Образ мистической Москвы в литературе на примере повести Дмитрия Емца «ШНыр. Пегас, лев и кентавр» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.

Дата публикации: 07.06.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Мартынова, А. В. Образ мистической Москвы в литературе на примере повести Дмитрия Емца «ШНыр. Пегас, лев и кентавр» / А. В. Мартынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126315/ (дата обращения: 28.06.2025).



В статье автор исследует образ мистической Москвы в повести Д. Емца «ШНыр. Пегас, лев и кентавр».

Ключевые слова: образ Москвы, пространство, время.

В данной работе наиболее подробно будет рассматриваться именно первая книга цикла «Пегас, лев и кентавр». Такое решение было принято в связи с тем, что в ней даётся первое и наиболее полное представление о мирах, в которых будут развиваться все дальнейшие события. В ней формируются основные временные и пространственные векторы, сохраняющие свою актуальность и для всех последующих частей.

Хронотоп выполняет двойственную функцию: с одной стороны, он организует композицию произведения, задавая рамки повествования, а с другой — служит средством выражения авторской позиции. Например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Петербург изображён как душный, тесный, давящий город, что отражает внутреннее состояние Раскольникова. Пространство здесь становится метафорой психологического кризиса героя, а время — ускоренным, пульсирующим, подчёркивающим стремительно нарастающее напряжения. Таким образом, хронотоп не просто фиксирует место и время действия, но и аккумулирует смыслы, заложенные автором.

Обратимся к более знакомому и распространённому образу в литературе — образу Москвы. Столица в произведении Дмитрия Емца становится мистической. Вместе со знакомыми улочками и станциями метро читателю предстают картины тайной встречи ведьмарей. Встреча тёмной силы в центре столицы встречается в русской литературе не в первый раз. Так, например, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Москва становится временным пристанищем сатаны и демонических существ. В произведении Булгакова нечистая сила подталкивает людей на совершение грехов. Воланд в своём монологе говорит о том, что человечество не изменилось: «…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» [М. Булгаков, 1984, с. 143]. В произведении Дмитрия Емца главный ведьмарь Гай безучастно выслушивает тёмные заслуги своих гостей и приближённых, но он уже не безразличный наблюдатель за людьми, как Воланд. Гай использует людей в качестве инкубаторов для выращивания эльбов.

Так, Воланд и Гай оба являются главой нечистой силы, поселившейся в Москве, но герой Булгакова более философски приходит в мир людей в отличие от Гая из «Школы ныряльщиков», который, хоть и скрывает свою свиту, вмешивается в жизни людей, разрушая не только тело, но и душу.

Кроме этого, Москва остаётся местом, близким читателю, потому что эпизоды с прогулкой друзей по вечерней столице наделяют город тёплой, родной атмосферой. Любой тревожный разговор обрывается, потому что рядом знакомые магазины, станции метро, набережная, дома — всё, что позволяет почувствовать контроль над ситуацией, а значит и безопасность.

Как изложено выше, Москва часто поддаётся мистификации в литературе. Выбор именно этого города может быть мотивирован современным писателем по нескольким причинам. Во-первых, Москва — это столица России, а значит, что этот город хорошо знаком отечественному читателю. Намного проще проникнуться городом, о котором рассказывают на уроках истории, телевидении, особенно если человек живёт в Москве или был там хотя бы один раз. Во-вторых, современная Москва — это не просто столица, а мегаполис, в котором проживает более тринадцати миллионов человек. Многочисленность населения невольно заставляет задуматься о концентрации грехопадения в городе. Бесконечные пробки, раздражительность в офисных компаниях, изобилие любыми товарами, циничный образ жизни, вызванный необходимостью зарабатывать больше и больше денег — всё это и многое другое погружают жителей столицы в греховный хаос, который они уже не замечают. Именно поэтому и появление нечистой силы не вызывает ни у кого волнения или опасений, ведь люди уже не замечают чего-то необычного. Зацикленность московских жителей на себе не позволяет им увидеть целый плавучий ресторан «Гоморра», наполненный ведьмарями и эльбами.

Однако стоит отметить, что нечисть собирается в Москве только в вечерние часы. В произведении сказано, что главный штаб ведьмарей находится недалеко от Кубинки (Подмосковье). Можно сделать вывод, что тёмная сила приходит в Москву с наступлением ночи, когда бары и злачные заведения открывают свои двери.

Так, даже урбанистический образ Москвы приобретает в повести фантастические черты благодаря активному проникновению потусторонних сил в привычную городскую среду.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1975.– 504 с.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 400 с
  3. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. Рассказы. М.:Эксмо. 2003. — 672 с.
  4. Гак В. Г. Пространство вне пространства. Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 127–135.
  5. Емец.Д. ШНыр. Пегас, лев и кентавр: повесть / Емец.Д. — Москва: Эксмо, 2010. — 384 с.
  6. Темирбулатова А. Б. Художественное время и пространство: их значение и функции //Вестник КазГУ. Серия филологическая. — 2001. — № 1. — С. 60–67.
  7. Чугунова К. С. Языковые особенности идиостиля в художественной прозе Дмитрия Емца //дисс.… канд. филол. наук. — 2017. — Т. 10. — №. 01.


Ключевые слова

время, пространство, образ Москвы
Задать вопрос