Данная статья посвящена формированию функциональной грамотности на уроках музыки и во внеурочной деятельности средствами «Авторской рабочей тетради».
Ключевые слова: функциональная грамотность, федеральные образовательные программы, системно-деятельностный, функционально грамотный человек, музыка, творческие и интеллектуальные способности.
Функциональная грамотность сегодня стала основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Предметы эстетического цикла и особенно музыка, обладают огромным потенциалом для эффективного развития творческих и интеллектуальных способностей школьников, для развития музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Музыка является универсальным способом коммуникации и особенно важна музыка для становления личности обучающегося — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
Невозможно воспитать ребенка, не опираясь на широкий базис духовной культуры, образуемый не только достижениями конкретных наук, но и философии, искусства, религии, фольклора.
Основная цель уроков музыки — это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Урок музыки, как урок искусства, помогает ученикам начальной школы познать мир, развить творческое воображение, воспитать художественный вкус, сформировать любовь к миру, жизни, природе, людям.
Наиболее эффективными технологиями для формирования функциональной грамотности на уроках музыки являются те из них, которые позволяют организовать активную познавательную деятельность школьников.
Формирование ФГ — не простой процесс, который требует от учителя использования современных форм, методов обучения, учебных и методических пособий.
Проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», будет рассматриваться мною на примерах использования различных учебных пособий: это авторские творческие тетради и Рабочие листы.
В структуре функциональной грамотности выделяются:
— читательская,
— математическая,
— естественно-научная,
— финансовая грамотность,
— глобальные компетенции,
— креативное мышление.
Они формируют основу для профессиональной и социальной адаптации личности. Обратимся к авторскому пособию «Тетрадь творческих заданий для учеников 1–7 классов» Она построена в игровой форме. Состоит из 5 разделов: обращение к ученикам, условные обозначения; творческие задания; мои музыкальные загадки; музыкальный словарь; интересные факты о музыке. К заданиям из тетрадей есть ответы, аудио и видео — приложение.
Особенности Рабочей тетради
— Количество заданий соответствует количеству уроков в календарно-тематическом планировании учителя музыки
— Разнообразные формы заданий : занимательные головоломки, загадки, ребусы, кроссворды различных типов, тестовые задания :
- по алгоритму;
- на систематизацию
- с одним, двумя или несколькими правильными вариантами ответов;
- на включение и исключение;
- на соотнесение двух рядов данных;
- по работе с иллюстративными источниками;
- на анализ текста, биографии, документа;
- открытые вопросы или задания, требующие оригинального решения.
— Задания дифференцированы по степени сложности , что позволяет учитывать индивидуальные возможности обучающихся.
— Задания представлены через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.). В качестве иллюстративного материала использованы иллюстрации, блок-схемы, таблицы, диаграммы, фотографии.
— Система заданий не привязана к поурочному планированию вцелях предотвращения перегрузки учащихся.
— «Рабочая тетрадь по музыке» может использоваться как отдельное учебное пособие, так и в качестве раздаточного материала.
— Продолжением работы учащихся с «Рабочей тетрадью по музыке» является участие в проектной, исследовательской, олимпиадной, конкурсной деятельности, практике самообразования по формированию функциональной грамотности.
— Часть заданий содержит опору на межпредметные связи ( музыка, литература, живопись, история, математика, русский язык).
— Есть задания, в которых формируются несколько видов функциональной грамотности: математическая, читательская, креативное мышление.
Примеры заданий
Оценивание выполненных заданий
Если задания имеют ответ, то оценивание учителем сводится к соответствию: правильный или неправильный ответ. Но если задание повышенной сложности (открытые задания), то оценивание опирается на разработанные критерии.
Использование заданий из Рабочей тетради учитель определяет в зависимости от цели и задач урока , внеурочной деятельности (проектная деятельность, олимпиадное и конкурсное движения).
Литература:
- Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 //Учительская газета, № 47, 21.11.2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357
- Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007.