В статье раскрывается мировоззренческая ориентация ислама на космический порядок, как образец социума и человека в частности. Таким образом, лишь вглядываясь в безукоризненные циклы Вселенной и подражая ее неизменной сущности, человек способен обрести то совершенство, которое античность называла калокагатией — высшим доступным ему идеалом.
Ключевые слова: перипатетизм, исмаилизм, ишракизм, суфизм, Космос, калокагатия.
История арабо-мусульманской философии включает три основных этапа: классический, или средневековый (VIII–XV вв.); позднее средневековье (XVI–XIX вв.); современность (2-я половина XIX — XX в.). Классический период начинается спустя приблизительно сто лет после возникновения ислама, которые понадобились для того, чтобы новое мировоззрение, связанное с монотеистической религией, стало системообразующим и приобрело научную основу.
Философские учения пяти основных течений и школ, также зародились в этот период. Это калам арабоязычный перипатетизм (фалсафа), исмаилизм, ишракизм (философия озарения) и суфизм.
Философская мысль издавна обращалась к вопросам гармонии, пропорции и структуры. Космос, с его кажущейся неизменностью, представлялся человеку идеальной моделью порядка.
Платон, живший в IV веке до нашей эры, ясно осознавал, что устройство природного мира отражается в устройстве общества. Тот факт, что над входом в его Академию было написано «Не знающий геометрии да не войдет!», говорит о том, что греки видели прочную связь между геометрическим мышлением и политическим, и эта связь долгое время поддерживалась.
В диалоге «Горгий» Платон тесно связывает познание геометрических равенств, являющихся основой физического космоса, с политическими представлениями, на которых покоится новый порядок города — справедливость (dikaiosynē), благоразумие и сдержанность (sōphrosynē) [5, с. 152–154].
Аристотель, яркий представитель греческой классической философии был убеждён, что «...небо — мера [всех] движений, так как только оно непрерывно, равномерно и вечно» [2, с. 344].
Последователи Аристотеля — неоплатоники — были убеждены, что каждая чистая идея неразрывно связана с космическими процессами. Она является своего рода проекцией, гипотезой о том, как устроен космос, который, в свою очередь, представляет собой гармоничный и упорядоченный мир, полный красоты. «Космос» — это ведь и есть «лад», «строй», «порядок», «упорядоченность», «красота».
«Ислам — в числе относительно молодых великих исторических религий. Но ислам впитал в себя и внутренне преобразовал огромные пласты духовного и интеллектуального наследия предшествующих эпох: первоначально — народов Восточного Средиземноморья, а уж далее — народов Ирана, Кавказа, Центральной Азии, Индии, а еще поздней — народов Африки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии» [7, с. 19].
Внедрение мусульманского единобожия оказало значительное влияние на национальную культуру, сформировав новый духовный фундамент и способствуя её дальнейшей интеграции. При этом, как в древности, так и в средневековье, в восточных культурах красота и гармония традиционно рассматривались как высшие ценности.
Арабо-мусульманская версия философии Аристотеля (перипатетизм) характеризуется акцентом на созерцательной деятельности как ключевом элементе достижения человеческого совершенства. В исламской интеллектуальной традиции знание и действие рассматриваются как взаимозависимые и взаимообусловленные аспекты, причем их гармоничное сочетание является необходимым условием для достижения полноты и совершенства каждого из них.
Теория подобия макро- и микрокосма была дополнена третьим элементом, социумом, представленным как «добродетельный град» у ал-Фа̄ра̄бӣ и «мир религии» у исмаилитов. «Братья чистоты» в своих трактатах распространяли научные знания своей эпохи и стремились указать путь к достижению индивидуального счастья, опираясь в числе прочего и на гностико-пифагорейское наследие [9, с. 78].
Мусульманская культура в критериях собственного культурного духа превратила опыт предыдущих культур в собственный опыт, вводя их мудрецов в пантеон собственных мудрецов и учителей.
Культурный монолит ислама означает не стандартизацию культуры, а скорее, разумные пропорции [выделено нами — Л.С.] основных ее компонентов. Ведь самым существенным в мусульманской культуре является дух порядка. Порядок есть умеренность, основанный на справедливости. Это превращает справедливость в призму, в которой преломились социально-политические и этические ценности общины [7, с. 19].
Ислам призывает к гармонии во всех аспектах жизни. Это не просто религия, а образ жизни, стремящийся к равновесию и согласию. Гармония, дарованная нам Аллахом, не должна быть выборочной. Подобно тому, как совершенен мир, созданный Всевышним, так и внутренний мир человека должен стремиться к совершенству. Вселенная, природа, общество и каждый человек взаимосвязаны, и их взаимодействие должно быть основано на гармонии.
Ибн Сина в своем «Трактате о сущности молитвы» ( Рисала фи махиййат ас‑салат ) пишет, «уподобление высшим Началам мироздания и является истинной молитвой. Оказывается, человек выполняет свою функцию раба, поклоняющегося Богу, только в том случае, если приобретает знание о мироздании. Не только знание об обыденном мире, не только знание о Природе, то есть физическое знание, но также непременно — знание о метафизических началах мироздания. Таким образом, человек действует в мироздании, осуществляя свое предназначение и свою ответственность, и это его действие и является его истинным поклонением Богу. Поклонение человека, если оно осуществляется правильно, придает ему соотнесенность с Богом» [8].
Космос и извечное правильное и стройное его строение служит образцом справедливости социума. Такой постулат утверждал Абу Али Ахмад ибн Мухаммад Ибн Мискавейх — арабоязычный историк, филолог, философ, врач, алхимик и поэт, родившийся в начале X века в Рее. В своих философских работах, из которых наиболее известно его сочинение «Улучшение нравов» («Тахзиб аль-ахлак»), разрабатывал на основе античной традиции принципы средневековой мусульманской этики. В своем «Трактате о природе справедливости» ученый говорил: «Небесные тела являются лучшими, существование в них — наиболее совершенное, ибо они [состоят] из простой пятой природы, в которой нет множественности и нет противодействия [одного другому]. На это указывает их (небесных тел) круговое и единое движение» [6].
Абу-Рейхан Бируни писал в своем бессмертном труде «Индия»: «Душа человека пристрастна ко всему, что имеет симметрию и порядок, и питает отвращение ко всему, лишенному порядка» [3, с. 150].
М. С. Булатов — современный ученый, советский архитектор, доктор архитектуры и её историк, пишет, что образцом порядка, мироустройства в понимании человечества на всем протяжении его сознательного существования служила Солнечная система и космос в целом. «Как показывает изучение философских и идеологических воззрений древних люди были уверены, что порядок в Космосе порождает порядок на земле и в человеческом обществе. Наблюдаемые человеком восходы и заходы Солнца, Луны и Звёзд, смена дня и ночи — это олицетворение мирового порядка во Вселенной, гармонии в Космосе. Такими были представления вавилонян — последователей шумеров, индийских и древнегреческих философов» [4, с. 63].
Таким образом, лишь вглядываясь в безукоризненные циклы Вселенной и подражая ее неизменной сущности, человек способен обрести то совершенство, которое античность называла калокагатией — высшим доступным ему идеалом.
Литература:
- Аль-Джанаби М. М. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. Дискуссия. — Москва: ИМЭМО РАН, 2011. — С. 40.
- Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. — Том 1. — М.: Мысль, 1976. — С. 344.
- Бируни Абу Рейхан. Индия. — М., 1995. — С. 150.
- Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX–XV вв. (Историко-теоретическое исследование). — М., 1988. — С. 63.
- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988. — С. 152–154.
- Гусейнова З. И. Мискавейх. Трактат о природе справедливости. // https://smirnov.iph.ras.ru › local › misk_adl.
- Исламская цивилизация в глобализирующемся мире./ По материалам конференции. / Отв. ред. — В. Г. Хорос. — М.: ИМЭМО РАН, 2011. — С. 19.
- Смирнов А. В. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция. // https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennaya-priroda-cheloveka-arabo-musulmanskaya-traditsiya.
- Фаизов Г. Б. Ислам и государство: единство, противоборство, конвергенция. — Уфа, 2010. — С. 78.