Статья посвящена вопросам исследования психологической адаптации, копинг-стратегий сотрудников при различных показателях уровня стресса. В ней проведен анализ влияния различных факторов и уровней стресса на выбор копинг-стратегий в процессе трудовой деятельности, а также влияния индивидуальных особенностей типа нервной системы на процесс адаптации к стрессу.
Показано, что основными причинами, влияющими на выбор сотрудниками определенных копинг-стратегий в процессе трудовой деятельности, являются внешние и внутренние причины, в совокупности. При этом очевидна взаимосвязь между уровнем стресса, и используемой человеком стратегии поведения. Дополнительно были исследованы показатели многофакторности стресса, тип ВНД и уровень интеллекта.
Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, тип нервной системы, адаптация, совладающее поведение.
Проблема стресса остается актуальной и интересной для исследования. В переводе с английского, стресс — это напряжение, давление. И действительно, человек так и ощущает себя в сложной стрессовой ситуации.
Первым, кто изучал это явление, был канадский ученый Ганс Селье. В 1936 году вышла его уникальная работа по теме общего адаптационного синдрома.
К настоящему времени накоплен большой объем работ и исследований на тему стресса. Но, тем не менее, проблема стресса остается одной из самых сложных тем для изучения, в виду ее многоплановости. Феномен стресса рассматривается на стыке нескольких наук. Существует физиологический, психологический, психофизиологический и социальный подходы.
Как таковой, стресс не является однозначно негативным событием, по мнению Г. Селье. [8, 9]. Он может быть и положительным (эустресс), и негативным (дистресс) [9].
Концепция стресса использовалась широким кругом специалистов, что нашло отражение в различных взглядах на данную проблему.
Стресс можно отнести к действию каких-либо внешних стимулов (стрессоров). Или субъективная реакция на ситуацию, основанная на внутренних переживаниях, направленная на оборонительные действия, преодоление и борьбу. Также стресс может быть и физической реакцией на негативное и вредное воздействие на организм. В этом смысле его рассматривал Г. Селье [8, 9] и У. Кеннон [3].
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, обиды, эмоционального перенапряжения и т. д.
Ганс Селье [8] выделил в развитии стресса три этапа:
- Реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма. Она повышает устойчивость по отношению к определенному действию. Происходит перераспределение резервов организма.
- Стадия сопротивляемости. Внешне поведение не отличается от нормы. Но внутренне идет перерасход адаптационных запасов.
- Стадия истощения, которая может привести к ухудшению самочувствия, к различным заболеваниям и в некоторых случаях к смерти.
Выделяют также этапы развития стрессового состояния у человека:
- Возрастание напряженности.
- Собственно стресс.
- Снижение внутренней напряженности.
Иногда, понятие стресс относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить [2]. Или к поведенческим и психологическим реакциям, которые отражают внутреннее состояния напряжения, подавленности.
Чтобы справиться со стрессовыми ситуациями, в социальном окружении, при негативном физическом воздействии или в других обстоятельствах, человек вынужден принимать меры, по избеганию или агрессии, устранении угрожающих условий или их ослаблению.
В любом случае, характер физиологических и психологических реакций на стрессовую ситуацию зависит от оценки индивидом внешних и внутренних угроз, особенностей внутренней психологической структуры личности и ее ролью в стремлении преодолеть стресс. То есть, специфика психического отражения стрессовой реакции, зависит от выбора целей, которые формируются, в зависимости от содержания мотивов деятельности. Мотивы в свою очередь в процессе деятельности наполняются эмоционально и связаны с эмоциональными переживаниями человека. Поэтому эти переживания специфичны и субъективно окрашены.
Ю. А. Александровский [1] с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса — с его прорывом. Учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, стресс определяют как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани.
Р. Лазарус [4] характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность.
Однако не каждый стресс проходит бесследно для психического здоровья человека. Иногда, человек не способен совладать со стрессовой ситуацией и выбрать адаптивную копинг-стратегию поведения.
Понятие «coping behavior» — копинг — в психологии означает различные виды и способы поведения, совладания с ситуацией, начиная от психологической защиты до целенаправленных способов преодоления проблемных ситуаций. Психологический смысл копинг-поведения состоит в стремлении адаптироваться в ситуации стресса оптимальным для индивида способом, путем облегчения травмирующего воздействия ситуации. Человек также применяет механизмы психологической защиты в стрессовых, кризисных для него ситуациях. Но они отличаются от копинг-поведения тем, что являются бессознательными и направлены на снятие эмоционального напряжения. В то время как, копинг-поведение осуществляется на сознательном уровне и имеет своей целью восстановление нарушенных отношений между личностью и ее окружением.
Существуют различные классификации копинг-стратегий. Однако большинство классификаций строятся около двух видов, предложенных Р. Лазарусом и С. Фолькманом [4].
- Проблемно-ориентированный.
- Эмоционально-ориентированный.
Проблемно-ориентированный направлен на изменение ситуации. Эмоционально-ориентированный направлен на стабилизацию эмоционального состояния.
На основе этого, было выделено 8 групп совладающего поведения: конфронтация; дистанцирование; самоконтроль; поиск социальной поддержки; принятие ответственности; бегство-избегание; планирование решения проблемы; положительная переоценка.
Исследования Г. Селье [8]. показали, что разные неблагоприятные причины — утомление, страх, обида, холод, болезнь, унижение и множество других факторов вызывают в организме однотипную комплексную реакцию не зависимо от того, какой именно раздражитель действует на него в этот момент. При этом раздражители могут и не существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. [6].
Способ совладания, он же способ адаптации, поведение, которое подходит наилучшим образом для конкретной ситуации, является реакцией человека, которая выбирается им, как эффективная для конкретной ситуации, то есть «сообразный реальности» [1] способ.
Человек хорошо адаптируется к ситуации, если продуктивность его деятельности, его способность наслаждаться жизнью, его психическое равновесие остаются ненарушенными. Однако неправильно приписывать любую неудачу недостатку адаптации. Эти утверждения бессмысленны, потому что они упускают из виду те взаимосвязи, условия, которые приводят человека к успеху или неудаче в конкретной ситуации. Степень адаптивности можно, например определить, в связи с относящимися к окружающей обстановке ситуациями. Человек по-разному может воспринимать стрессовую ситуацию. И уровень стресса также влияет на его поведенческую реакцию в трудной жизненной ситуации.
С самого рождения задача человека адаптироваться к человеку, к окружающей среде, часть которой уже сформирована людьми. Человек не только сам адаптируется к обществу, но также активно участвует в создании условий, к которым он должен адаптироваться. Причем отношения человека со средой периодически нарушаются и надо снова возвращать их к равновесию. А равновесие не всегда идеально. Оно может быть, в некоторых случаях патологическим.
Не каждое отклонение от равновесия является конфликтом. И каждый организм имеет механизм для восстановления и стабилизации равновесия.
Важно понять, что не для всех людей равновесие считается идеальным состоянием. Не каждый может существовать в полном согласии с требованиями общества, социума. Поэтому стремление достижения адаптации может порой привести к расстройству адаптации. Известно, что и невротический симптом, может быть неудачной попыткой адаптации. А при правильной проработке, адаптационные расстройства могут трансформироваться в адаптационные достижения. Такие противоречия присутствуют. И точного определения психическому здоровью нет. Психическое здоровье не может считаться делом случая. Необходимо быть готовым к среднеожидаемым ситуациям среды и внутренним конфликтам.
Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса. [4].
Основные общие типы нервной системы по Павлову [7]:
- Живой тип (Сангвиник).
- Спокойный тип (Флегматик).
- Безудержный тип (Холерик)
- Слабый тип (Меланхолик)
Таковы четыре главных типа нервной системы, общих для человека и животных. Однако в чистом виде, как они описаны, встречаются очень редко. Обычно существуют промежуточные формы с преобладанием свойств одного вида (Таб. 1; Таб. 2).
Таблица 1
Основные общие типы нервной системы
Сильный |
Слабый | ||
Уравновешенный |
Неуравновешенный | ||
Подвижный |
Инертный |
Подвижный |
Инертный |
Живой (Сангвиник) |
Спокойный (Флегматик) |
Безудержный (Холерик) |
Слабый (Меланхолик) |
Таблица 2
Подверженность стрессу основных общих типов нервной системы
№ |
Сильный Тип ВНД |
Слабый тип ВНД |
Подвержены стрессу |
1 |
Сангвиник. Сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов |
Менее подвержен стрессу | |
2 |
Флегматик. Сила, уравновешенность. Инертность нервных процессов |
Менее подвержен стрессу | |
3 |
Холерик. Сила, но неуравновешенность, с преобладанием возбуждения |
Менее подвержен стрессу. Слабая выраженность процесса торможения в ЦНС может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, но малая продолжительность периодов не доводит до стресса | |
4 |
Меланхолик. Слабость нервных процессов. Быстрый переход корковых клеток в состояние запредельного торможения |
Более подвержен стрессу |
Существенные различия в типологии человека обусловлены наличием у него второй сигнальной системы, его творческой и мыслительной деятельностью. Три типа людей по И. П. Павлову [7]: мыслительный тип (левополушарный); художественный тип (правополушарный); смешанный тип.
Люди мыслительного типа больше тяготеют к теории, конкретному, логическому анализу предметов. Явлений, имеют большой словарный запас и активно им пользуются. Способны прогнозировать события. Им присуща активность, целеустремленность. [18]. Люди художественного склада, как правило, малоразговорчивы, медлительны. Это чувствительные натуры, склонные к созерцанию. Их восприятие явлений образное и целостное. Склонны к конкретному виду деятельности. [18]. Смешанный тип обладает особенностями двух видов.
Отнесенность человека к определенному типу темперамента не дает достаточной гарантии прогноза его действий в ситуации стресса. На его действия влияют многие факторы. Факторы воспитания и внутренней культуры, которые позволяют ему управлять своим поведением. Но все же знания о различиях и типах ВНД человека помогают сформировать правильное представление о процессах, и причинах поведения и определенных реакциях человека на стрессоры.
Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до появления серьезных заболеваний. [17]. Существует несколько классификаций стрессорных реакций: поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса.
Изменение поведенческих реакций при стрессе: нарушения режима дня, сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.
Профессиональные нарушения: увеличение числа ошибок при выполнении привычных действий на работе; хроническая нехватка времени; низкая продуктивность; ухудшается согласованность, точность движений.
Нарушения социально-ролевых функций: уменьшении времени для общения с близкими и друзьями; повышение конфликтности; снижении сензитивности в ситуации общения; признаки антисоциального поведения.
Человек, находящийся в длительном стрессе, перестает обращать внимание на социальные нормы и стандарты поведения. Не обращает внимания на свой внешний вид.
Дистресс негативно сказывается на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания хронического стресса у человека могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе. При этом основная проблема не решается, и люди переживают чувство вины и безысходности.
Изменение интеллектуальных функций при стрессе: нарушение памяти, внимания, мышления.
В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний [5].
Физиологические проявления стресса: нарушение пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д. [5].
Эмоциональные проявления стресса: общий негативный настрой, тревога, беспокойство, эмоциональная отстраненность, снижение интереса к обычным делам.
В процессе трудовой деятельности, в изменяющихся условиях, при перегрузках, переутомлении, психоэмоциональных нагрузках, сотрудники сталкиваются с внешней и внутренней необходимостью адаптации к новым условиям. Увеличивается количество стрессоров и уровень стресса повышается, под воздействием различных факторов. У человека может поменяться угол восприятия ситуаций, в сторону искажения и выбора неадаптивных форм поведения. Что приведет к ухудшению морально-психологического климата в коллективе на почве повышения эмоционального напряжения. Это не может не отразиться непосредственно на психическом здоровье сотрудников.
Так, по результатам исследований взаимосвязи уровня стресса и копинг-стратегий сотрудников предприятия выявлена следующая картина преимущественного совладающего поведения в различных структурных подразделениях:
- Структурное подразделение «Номер 1. Администрация» (график работы 5-ти дневка, высокий уровень многофакторности (количество стресс-событий в жизни), большое количество разрушающих стресс-событий. Уровень стрессам высокий. Преобладающие копинг-стратегии: планирование решение проблемы, положительная переоценка, конфронтация.
- Структурное подразделение «Номер 2» (график работы сменной со средней нагрузкой, сверхурочной работы не много; средний уровень многофакторности; уровень стресса высокий). Преобладающие копинг-стратегии: конфронтация; дистанцирование; поиск социальной поддержки.
- Структурное подразделение «Номер 3» (график работы сменный, с высокой нагрузкой и сверхурочной работой, высокая текучесть персонала; средний уровень многофакторности; уровень стресса средний). Преобладающие копинг-стратегии: поиск социальной поддержки; самоконтроль; планирование решения проблемы.
- Структурное подразделение «Номер 4» (график работы сменный и гибкий, со средней нагрузкой и сверхурочной работой не много, средняя текучесть персонала; уровень многофакторности низкий; уровень стресса низкий). Преобладающие копинг-стратегии: поиск социальной поддержки; положительная переоценка.
- Структурное подразделение «Номер 5» (график работы сменный и пятидневка, гибкий, со средней нагрузкой, переработок мало, текучесть персонала низкая; уровень многофакторности высокий; уровень стресса низкий). Преобладающие копинг-стратегии: положительная переоценка, планирование решение проблем.
- Структурное подразделение «Номер 6» (график работы сменный, низкая нагрузка, переработок мало, текучесть персонала низкая; уровень многофакторности средний; уровень стресса низкий). Преобладающие копинг-стратегии: планирование решение проблем; самоконтроль, принятие ответственности.
Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Стресс-события заставляют человека реагировать на стресс и адаптироваться к ситуации. При этом происходит субъективная оценка события. Человек психически и физически реагирует на стрессовую ситуацию. Уровень стресса может повышаться. Далее, на выбор совладающего поведения, в том числе, влияет тип ВНД и уровень интеллекта человека. Соответственно, после такой системной оценки события, человек выбирает тип поведения: проблемно-ориентированный, который направлен на изменение ситуации или эмоционально-ориентированный, который направлен на стабилизацию эмоционального состояния.
Таким образом, уровень стресса влияет на выбор копинг-стратегии. Но на уровень стресса влияет уровень многофакторности (наполненность жизни индивида стресс-событиями), и индивидуальные особенности индивида: тип ВНД и уровень интеллекта и др.
Литература:
1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. — М: Наука, 1976. — С. 270.
2. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс. Психологический журнал № 4.- 1996.- С. 64–74.
3. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. — Л.: «Прибой», 1927. — С. 13–160.
4. Лазарус Р. Психологический стресс и процессе примирения. — Нью-Йорк: Я Грау-Хилл, 1966. — 466 с.; Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, — 1970. — С. 178–208.
5. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. Учебное пособие. СПб.: Издательство: Сентябрь, 2001. — С 52–12.
6. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. — Т. 26., Nº 6. — C.85–112
7. Павлов И. П. Рефлекс свободы. — М.: Кн. клуб Книговек; СПб.: Северо-Запад, 2011. — С 7–349
8. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 1960 — С37–234.
9. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — С.9–57.
10. Селье Г. Стресс жизни. — Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1956. — С 6–310.
11. Селье Г. Физиология и патология в результате воздействия стресса. — Монреаль: Acta, Inc., 1950. — С. 37.
12. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. — М.: РЭНАР, 2005. — С.27–168.
13. Селье Г. Концепция стресса и некоторые из его последствий / Стресс человека и познания: подход к обработке информации. — Нью-Йорк: Wiley, 1979. — С. 11–32.
14. Селье Г. Концепция стресса сегодня / под. ред. Куташ И. Л., Шлезингер Л. Б. // Справочник по стрессу и тревоги. Сан-Франциско: JosseyBass. — 1980. — С. 127–143.
15. Селье Г. На уровне целого организма. — М.: Наука, 1972. — С 10–97.
16. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации личности. М.: Издательство Канон-плюс, 2015.- С 5–155.
17. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — С 256.: ил. — (Серия «Учебное пособие») URL: https://sdo.mgaps.ru/books/KP5/M6/file/3.pdf (дата обращения: 29.04.2025)
18. Черемушникова И. И. Физиология высшей нервной деятельности в аспекте основ психического здоровья: методические указания по практическому занятию / И. И. Черемушникова, Е. С. Барышева, Е. В. Кияева. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007 — С. 37.