В статье проанализирован процесс вовлечения граждан в процессы управлениясиспользованием новых технологий искусственного интеллекта. Участие граждан в управлении государственными делами становится важным аспектом современного общества. Рассмотрены возможности ИИ в сборе данных для работы обратной связи и проведения общественных слушаний. Представлены основные барьеры внедрения и способы их решения.
Ключевые слова: новые технологии, ИИ, государственное управление, цифровая грамотность, прозрачность, участие граждан.
Искусственный интеллект является ключевым элементом, который способен вывести управление на новый уровень, он значительно ускорит все процессы, которые связаны с обработкой данных. Рядовые сотрудники смогут быстро готовить отчеты о результатах деятельности своего подразделения. Уже сегодня ИИ завоевал свою позицию не только у it специалистов и сектора развлечений, но и у руководителей государственных организаций, поскольку финансирование данный сферы с каждым годом увеличивается.
В 2019 году, финансирование ИИ было менее 1 миллиарда рублей, казалось, что у ИИ нет практического применения у такой сложной и массивной структуры, как государственное управление, но события сложились иначе, к 2030 году, предполагается, что на финансирование ИИ будет ежегодно уходить более 100 миллиардов рублей. Тенденция развития всего, что связано с искусственным интеллектом видна во всем мире, инвестиции в компании, которые работают над ИИ растут с каждым годом, да, не все, что связано с ИИ завязано на научной сфере, часть технологий используют в развлекательных целях, но так ли это плохо, нельзя дать однозначный ответ на данный вопрос, но эксперты считают, что даже развитие ИИ в игровых целях может благоприятно повлиять на ИИ с точки зрения его вклада в работу с данными.
В статье 32 Конституции РФ сказано, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Как это проявляется:
– Свободные выборы. Граждане участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
– Инициатива проведения публичных слушаний, схода граждан. Например, по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования.
– Правотворческая инициатива граждан. Инициативная группа граждан может выступать с правотворческой инициативой и вносить проекты нормативных правовых актов.
– Общественный контроль. Граждане могут наблюдать за деятельностью органов власти, государственных и муниципальных организаций, проверять, анализировать и оценивать издаваемые ими акты и принимаемые решения.
– Обращение в органы власти. Граждане могут лично или коллективно обращаться к органам власти с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.
ИИ может быть использован для повышения прозрачности, доступности и эффективности участия граждан в управлении. Например, повышение доступности информации. Сегодня у людей мало свободного времени, а следовательно, не всегда есть возможность подробно изучить каждого кандидата на выборах. Решить данный вопрос могут специальные чат-боты, которые будут собирать информацию на основе ИИ, граждане смогут задать системе любой вопрос на тему выборов, вопрос про конкретную партию или кандидата, а на основе полученного ответа уже сформируют свое мнение и решение. Новые алгоритмы играют роль и в анализе общественного мнения. Например, сбор данных и анализ мнений в социальных сетях, чтобы лучше понимать пожелания граждан.
Уже сегодня ИИ помогает в подсчете голосов на выборах, специальные алгоритмы ведут учет голосов, что снижает влияние человеческого фактора, а именно вероятность ошибки. Можно выделить несколько основных направлений работы ИИ в период выборов.
– Анализ больших данных: демографической информации, опросов, статистики.
– Мониторинг социальных сетей для определения уровня общественных настроений.
– Прогнозы результатов выборов на основе моделей с историческими данными и современными трендами.
– Анализ текстов для оценки выступлений кандидатов, пресс-релизов и других материалов.
– Обработка обратной связи от избирателей, после которой можно скорректировать стратегию кандидата.
Однако использование ИИ на выборах имеет и ограничения. В 2024 году было отказано в поддержке законопроекта, который предлагал использовать ИИ при формировании предвыборных агитаций. Но стоит отметить, что ограничение касается именно генерации изображений и аудио записей. Но есть и уже успешный кейс. В 2023 году ИИ был использован для сбора данных и провидения анализа при подготовке к выборам, упор был сделан на привлечение новых сторонников.
Использование искусственного интеллекта не всегда может приносить пользу. Нужно учитывать и риски, что чрезмерное внедрение ИИ в процессы выборов будет порождать мнение, что выборы являются нелегитимные, поскольку многие люди пока что не полностью доверяют новым технологиям, в этом есть доля правды, поскольку невозможно на 100 % учесть все аспекты, которые будут связаны с безопасностью. Чтобы снизить риски, необходимо контролировать ИИ на всех этапах его деятельности, это оставит преимущество в скорости обработки данных и повысит безопасность. Самая частная ошибка, это мнение, что ИИ является источником, который будет являться всегда верным и окончательным, это не так.
Основные вызовы, с которыми можно столкнуться при внедрении ИИ в процесс выборов:
– Правовые вопросы, необходимо развивать нормативно-правовую базу, чтобы избежать создания противоречивых и спорных ситуаций.
– Технические проблемы, усложнение любой системы приводит к вероятности появления новых ошибок, которые нужно будет решать. Для снижения шанса ошибок необходимо нанимать квалифицированных сотрудников и разработчиков, поскольку речь идет не о создании развлекательного контента, а о непосредственном влияние на процесс государственного управления.
– Безопасность, с использованием ИИ повышается риск хакерских атак и утечки данных.
– Манипуляции, искажение данных может послужить поводом для создания вбросов и дезинформации.
Чтобы внедрение ИИ происходило успешно и гармонично необходимо развитие и образовательной сферы, поскольку именно подготовка квалифицированных кадров лежит у истоков создания успешной информационной политики. Такой сценарий поможет привлечь иностранный капитал в страну, а также специалистов, которые могут остаться здесь. В начале 21 века произошло большое перенасыщение рынка кадрами определенной направленности, большинство людей получали юридическое или экономическое образование, причем такая тенденция была во многих странах. Сегодня данная проблема решается с помощью повышения привлекательности it сектора, многие люди даже проходят переобучение и меняют род своей деятельности.
ИИ и машинное обучение значительно ускоряет работу с данными, поскольку их разработкой занимаются специалисты, которые имеют необходимые задания и умеют работать с большими данными. В результате рядовой сотрудник может быстро произвести анализ данных с помощью, поскольку расчеты будут произведены с помощью ИИ и машинного обучения. Но нельзя отдавать все решения на управление ИИ, поскольку его модели могут быть сложными и непрозрачными, что затрудняет понимание, как принимаются решения. Это может вызвать недоверие со стороны общества, необходима гибридная система, в которой ИИ лишь будет ускорять работу человека и выступать помощником для сбора данных и предоставления результатов, но не будет полностью заменять человека. Этические и правовые вопросы, неясно кто несет ответственность за действия системы ИИ в случае ошибок или негативных последствий. Необходимо постоянно вести контроль и обновления, что будет накладывать дополнительные затраты и ресурсы на государственные структуры.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2020 № 3083-р «Об утверждении концепции развития искусственного интеллекта в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 28.06.2019 № 1004 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития искусственного интеллекта в Российской Федерации на 2019–2024 годы».
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 505 «Об утверждении дорожной карты по развитию системы управления данными в Российской Федерации».
- Шведов Владислав Витальевич, Шведов Владислав Витальевич Анализ использования искусственного интеллекта в цифровой экономике для улучшения прозрачности и эффективности государственного управления // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6 (182).
- Карапетян Д. В. Перспективы использования искусственного интеллекта в государственном управлении // Формула менеджмента. 2020. № 1 (12).