В статье рассматривается актуальность применения методики рисования на воде эбру в работе психолога дошкольного образовательного учреждения. Подробно описаны преимущества данной методики. Описано практическое применение программы арт-терапии с использованием методики эбру в условиях дошкольного учреждения, включая организацию занятий, методы оценки результатов и достигнутые улучшения в развитии детей. Значимость совместной работы педагогов и психологов для достижения положительных изменений в психологическом и эмоциональном состоянии воспитанников.
Ключевые слова: эбру, методика, арт-терапия, дети, программа.
Ценность арт-терапии описана во многих источниках. Преимуществом арт-терапии являются: спокойная обстановка на занятиях, видимый результат после занятий, осознание своей ценности, возможность для детей с проблемами с речью найти другие способы выражения своих эмоций, улучшение психоэмоционального состояния, возможность диагностики состояния ребёнка непосредственно во время работы, развитие саморефлексии [3].
Актуальность применения нетрадиционных методов рисования, в том числе методика рисования на воде эбру, изучена множествами ученых. В. А. Сухомлинский отмечал: «Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой» [1].
Методика рисования на воде эбру, являясь нетрадиционной техникой, обладает уникальной способностью всесторонне развивать личность ребенка и имеет ряд преимуществ. Во-первых, эбру является увлекательным процессом. Стимулирует воображение детей, позволяет экспериментировать с цветом и формой, создавая уникальные картины. Это, в свою очередь, способствует развитию креативности и самостоятельному выражению идей. Развитие воображения через творчество подробно описал в своих трудах Л. С. Выготский: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [2].
Во-вторых, работа кистью и специальными инструментами над поверхностью воды помогает детям развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию движений рук и пальцев, что важно для дальнейшего развития графических навыков письма и рисования [3].
В-третьих, повышает эмоциональную устойчивость. Процесс рисования на воде оказывает успокаивающее воздействие, снижает уровень стресса и тревожности, позволяя ребенку расслабиться и почувствовать себя комфортно в творческой среде [4].
В-четвертых, достаточно важный аспект в современном мире, в процессе проведения увлекательных занятий, развиваются речевые навыки. Рисование на воде открывает простор для фантазии ребёнка, способствуя творческому мышлению и активному словесному сопровождению творческого процесса. Через обсуждение формируется умение рассказывать истории, придумывать сюжеты и делиться эмоциями [3].
Таким образом, применение методики рисования на воде эбру в дошкольном образовании является актуальным и эффективным способом всестороннего развития личности ребенка.
Эбру — техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу). Большинство источников утверждают, что слово «эбру» происходит от слова «эбри» («ebri»), которое является формой персидского слова с корнем «эбр» («ebr»), означающего «облако», «облачный» и т. п.
По-другому эбру называют мрамированием бумаги. Как все восточное, рисование представляет собой бесконечное движение, своего рода медитацию, процесс, который позволяет реализовать свой творческий потенциал [6].
В настоящее время в методике применяется специализированные наборы. Для приготовления жидкости используется загуститель, для рисования на поверхности — краски на акриловой основе. Инструментами в работе служат: лоток формата А4, загущенная вода, отдельно краски, кисти, шпажки, гребень, бумага соответствующего размера. При необходимости можно переводить рисунки на другие поверхности, к примеру, на тканевые материалы, деревянные изделия (игрушки) и т. д.
Рис. 1. Поэтапное составление рисунка по методике рисования на воде эбру [7]
Л. Д. Лебедевой отмечено, что сочетание воды и красок способствует развитию психических процессов ребенка [6]. При использовании техники рисования на воде, активизируется работа правого полушария мозга, которое способствует развитию мелкой моторики, повышению уровня речи, письма, мышления. Перенесение рисунка на бумагу, позволяет отобразить зеркальное отражение, которое способствует включению участков головного мозга ответственных за творческое воображение. Весь процесс рисования в техники эбру сопровождается пояснением ребенка совершенных действий в виде проговаривания вслух. В случае затруднения рассказа ребенком, психолог наводящими вопросами помогает правильно сформулировать предложение. Это способствует развитию связной речи. Во время рисования происходит развитие мелкой моторики пальцев рук, что благоприятно влияет на речевые зоны мозга [3].
Как отмечает Л. Л. Назарова, с помощью рисования на воде эбру можно развивать сенсорные навыки у детей с задержкой психического развития. В первую очередь такое рисование направлено на развитие восприятия и мышления. Для детей с задержкой психического развития, рисование на воде становиться особенно интересным, ведь происходит поощрение собственного «Я». У ребенка поднимается уровень самооценки, что положительно влияет на его эмоциональное и психическое развитие. В процессе такого сенсорного развития дети начинают различать цвета, формы и геометрические фигуры. Это связано с тем, что в начале рисования капли красок раскрываются в виде круга. В последующем, из этих кругов дети создают желаемые формы. А если такое рисование сопровождать классической детской музыкой, это еще более благотворно повлияет на развитие ребенка [8].
Следует отметить, что занятия художественным творчеством приносит большое удовольствие и положительные эмоции ребенка. Рисование способствует не только хорошему настроению, но и позволяет детям с увлечением познавать окружающий мир. Именно поэтому применение техники рисования эбру, является востребованной в современном мире [3].
Практическое применение программы. Сцелью всестороннего гармоничного развития личности детей в дошкольном образовании, на базе МБДОУ Детский сад № 144 г. Уфы, психологом реализована программа арт-терапии с применением методики эбру, которая развивает психическое и эмоциональное состояние детей. Программа применяется в работе с детьми с нарушениями речи, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, коммуникации, поведения.
Ожидаемые результаты освоения программы: позитивные изменения в психологическом состоянии детей; развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции; освобождение ребенка от негативных переживаний, внутриличностных конфликтов; свобода творческого самопроявления; умение работать со своими переживаниями; раскрытие внутренних ресурсов ребенка; стремление к самопознанию и самовыражению; снижение эмоциональной тревожности; повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с диагностикой, проводимой в детском саду выявлено, что у детей имеются затруднения в:
– познавательной сфере (внимание, память, воображение, мышление);
– эмоциональной сфере (застенчивость, неуверенность в себе, гиперактивность, агрессивность);
– мотивационной сфере (пассивное поведение, отсутствие интереса к новой информации).
На психологическом сопровождении детского сада № 144 г. Уфа находятся дети возраста от 3 до 7 лет. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития и низким уровнем психологической готовности к школе.
Программа рисования на воде эбру состоит из тематических занятий. В начале дети учатся создавать фоновые рисунки традиционного эбру (баттал, гильгид, шаль). После некоторого освоения инструментов и техники дети переходят к тематическим рисункам по временам года. К примеру, на тему осени изображали осеннее дерево. Зиму рисовали с созданием образов сугробов, снеговика и елки, в особенности детям понравилось украшать новогоднее дерево разноцветными шарами. Многие изобразили елку не только на бумаге, но и на тканевых шоперах. Весна и лето создавались на воде в виде луга с цветами и бабочками. Ко дню матери применили трафареты с изображением мамы с ребенком. На день космонавтики дети создали космос, а ко дню победы изобразили белых голубей на фоне голубого неба. Все работы были представлены на выставке в холле детского сада.
Участниками программы являются дети 5–7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20–30 минут, в зависимости от возраста участников. На занятиях создаются картины, тканевые изделия, елочные игрушки, открытки.
Для всестороннего развития детей в детском саду, кроме адаптированных образовательных программ, которую используют различные специалисты учреждения, психологом дополнительно применяется программа арт-терапии с использованием методики рисования на воде эбру.
Организация и проверка результатов программы эбру-терапии в детском саду реализуется через: диагностику, беседу, кружковую работу, выставок детских работ.
В результате проведения диагностики выявлено, что у детей подготовительной группы возраста 6–7 лет имеются улучшения речи в коррекционной группе. Уровень психологической готовности к обучению в школе по сравнению с началом учебного года увеличился на 38 %.
В работе с детьми большую роль играет общая работа педагогов, однако следует отметить, что использование методики рисования на воде положительно влияет на развитие детей дошкольного возраста. Свое научное обоснование влияние методики рисования на воде на развитие детей в дальнейшем будет исследовано при написание магистерской работы.
Литература:
- Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. — М.: Знание, 1973.
- Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Рапша П. C. Значение технологии эбру в развитии связной речи у дошкольников с ЗПР // Наука в современном мире. Сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 9 января 2020 г.). — [Электронный ресурс]. — Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2020.
- Федоренко, И. Г. Арт-терапевтический практикум рисования на воде техники «Эбру» / И. Г. Федоренко // Интернаука. — 2024. — № 26–1(343)
- Мацукевич О. Ю., Асан Э. Искусство эбру в истории мировой художественной культуры: становление технологических подходов // Социально-культурная деятельность в проекции будущего: инновации, управленческие технологии, креативные практики: Материалы Всероссийского научного форума (Москва, МГИК, 24 мая 2019 года) / Сост. и науч. ред. Н. Н. Ярошенко; Московский государственный институт культуры; Факультет государственной культурной политики; Кафедра менеджмента и технологий социально-культурной деятельности. — Москва: МГИК, 2019.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — СПб: «Речь», 2003.
- Ахметшина В. Уфимцы учатся рисовать на воде / Электрогазета.рф. — [Электронный ресурс] //https://i-gazeta.com/news/znayu_kak/2013–10–04/ufimtsy-uchatsya-risovat-na-vode-577471.