Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в рамках работы в студии «Горница-узорница» посредством игры на детских музыкальных инструментах

Педагогика
04.06.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Ковязина, Е. В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в рамках работы в студии «Горница-узорница» посредством игры на детских музыкальных инструментах / Е. В. Ковязина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 463-465. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126067/.


В условиях современного общества, характеризующегося стремительным развитием технологий и глобализацией, особенно актуальной становится задача сохранения и передачи культурного наследия молодому поколению. Русская народная культура, богатая традициями, обрядами и музыкальным фольклором, представляет собой важное звено в формировании национального самосознания и духовно-нравственных ценностей. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры — важный аспект воспитательной работы, способствующий развитию творческих способностей, эстетического восприятия и чувства принадлежности к родной культуре. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью. Народная музыка сохранилась и дошла до нас из глубины веков. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушьи сигналы и т. д.) [2]

Одним из эффективных способов реализации данной задачи является организация работы в тематических студиях, таких как студия «Горница-узорница», в которой через игру на детских музыкальных инструментах происходит погружение в мир русской народной музыки и традиций. В данной статье рассматривается опыт и методика работы студии «Горница-узорница» по приобщению дошкольников к русской народной культуре посредством музыкального воспитания.

Современное дошкольное образование ориентировано на всестороннее развитие личности ребенка, включая его культурное и нравственное воспитание. В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к традиционной культуре среди молодого поколения, что связано с доминированием массовой и зарубежной культуры, а также с недостаточной интеграцией национальных традиций в образовательные программы.

Воспитание через народное искусство и музыку способствует формированию целостной культурной идентичности, развитию эмоциональной сферы, творческого потенциала и коммуникативных навыков. Особенно важна ранняя музыкальная деятельность, так как она стимулирует развитие слуха, ритма, моторики, памяти и воображения.

Студия «Горница-узорница» как инновационная форма организации работы с дошкольниками позволяет системно и последовательно вводить детей в мир народной музыки через игру на традиционных и специально адаптированных музыкальных инструментах, что повышает мотивацию и эффективность обучения.

Цель исследования — разработка и апробация методики приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством игры на детских музыкальных инструментах в рамках студии «Горница-узорница».

Задачи исследования:

  1. Анализ педагогических и методических подходов к музыкальному воспитанию дошкольников с использованием народной культуры.
  2. Разработка программы и методических рекомендаций для студии «Горница-узорница».
  3. Организация и проведение занятий по игре на детских музыкальных инструментах с использованием русских народных мотивов.
  4. Оценка эффективности воздействия музыкального воспитания на развитие культурной компетентности и творческих способностей детей.
  5. Выявление особенностей восприятия народной музыки у дошкольников и формирование интереса к национальной культуре.

В основе методики студии лежат принципы развивающего обучения, игровой деятельности и культурно-ориентированного воспитания. Согласно педагогике музыкального воспитания, игра на музыкальных инструментах является естественной формой музыкальной деятельности дошкольников, способствующей развитию эмоционального восприятия и моторных навыков

Русская народная музыка характеризуется простотой мелодической линии, выразительностью ритма и яркой эмоциональностью, что делает ее доступной и привлекательной для детей. Исследования отечественных педагогов показывают, что знакомство с народной музыкой способствует формированию у детей чувства национальной идентичности и эстетического вкуса.

Игровой метод в музыкальном воспитании позволяет создавать благоприятную среду для развития инициативы, творчества и коммуникативных навыков, что особенно важно для дошкольного возраста, когда ребёнок воспринимает информацию через непосредственный опыт и взаимодействие.

Методика работы студии «Горница-узорница»

Студия «Горница-узорница» функционирует на базе МБОУ «Гимназия № 1» ДС № 50 и ориентирована на детей 4–7 лет. Занятия проводятся 1раз в неделю в игровой форме с использованием специально подобранных музыкальных инструментов: деревянных ложек, бубнов, трещоток, гармошек и других традиционных народных инструментов, адаптированных для детских рук.

Каждое занятие состоит из нескольких этапов:

  1. Вводная часть — знакомство с новым инструментом или народной песней, рассказ о традициях и истории.
  2. Основная часть — освоение игры на инструменте, исполнение простых мелодий и ритмических рисунков, совместное музицирование в ансамбле.
  3. Игровая часть — музыкальные игры и импровизации, включающие элементы народных обрядов и танцев.
  4. Рефлексия — обсуждение впечатлений, выражение эмоций через рисунок или рассказ.

Принципы методики

— Доступность и наглядность: Использование простых музыкальных инструментов и ярких иллюстраций.

— Игровая форма обучения: Все занятия построены на основе игры, что повышает интерес и мотивацию детей.

— Интеграция с народными традициями: Включение фольклорных текстов, рассказов, обрядов.

— Постепенное усложнение: От простых ритмических упражнений к исполнению мелодий и ансамблевой игре.

Вовлечение семьи: Организация совместных праздников и концертов с участием родителей для поддержания интереса к народной культуре.

В ходе реализации программы студии «Горница-узорница» была проведена серия занятий с группой из 15 детей дошкольного возраста. В процессе работы наблюдались следующие положительные изменения:

— Повышение интереса к народной музыке: Дети проявляли активность при знакомстве с инструментами и песнями, самостоятельно предлагали повторять любимые мелодии.

— Развитие музыкальных навыков: Улучшились ритмическая точность, темповая устойчивость, координация движений.

— Социальные навыки: Формировалось умение слушать друг друга, работать в ансамбле, проявлять инициативу.

— Эмоциональное развитие: Дети стали увереннее выражать эмоции через музыку и игру.

— Культурная компетентность: Улучшилось понимание и интерес к русским народным традициям, что отмечали и родители.

Результаты оценки эффективности программы подтверждаются наблюдением, анкетированием родителей и педагогов, а также анализом творческих работ детей.

Опыт работы студии «Горница-узорница» подтверждает, что интеграция русской народной музыки в дошкольное музыкальное воспитание через игру на детских инструментах является эффективным способом формирования у детей основ национальной культурной идентичности. Игровая деятельность позволяет не только развивать музыкальные способности, но и способствует эмоциональному и социальному развитию ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Обучаясь, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений. [1]

Особое внимание следует уделять подбору инструментов и репертуара, адаптированному к возрастным особенностям детей, а также вовлечению семьи в процесс воспитания. Совместные мероприятия и праздники усиливают эффект приобщения к культуре и создают позитивный эмоциональный фон.

Важным направлением дальнейших исследований является разработка комплексных программ с учетом региональных особенностей народной культуры и расширение методических материалов для педагогов.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством игры на детских музыкальных инструментах в рамках студии «Горница-узорница» является важным и эффективным направлением музыкально-воспитательной работы. Такая практика способствует формированию у детей музыкальной культуры, творческого потенциала, национального самосознания и нравственных ценностей.

Литература:

  1. Кононова Н. Г. (1990). Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Москва: Просвещение
  2. Никитина Н. А., Богомазова С. В. 2014 Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора. Справочник музыкального руководителя № 7 июль 2014(5)
  3. Радынова О. П., Катинее А. И. (1994) Музыкальное воспитание дошкольников. Москва: Просвещение Владос
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 463-465):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 463-465стр. 505

Молодой учёный