Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Аэродинамический дизайн. Улучшение формы поездов для снижения сопротивления воздуха

Технические науки
07.06.2025
23
Поделиться
Библиографическое описание
Корх, Е. С. Аэродинамический дизайн. Улучшение формы поездов для снижения сопротивления воздуха / Е. С. Корх, А. Г. Воркачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 91-96. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126437/.


В статье рассматривается влияние аэродинамического дизайна на сопротивление воздуха, оказываемого на лобовую часть подвижного состава во время движения. Сравнивается лобовое сопротивление уже имеющихся различных форм подвижного состава, эксплуатируемого на данный момент в России и Японии. С помощью моделирования форм поездов, анализа потоков воздуха и расчетов, выявляется наиболее актуальный аэродинамический дизайн, который эффективно применять для эксплуатации высокоскоростного подвижного транспорта.

Ключевые слова: подвижной состав, аэродинамическое сопротивление, оптимизация формы поезда, железнодорожный транспорт, сопротивление воздуха, аэродинамический дизайн, лобовое сопротивление.

Актуальность темы исследования

В современных условиях стремительного развития транспорта аэродинамический дизайн имеет критическое значение для повышения эффективности железнодорожного транспорта. В условиях современных требований к скорости, комфорту и устойчивости, оптимизация форм поездов для снижения сопротивления воздуха становится важнейшей задачей. Учитывая глобальные тенденции к развитию высокоскоростного транспорта в России, исследование в этой области приобретает особую актуальность, несмотря на значительные достижения в аэродинамическом дизайне. Многие аспекты, такие как влияние формы на сопротивление воздуха и взаимодействие с окружающей средой, остаются недостаточно изученными. Это создает необходимость в более глубоком анализе и разработке новых решений для повышения аэродинамической эффективности поездов.

Методология исследования

Аэродинамическое сопротивление — это сопротивление движению, которое создаёт воздушная среда. Зависит от формы и размеров тела, ориентации его относительно направления скорости, значения скорости, а также от свойств и состояния среды, в которой происходит движение [1].

Рассчитывается аэродинамическое сопротивление по формуле:

, (1)

где — плотность окружающей среды, кг/м 3 (примем плотность сухого воздуха равной 1,2041 кг/м 3 при температуре 20 о С и давлении 101,325 кПа) [2];

— скорость движения, м/с (расчет проведем в диапазоне скоростей от 10 км/ч до 200 км/ч);

— коэффициент лобового сопротивления тела (безразмерная величина, которая определяется экспериментальным путем и зависит от формы лобовой части);

S — наибольшая характерная площадь тела, м 2 .

Для исследования примем два наиболее известных подвижных состава в России «Ласточка» (рисунок 1) и «Сапсан» (рисунок 2), воссоздав модель их форм в программном комплексе САПР (система автоматизированного проектирования или система автоматизации проектных работ) «SolidWorks» с размерами 1:1 к действительным. Также для исследования примем, что поезд движется по прямой, без уклона, а вектора движения головного вагона и воздуха расположены на одной оси и противоположно направлены друг другу. Боковые воздействия не учитывались.

Модель ЭС «Ласточка», воссозданная в программном комплексе САПР «SolidWorks»

Рис. 1. Модель ЭС «Ласточка», воссозданная в программном комплексе САПР «SolidWorks»

Модель ЭВС «Сапсан», воссозданная в программном комплексе САПР «SolidWorks»

Рис. 2. Модель ЭВС «Сапсан», воссозданная в программном комплексе САПР «SolidWorks»

Изложение полученных результатов

Моделирование форм подвижных составов позволило провести детальный анализ обтекания потоков воздуха и дало возможность визуализировать их и получить численные значения коэффициента лобового сопротивления, который остается неизменным при изменении скорости (рисунок 3).

Анализ потоков воздуха подвижных составов ЭВС «Сапсан» и ЭС «Ласточка»

Рис. 3. Анализ потоков воздуха подвижных составов ЭВС «Сапсан» и ЭС «Ласточка»

Из проведенного анализа следует, что аэродинамический коэффициент сопротивления тела равен 0,27 для «Сапсана» и 0,62 для «Ласточки», а площадь поперечного сечения 8,281 м 2 и 9,337 м 2 соответственно.

Подставив полученные значения в формулу (1) при скорости движения поезда 10 км/ч (2,78 м/с), получим:

Для «Сапсана»

Для «Ласточки»

Аналогичные расчеты проведем при скоростях от 20 до 200 км/ч. Результаты расчета для диапазона скоростей от 10 до 200 км/ч приведены в таблице 1.

Таблица 1

Расчетные данные аэродинамического сопротивления

V

W a , Н

м/с

км/ч

ЭС «Ласточка»

ЭВС «Сапсан»

2,8

10

26,9

10,4

5,6

20

107,6

41,5

8,3

30

242,0

93,5

11,1

40

430,3

166,2

13,9

50

672,3

259,7

16,7

60

968,1

373,9

19,4

70

1317,7

508,9

22,2

80

1721,1

664,7

25,0

90

2178,3

841,3

27,8

100

2689,2

1038,7

30,6

110

3254,0

1256,8

33,3

120

3872,5

1495,7

36,1

130

4544,8

1755,3

38,9

140

5270,9

2035,8

41,7

150

6050,7

2337,0

44,4

160

6884,4

2659,0

47,2

170

7771,9

3001,7

50,0

180

8713,1

3365,3

52,8

190

9708,1

3749,6

55,6

200

10756,9

4154,6

По расчетным значениям видно, что форма поезда ЭВС «Сапсан» в несколько раз лучше, чем у ЭС «Ласточка». Для наглядности построим график и отметим две точки для сравнения полученных результатов (рисунок 4).

Сравнив значения, получим:

Для скорости 100 км/ч:

Для скорости 180 км/ч:

Из расчетов следует, что аэродинамическое сопротивление ЭВС «Сапсан» в 0,613 раз лучше ЭС «Ласточка».

Зависимость аэродинамического сопротивления от скорости движения подвижного состава

Рис. 4. Зависимость аэродинамического сопротивления от скорости движения подвижного состава

Таким образом, наиболее актуальная форма для высокоскоростного транспорта — вытянутая каплевидная [3] (рисунок 5).

Вытянутая каплевидная форма зарубежного подвижного состава «JR-Maglev»

Рис. 5. Вытянутая каплевидная форма зарубежного подвижного состава «JR-Maglev»

Проведем аналогичный анализ для японского высокоскоростного поезда «JR-Maglev» [4] (рисунок 6). Полученные значения подставим в формулу (1), тогда аэродинамическое сопротивление при скорости 180 км/ч (50 м/с) будет рассчитываться следующим образом:

Проведя расчет с значением скорости от 10 до 200 км/ч, построим новый график зависимости аэродинамического сопротивления от скорости (рисунок 7).

Анализ потоков воздуха «JR-Maglev»

Рис. 6. Анализ потоков воздуха «JR-Maglev»

Зависимость аэродинамического сопротивления от скорости движения подвижного состава

Рис. 7. Зависимость аэродинамического сопротивления от скорости движения подвижного состава

Сравнивая ЭВС «Сапсан» и ЭС «Ласточка» с зарубежным подвижным составом «JR-Maglev», получим следующие результаты:

Таким образом, аэродинамическое сопротивление Японского высокоскоростного поезда «JR-Maglev» в 0,65 лучше, чем ЭВС «Сапсан» и в 0,865 раз, чем ЭС «Ласточка».

Исследование подтвердило, что аэродинамический дизайн является критически важным фактором для повышения скорости и эффективности железнодорожного транспорта. Оптимизация форм поездов позволяет существенно снизить сопротивление воздуха, что в свою очередь позволяет не только увеличить скорость поездов, но и снизить энергопотребление. Уменьшение сопротивления воздуха напрямую влияет на экономическую эффективность эксплуатации, а также способствует снижению уровня шума. Как следствие, правильный аэродинамический дизайн не только улучшает производительность, но и повышает комфорт пассажиров.

Заключение

Результаты исследования могут быть использованы при проектировании новых моделей поездов и модернизации существующих. Это позволит соответствовать современным требованиям к скорости и устойчивости.

Будущие исследования могут сосредоточиться на разработке новых материалов для улучшения аэродинамических характеристик, а также на изучении влияния различных климатических условий на эффективность аэродинамического дизайна. Также стоит рассмотреть возможности применения новых технологий, для оптимизации проектирования поездов с учетом их аэродинамических характеристик.

Литература:

  1. Train Aerodynamics, Fundamentals and Applications By Chris Baker, Butterworth-Heinemann, 2019.
  2. INNER ENGINEERING, International Association for the Properties of Water and Steam, «Revised Release on the IAPWS Industrial Formulation for the Thermodynamic Properties of Water and Steam»,. [Электронный ресурс]. — 2024. — URL https://inner.su (дата обращения 01.05.2025)
  3. Аэродинамика железнодорожного поезда: (принципы конструирования подвижного состава, минимизирующие воздействия воздушной среды на железнодорожный поезд) / Н. А. Чурков. — Москва: Желдориздат, 2006.
  4. «About the vehicle | SCMAGLEV | Central Japan Railway Company». JR Central. Retrieved. [Электронный ресурс]. — 2021. — URL: https://scmaglev.jr-central-global.com (дата обращения 01.05.2025)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подвижной состав
аэродинамическое сопротивление
оптимизация формы поезда
железнодорожный транспорт
сопротивление воздуха
аэродинамический дизайн
лобовое сопротивление
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 91-96):
Часть 2 (стр. 69-145)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 91-96стр. 145

Молодой учёный