Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Авторская рабочая тетрадь как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Педагогика
09.06.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Кошелева, С. Н. Авторская рабочая тетрадь как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности / С. Н. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126344/.


Данная статья посвящена формированию функциональной грамотности на уроках музыки и во внеурочной деятельности средствами «Авторской рабочей тетради».

Ключевые слова: функциональная грамотность, федеральные образовательные программы, системно-деятельностный, функционально грамотный человек, музыка, творческие и интеллектуальные способности.

Функциональная грамотность сегодня стала основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Предметы эстетического цикла и особенно музыка, обладают огромным потенциалом для эффективного развития творческих и интеллектуальных способностей школьников, для развития музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Музыка является универсальным способом коммуникации и особенно важна музыка для становления личности обучающегося — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

Невозможно воспитать ребенка, не опираясь на широкий базис духовной культуры, образуемый не только достижениями конкретных наук, но и философии, искусства, религии, фольклора.

Основная цель уроков музыки — это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Урок музыки, как урок искусства, помогает ученикам начальной школы познать мир, развить творческое воображение, воспитать художественный вкус, сформировать любовь к миру, жизни, природе, людям.

Наиболее эффективными технологиями для формирования функциональной грамотности на уроках музыки являются те из них, которые позволяют организовать активную познавательную деятельность школьников.

Формирование ФГ — не простой процесс, который требует от учителя использования современных форм, методов обучения, учебных и методических пособий.

Проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», будет рассматриваться мною на примерах использования различных учебных пособий: это авторские творческие тетради и Рабочие листы.

В структуре функциональной грамотности выделяются:

— читательская,

— математическая,

— естественно-научная,

— финансовая грамотность,

— глобальные компетенции,

— креативное мышление.

Они формируют основу для профессиональной и социальной адаптации личности. Обратимся к авторскому пособию «Тетрадь творческих заданий для учеников 1–7 классов» Она построена в игровой форме. Состоит из 5 разделов: обращение к ученикам, условные обозначения; творческие задания; мои музыкальные загадки; музыкальный словарь; интересные факты о музыке. К заданиям из тетрадей есть ответы, аудио и видео — приложение.

Особенности Рабочей тетради

Количество заданий соответствует количеству уроков в календарно-тематическом планировании учителя музыки

Разнообразные формы заданий : занимательные головоломки, загадки, ребусы, кроссворды различных типов, тестовые задания :

  • по алгоритму;
  • на систематизацию
  • с одним, двумя или несколькими правильными вариантами ответов;
  • на включение и исключение;
  • на соотнесение двух рядов данных;
  • по работе с иллюстративными источниками;
  • на анализ текста, биографии, документа;
  • открытые вопросы или задания, требующие оригинального решения.

Задания дифференцированы по степени сложности , что позволяет учитывать индивидуальные возможности обучающихся.

Задания представлены через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.). В качестве иллюстративного материала использованы иллюстрации, блок-схемы, таблицы, диаграммы, фотографии.

Система заданий не привязана к поурочному планированию вцелях предотвращения перегрузки учащихся.

«Рабочая тетрадь по музыке» может использоваться как отдельное учебное пособие, так и в качестве раздаточного материала.

Продолжением работы учащихся с «Рабочей тетрадью по музыке» является участие в проектной, исследовательской, олимпиадной, конкурсной деятельности, практике самообразования по формированию функциональной грамотности.

Часть заданий содержит опору на межпредметные связи ( музыка, литература, живопись, история, математика, русский язык).

Есть задания, в которых формируются несколько видов функциональной грамотности: математическая, читательская, креативное мышление.

Примеры заданий

Оценивание выполненных заданий

Если задания имеют ответ, то оценивание учителем сводится к соответствию: правильный или неправильный ответ. Но если задание повышенной сложности (открытые задания), то оценивание опирается на разработанные критерии.

Использование заданий из Рабочей тетради учитель определяет в зависимости от цели и задач урока , внеурочной деятельности (проектная деятельность, олимпиадное и конкурсное движения).

Литература:

  1. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 //Учительская газета, № 47, 21.11.2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357
  2. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
функциональная грамотность
федеральные образовательные программы
системно-деятельностный
функционально грамотный человек
музыка
творческие и интеллектуальные способности
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 465-467):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 465-467стр. 505

Молодой учёный