлева, М. И. Воловиковой, Т. В. Галкиной. — Москва: Институт психологии РАН, 2014. — 320 с. — ISBN 978–5–9270–0294–8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/51946.html (дата обращения: 09.05.2025)
- Ганзен В. А., Юрьев В. Н. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1987. Вып. 1, № 6.
- Гринина Е. С. Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-sostoyaniya-zhenschin-vospityvayuschih-detey-s-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 16.10.2024).
- Ефимова О. С. Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограничеснными возможностями здоровья // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vnutrisemeynyh-vzaimootnosheniy-v-semyah-imeyuschih-detey-s-ogranichesnnymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 17.05.2025).
- Заборина Л. Г. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе некоммерческой организации // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2017. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-roditeley-vospityvayuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-baze-nekommercheskoy (дата обращения: 16.10.2024).
- Здоровье и психологическое благополучие личности: монография / под ред. Н. В. Яковлевой [и др.]. Рязань: РязГМУ, 2024. 170 с. — ISBN 978–5–8423–0250–5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/484205 (дата обращения: 09.05.2025).
- Зубова Е. В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ // Клиническая и специальная психология. — 2012. — № 3.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. — СПб.: Питер. 2011. — 783 с.
- К. Изард. Психология эмоций. — Спб.: Питер, 2003. — 464 с.
- Комкова Е. И. Эмоциональные состояния матерей, воспитывающих здоровых детей и детей с ДЦП // URL: https://bspu.by/blog/Komkova/article/publish/emocional-nye-sostoyaniya-materej-vospityvayushih-zdorovyh-detej-i-detej-s-dcp (дата обращения: 25.05.2025).
- Конева И. А., Мурзина Д. А. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и их сопровождение // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77–4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-roditeley-vospityvayuschih-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-i-ih-soprovozhdenie (дата обращения: 26.10.2024).
- Котельникова Н. В. Психология неврозов. — Санкт-Петербург: Питер, 2010.
- Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. Академия педагогических наук РСФСР.
- Любушина А. А., Савенышева С. С. Феномен родительского стресса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2 (46). С. 123–136.
- Маклаков А. Г. общая психология. — Спб.: питер, 2001. — 592 с.
- Мальцева А. А. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Russian Journal of Education and Psychology. — 2020. — № 6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-roditeley-vospityvayuschih-detey-invalidov (дата обращения: 16.10.2024).
- Манелис Н. Г., Волгина Н. Н., Никитина Ю. В., Панцырь С. Н., Феррои Л. М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие // Под общ. ред. А. В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.
- Манелис, Н. Г. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / Н. Г. Манелис, Н. Н. Волгина, Ю. В. Никитина, С. Н. Панцырь, Л. М. Феррои; под общ. ред. А. В. Хаустова. — Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 94 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Прохоров А. О., Валиуллина М. Е., Габдреева Г. Ш., Гарифуллина М. М., Менделевич В. Д. Психология состояний: учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 624 с. (Университетское психологическое образование). ISBN 978–5–89353–337–8.
- Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — 544 с.
- Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — 544 с.
- Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. — 419, [1] с. — ISBN 5–93878–211–2.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2013. — 713 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса [Пер. с англ.] / Общ. ред. Е. М. Крепса; Предисл. Ю. М. Саарма. М.: Прогресс, 1982.
- Спилбергер Ч. Тревожность: текущее состояние проблемы // Тревожность и стресс. — Москва: Наука, 1972. — С. 15–30.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. — 21-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 671, [1] с. — (Высшее образование).
- Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с. — (Специальная психология). — ISBN 978–5–4441–0057–8.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.04.2025).
- Федорова Н. Психологические аспекты социальной изоляции у детей с задержкой психического развития // Психология и здоровье. — 2021. — Т. 15, № 4. — С. 201–215.
- Шалькевич Л. В., Смычёк В. Б., Кудлач А. И. Состояние психоэмоционального статуса родителей, воспитывающих детей с эпилепсией. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2015; 3: 26–31.