Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовая политика Российской Федерации в области деофшоризации

Научный руководитель
Юриспруденция
08.06.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Дзида, И. В. Правовая политика Российской Федерации в области деофшоризации / И. В. Дзида. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126404/.


В статье автор исследует законодательные методы борьбы Российской Федерации с выводом бизнеса российских резидентов в офшоры.

Ключевые слова: деофшоризация, репатриация, редоцимиляция.

Тенденции развития Российского законодательства в области регулирования международных экономических отношений в последние годы во многом сводится к репатриации финансовых активов Российской Федерации и ее резидентов и в проведении «деофшоризации» российского бизнеса. В связи с этим, видится первое препятствие при раскрытии данной темы, а именно — отсутствие целостности понятийного аппарата в указанной сфере правоотношений.

Несмотря на активное использование термина «деофшоризация» в ряде документов федерального и международного значения (Министерства Экономического Развития РФ [1], Министерства Финансов РФ [2], Федеральной Налоговой Службы РФ [3]). в контексте экономической политики Российской Федерации, законодательно закрепленное определение данного понятия отсутствует по сей день. Сам термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года. Впервые определение этого понятия предложил российский эксперт в сфере международного налогового права Александр Захаров. По его словам, «деофшоризация» — это «проведение государством комплекса мероприятий в законодательной, правоприменительной и информационной областях для снижения или исключения вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели».

В различных отраслевых документах «деофшоризация» употребляется в весьма узком смысле с целью обозначить совокупность мер, принимаемых каждым государственным органом в рамках своей юрисдикции. Например, в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике на 2021–2023 гг. [4] и 2022–2024 гг. [5] данный термин используется в рамках вопроса о совершенствовании политики налогообложения. Этот же документ, но на 2020–2022 гг. [6], применяет данный термин в контексте совершенствования политики по репатриации активов и редомициляции компаний в национальной юрисдикции, выражаемой в совокупности мер по стимуляции инвестиционной активности.

Для целей определения дефиниции «деофшоризации», более подходящим можно считать этот же документ за 2019–2021 гг. [7]. Так, Министерством Финансов деофшоризация упоминается в качестве совокупности мер по обеспечению возврата российского капитала и сокращения его вывоза за рубеж. Минэкономразвития единодушно применяет термин «деофшоризация» для описания предпринимаемых мер по пресечению вывода средств из российской юрисдикции [8].

Ранее, термин «деофшоризация» использовался как мера, направленная на борьбу с уклонением от налогообложения, посредством ненациональных юрисдикций. [9]

Весьма удачно о данном процессе рассуждает С. Ю. Глазьев: «Осуществление суверенной денежно-кредитной политики невозможно без деофшоризации нашей экономики, т. е. без перевода конечными бенефициарами регистрации прав собственности на российские активы в российскую же юрисдикцию, возвращения капиталов в отечественные банки, прекращения использования офшоров» [10]. Из указанного подхода следует, что можно выделить преследуемые цели проведения данной политики:

  1. Репатриация активов.
  2. Борьба с уклонением от уплаты налогов, посредством офшорных юрисдикций.

В качестве одного из конкурентных достоинств офшорного бизнеса следует назвать низкую налоговую ставку, в частности, небольшие государства со слабой экономикой предлагают мизерные налоговые ставки для бизнеса, тем самым привлекая в свою юрисдикцию большой объем финансов, чем активно пользуются бизнесмены по всему миру, избегая, тем самым, высоких налогов, установленных в их государствах.

Соответственно, первостепенной задачей деофшоризации должно стать пресечение возможности использования офшоров для уклонения от уплаты налогов с целью снизить или прервать отток капитала из страны и повысить наполняемость бюджета за счёт тех средств, что могли уйти за рубеж [11].

Но более комплексный подход к решению ситуации с распространенностью офшоров предоставляет А. С. Кондукторов, а именно: «… данная задача обращена в будущее — к доходам, которые только предстоит подвергнуть налогообложению. Вместе с тем не следует забывать и об активах, уже находящихся за пределами РФ. Из этого закономерно следует, что процесс деофшоризации должен быть направлен и в прошлое — он также призван обеспечивать возвращение в РФ денежных средств, ранее размещённых на счетах компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях».

В таком случае, видится необходимость в создании благоприятных условий, в которых безопасно инвестировать и аккумулировать капитал. Кондукторов полагает, что достижение успеха в этом начинании возможно при снижении валютных рисков.

Исходя из названных целей деофшоризацию можно определить, как организационный финансово-правовой процесс, обеспечивающий: недопустимость уклонения от надлежащего налогообложения с использованием иностранных низконалоговых/безналоговых юрисдикций; репатриацию в РФ активов, контролируемых российскими бенефициарами; использование рубля в качестве валюты международных расчётов и средства накопления/сохранения капитала частными субъектами.

В данной связи видится необходимым определить основные векторы развития правовой политики Российской Федерации в отношении офшорного бизнеса в современных условиях:

  1. Ликвидация возможностей для уклонения от налогов в офшорах.
  2. Возвращение активов из-за рубежа.
  3. Обеспечение привлекательности российской валюты.

В рамках реализации первого вектора, государственный регулятор проводит политику в области совершенствования соглашений об избежании двойного налогообложения, а также реализует инициативы ОЭСР о введении глобального минимального корпоративного налога.

В рамках первого механизма — совершенствования СИДН, Россия принимает меры по ликвидации причин использования данной системы с целью избежания налогообложения. Ключевой причиной в этом вопросе является положение о налогообложении трансграничных процентов, дивидендов и роялти не в государстве источника выплаты, а в государстве нахождения их получателя. Эта норма сконструирована ОЭСР в Модельной конвенции, которая является базисом для формирования СИДН, соответственно данное положение лежит в основе соответствующих двусторонних соглашений.

Государствами-участниками данного соглашения принимаются поправки, устанавливающие 15-ти процентный налог для резидентов одного государства на проценты, дивиденды и роялти, выплачиваемые резидентами другого государства — источника выплаты. В настоящий момент Россией заключено 45 СИДН из них 17 в соответствии с новыми рекомендациями ОЭСР [12].

Однако, в связи с этим возникает казус: Российская Федерация имеет множество договоров об избежании двойного налогообложения, при этом, использование СИДН было приостановлено в 38 юрисдикциях Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585. Но внесение изменений в межправительственные соглашения, для разрешения этой проблемы, видится возможным лишь при активном межправительственном взаимодействии

Кроме того, исполнение предписания ОЭСР может ударить по интересам добросовестных иностранных инвесторов, которые фактически переводятся в правовой режим двойного налогообложения со всеми негативными экономическими последствиями.

Второй целью политики по ликвидации возможностей для уклонения от налогов в офшорах является введение глобального минимального корпоративного налога — в соответствии с рекомендацией ОЭСР.

До 2022 года Российская Федерация сотрудничала с Организацией экономического сотрудничества и развития, не являясь ее участником. В то время как МИД и МЭР выступали координаторами деятельности органов государственной власти по взаимодействию России и ОЭСР. Тем не менее, принимаемые этой организацией международно-правовые документы находят своё отражение в Российском правовом поле. Так, например, Россия присоединилась к «Statement on a Two-Pillar solution to Address the Tax Challenges Arising from the Digitalisation of the Economy [13]. В соответствии со вторым компонентом, участники стремятся выработать механизм определения эффективной налоговой ставки. Так, вырабатывается правило, при котором страна, являющаяся источником выплаты, управомочивается обложить налогом доход нерезидента, находящегося в юрисдикции со ставкой налога на прибыль менее 15 процентов, таким образом, чтобы суммарная налоговая нагрузка составила 15 процентов. В глобальном масштабе эта норма приводит к усредненному общемировому налогу на прибыль в размере 15 процентов от прибыли.

В рамках реализации второго вектора развития правоотношений можно выделить последовательную политику по редомициляции, которая заключается в изменении юрисдикции компании, при котором сохраняется структура бизнеса и его внутренние и внешние отношения. Редомициляция в РФ осуществляется на основе Федерального закона РФ от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».

В соответствии с определением А. С. Кондукторова, редоцимиляция — «это комплексный организационно-правовой процесс, предусматривающий смену национальной правовой принадлежности юридического лица (с иностранной на российскую), сопровождающуюся присвоением специфического статуса международной компании». [11].

Задумка законодателя в этом случае заключается в том, чтобы вызвать интерес у российских бенефициаров в возврате, выведенного за рубеж, капитала.

В рамках реализации третьего вектора деофшоризации производится разработка мер по обеспечению привлекательности российской валюты. Инициатором выступает Центральный Банк Российской Федерации в документе «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов» изложены способы обеспечения безопасного и выгодного размещения активов в Российской Федерации, как указанно в разделе 3, п. 4 «Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и участниками рынка проводит активную работу с зарубежными регуляторами и участниками рынка, исходя из приоритета построения внешнеэкономической деятельности на рыночных принципах, в части финансового обслуживания деятельности, отдавая приоритет использованию российского рубля и других национальных валют в международных расчетах».

Данная мера имеет протекционистскую цель во внешнеэкономических отношениях резидентов Российской Федерации, которые, в настоящее время, не могут рассчитывать на надежность сохранности активов за пределами России. В дополнении к этому, привычные для международного оборота валюты, такие как доллар США и евро становятся менее актуальным для использования их в качестве офшорных валют [14].

Одним из действующих нормативно-правовых актов в этом векторе является Указ Президента РФ от 31.03.2022 № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». Еще одна протекционистская мера в рамках политики укрепления благонадежности российской валюты.

Подводя итоги исследования проблемы, можно сделать вывод о всестороннем подходе законодателя к решению вопроса о деофшоризации российского бизнеса. Совокупность принимаемых мер направлена на создание приемлемых экономических условий для сохранения активов внутри страны, обеспечение безопасности собственности российских предпринимателей, повышение числа международных платежей в российской валюте как со стороны резидентов РФ, так и со стороны иностранного бизнеса.

Литература:

  1. Торосов, И. Э. ожидаем к концу 2023 года 250 компаний в российских САР / И. Э. Торосов. — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://economy.gov.ru/material/news (дата обращения: 05.06.2025).
  2. Сазанов, А. В. Минфин продолжит совершенствовать налоговый режим для дальнейшей деофшоризации российской экономики / А. В. Сазанов. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center (дата обращения: 01.06.2025).
  3. Что такое налоговый закон о деофшоризации?. — Текст: электронный // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 01.06.2025).
  4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=131644 (дата обращения: 02.06.2025).
  5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=131644 (дата обращения: 25.05.2025).
  6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=131644 (дата обращения: 02.06.2025).
  7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=131644 (дата обращения: 03.06.2025).]
  8. Письмо Минэкономразвития «Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших Минэкономразвития России, и принимаемых мер» // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов // СПС «КонсультантПлюс»
  10. Информация о статусе международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами по состоянию на 07.04.2025 (для информационных целей) / Information on the status of the Tax Agreements for the Avoidance of Double Taxation between the Russian Federation and other States as of 07.04.2025 (for information purposes). — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=307315-informatsiya_o_statuse_mezhdunarodnykh_dogovorov_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya_mezhdu_rossiiskoi_federatsie_i_drugimi_gosudarstvami_po_sostoyaniyu_na_07.04.2025_dlya_informatsionnykh_tselei__information_on_the_status_of_the_tax_agreements_for_the_avoidance_of_double_taxation_between_the_russian_federation_and_other_states_as_of_07.04.2025_for_information_purposes (дата обращения: 03.06.2025).
  11. Кондукторов А. С. Деофшоризация финансовой системы Российской Федерации: понятие, цели, актуальные направления реализации // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — T. 18. — № 6. — С. 37–51
  12. Глазьев С. Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013–2014 гг.) // Российский экономический журнал. 2013. № 3 С. 25.
  13. Statement on a Two-Pillar Solution to Address the Tax Challenges Arising from the Digitalisation of the Economy. — Текст: электронный // Официальный сайт OECD: [сайт]. — URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/topics/policy-issues/beps/statement-on-a-two-pillar-solution-to-address-the-tax-challenges-arising-from-the-digitalisation-of-the-economy-october-2021.pdf (дата обращения: 01.06.2025).
  14. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации. — Текст: электронный // Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.cbr.ru/about_br/publ/onfinmarket/ (дата обращения: 01.06.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
деофшоризация
репатриация
редоцимиляция
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 274-277):
Часть 4 (стр. 221-295)
Расположение в файле:
стр. 221стр. 274-277стр. 295

Молодой учёный