Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Перевозки по заказу и неопределённый круг лиц: правовая оценка изменений законодательства

Научный руководитель
Юриспруденция
08.06.2025
32
Поделиться
Библиографическое описание
Ипатов, Н. И. Перевозки по заказу и неопределённый круг лиц: правовая оценка изменений законодательства / Н. И. Ипатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126506/.


В статье автор исследует изменения в административном законодательстве, регулирующем перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу. Анализируются различия между прежней и обновлённой редакциями, а также последствия этих изменений для правоприменительной практики и деятельности перевозчиков.

Ключевые слова: административное право, перевозка пассажиров и багажа, неопределенный круг лиц.

Административное законодательство, регулирующее сферу перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, играет ключевую роль в обеспечении безопасности, законности и прозрачности деятельности перевозчиков. Одной из особенностей административного законодательства является его постоянное обновление и адаптация к изменениям общественных и правовых отношений. Данное обстоятельство требует от перевозчиков постоянного мониторинга изменений в нормативно-правовой базе и своевременного внесения корректив в свою деятельность. Исключением не стало и внесение новых поправок в часть 3 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) [1]. До внесения изменений Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 669-ФЗ, часть 3 статьи 11.14.2 КоАП РФ трактовалась как привлечение к ответственности за взимание платы с пассажиров при осуществлении заказных перевозок для неопределённого круга лиц. С 1 сентября 2024 года вступили в силу изменения в часть 3 статьи 11.14.2 КоАП РФ, согласно которым предусмотрена ответственность за осуществление перевозки пассажиров и багажа по заказу на условиях, позволяющих предоставлять право проезда в транспортном средстве за плату неопределённому кругу лиц, а также за распространение информации об оказании таких услуг на указанных условиях.

Несомненно, прежде чем говорить о различиях норм, необходимо сказать и о сходствах. Законодатель подчеркивает, что вышеуказанные нормы действуют исключительно в правовом поле заказных перевозок. В свою очередь, согласно части 1 статьи 27 Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Трактовка договора фрахтования дана в Гражданском кодексе Российской Федерации («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26 января 1996 года № 14-ФЗ) (далее — ГК РФ) и в соответствии с ним, одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Очень важными условиями для договора фрахтования автомобильного транспорта являются — определение «круга лиц», для перевозки которых предоставляется (часть 2 статьи 27 УАТ) транспортное средство и точное обозначение маршрута (часть 2 статьи 27, статья 28 УАТ) [2].

Отличительной чертой для договора фрахтования является его цель — совершение одного или нескольких рейсов [3]. «Рейсовость» — важная особенность договора фрахтования, которая отличает его от договора перевозки (статья 785 ГК РФ). Последний, в свою очередь, подчиняется правилу конкретного маршрута. Фрахтование же предполагает осуществление перевозки груза или пассажиров по маршруту, который заранее и специально согласован сторонами в рамках индивидуального договора, что характерно для нерегулярных перевозок [4]. Цель договора фрахтования, как и любого договора перевозки (гл. 40 ГК РФ), заключается в транспортировке груза или пассажиров по заранее установленному маршруту. В литературе фрахтование (чартер) характеризуется как процесс, в котором фрахтователем выступает юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке пассажиров или грузов по маршруту, предусмотренному договором. При этом подчеркивается, что фрахтователь зачастую играет ключевую роль «организатора» перемещения грузов и пассажиров на профессиональной основе [5]. Таким образом, договор фрахтования — это гражданско-правовое соглашение, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за определённую плату (фрахт) вместимость транспортного средства (судна, самолёта, автомобиля или вагона) для перевозки груза, пассажиров или багажа на оговорённых условиях.

Изменения, вступившие в законную силу с 1 сентября 2024 года, имеют гораздо больше отличительных признаков, чем сходств, с прошедшей редакцией нормы части 3 статьи 11.14.2 КоАП РФ. Разница между первой и второй трактовкой части 3 статьи 11.14.2 КоАП РФ заключается в объёме охвата и юридическом составе правонарушения.

Трактовка до изменений: взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу для неопределённого круга лиц.

Состав правонарушения:

— Ключевой признак — факт взимания платы за перевозку пассажиров.

— Перевозчик может ссылаться на то, что он оказывает услуги для определённого круга лиц (например, по договору с фрахтователем), но если деньги за проезд собираются с пассажиров, это трактуется как перевозка для неопределённого круга лиц.

— Упор на факт оплаты проезда пассажирами. То есть, если пассажиры индивидуально оплачивают проезд, это автоматически квалифицируется как взимание платы с пассажиров.

Что не подпадало под нарушение:

— Если пассажиры не платят за проезд (например, корпоративная перевозка сотрудников по договору с работодателем), то это не нарушение.

— Если плата за перевозку поступает только от фрахтователя (юридического лица), то перевозчик мог избежать ответственности, даже если пассажиры относились к неопределённому кругу лиц.

Юридическая логика:

Ранее основным критерием нарушения было взимание платы с пассажиров. При этом сама по себе перевозка пассажиров для неопределённого круга лиц не считалась нарушением, если перевозчик получал оплату от фрахтователя (например, юридического лица) и не получал деньги от пассажиров.

Трактовка после изменений: осуществление перевозки пассажиров и багажа по заказу на условиях, предусматривающих предоставление права проезда в транспортном средстве за плату неопределенному кругу лиц, либо распространение информации об осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу на указанных условиях.

Состав правонарушения:

— Ключевые признаки — уже не только факт взимания платы, но и сам факт перевозки неопределённого круга лиц.

— Теперь правонарушением считается сама возможность того, что поездкой могут воспользоваться любые лица, независимо от источника оплаты.

— Введён новый состав — распространение информации о таких перевозках, например, размещение объявлений о возможности присоединиться к поездке (размещение рекламы на автобусе, на билетах и т. д.).

Что теперь подпадает под нарушение:

— Если пассажиры оплачивают проезд фрахтователю, но рейс доступен для любых лиц (например, по предзаказу через мессенджеры или открытые ссылки на оплату, интернет-сайты), это может быть признано нарушением.

— Перевозчик нарушает закон, если предоставляет проезд для неопределённого круга лиц.

— Если перевозчик рекламирует или публикует информацию о возможности поездки, это также будет квалифицироваться как нарушение, даже если плата за проезд взимается только с фрахтователя.

Юридическая логика:

Теперь сам факт перевозки пассажиров неопределённого круга лиц за плату сам по себе является нарушением. Упор смещён с оплаты на факт перевозки неопределенного круга лиц и оплату в том числе, либо на распространение информации о такой перевозки.

Изменения диспозиции нормы наглядно продемонстрированы в таблице 1.

Таблица 1

Критерий

До изменений

После изменений

Когда наступает нарушение

Взимание платы перевозчиком при перевозке неопределенного круга лиц

Перевозка неопределенного круга лиц (факт оплаты перевозчику не важен), распространение информации о такой перевозке

Кто оплачивает перевозку неопределенного круга лиц

Пассажиры

Не важно (нарушение наступит даже если оплатит фрахтователь)

Распространение информации

Не было предусмотрено как нарушение

Рекламирование такой поездки уже является нарушением

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ. — Ст. 11.14.2 (ред. от 23.05. 2025 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/90aaa9575ba8084c2ffc1ab19d333aacb0d24e57/ (дата обращения: 06.06.2025).
  2. Алихаджиева А. С. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ [Электронный ресурс]/А. С. Алихаджиева, Е. В. Артемьев, О. В. Куликова, И. В. Свечникова // СПС «Гарант».
  3. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, К. М. Арсланов [и др.); под ред. А. П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2009. 878 c.
  4. Теоретико-методологические основы транспортного права: учеб.-метод. пособие / под ред. Р. В. Шагиева. — Казань: Казан. (Приволж.) федер. ун-т, 2018. — 85 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F345877748/KMA_TrPr_2018_1.pdf (дата обращения: 06.06.2025).
  5. Юренкова ОС. К вопросу о правовой природе договора фрахтования / О. С. Юренкова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012 № 2. С. 169–174.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
административное право
перевозка пассажиров и багажа
неопределенный круг лиц
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 307-310):
Часть 5 (стр. 297-359)
Расположение в файле:
стр. 297стр. 307-310стр. 359

Молодой учёный