В статье автор исследует совершение таможенных и логистических операций в пунктах пропуска Евразийского экономического союза. Выявлен ряд проблемы, затрудняющих их проведение на современном этапе. В результате исследования предложены перспективные решения, которые повысят качество работы пунктов пропуска, ускорят совершение таможенных и логистических операций и повысят значимость Евразийского экономического союза на мировой арене.
Ключевые слова: таможенные и логистические операции, пункты пропуска, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз.
Проведение таможенных и логистических операций является важной составляющей внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — интеграционного объединения России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Особенное внимание в настоящее время уделяется совершению таких операций в пунктах пропуска через таможенную границу, так как именно здесь товар проходит все виды контроля в целях предотвращения незаконного перемещения грузов и проверки документов и сведений.
В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС таможенные операции представляют собой «действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств — членов о таможенном регулировании» [1]. Логистические операции — это комплекс действий, которые направлены на преобразование материальных потоков, например сырья, ресурсов или готовой продукции, и информационных в форме документов и сведений. К самым распространённым операциям с материальными потоками относятся «погрузка, разгрузка, комплектация, транспортировка, затаривание, укладка» [2, с. 19].
Всемирная таможенная организация провела эффективное исследование по выявлению главных проблем проведения таможенных и логистических операций в пунктах пропуска. Об этом рассказывают в своём исследовании Сорокина А. Ю. и Лазарева, А.А [3, с. 74–76]. Высокая стоимость инноваций заняла второе место после недостатка опыта. Также стоит обратить внимание на пробелы в законодательстве и устаревшие системы. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Проблемы внедрения цифровых технологий согласно исследованию ВТамО
Государства — члены ЕАЭС не получают достаточно ресурсов на реализацию важных проектов, например, единой цифровой транспортно-логистической системы, которая способствовала бы трёхкратному ускорению логистических операций. Устаревшие системы снижают скорость совершения таможенных и логистических операций. Валентин Олегович Иванов, первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации сообщил в ходе Международного таможенного форума, что даже в России, в самой развитой стране Союза, среднее время пропуска составляет 30–38 минут, оно должно сократиться почти в 4 раза [4].
Низкая скорость совершения таможенных и логистических операций в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС часто вызвана проблемой экономического неравенства между странами. Отставание возникает вследствие недостатка программных средств, внимания со стороны государственных органов, контроля за совершением таможенных и логистических операций и многих других факторов. Сравним количество функционирующих и нефункционирующих пунктов пропуска в государствах — членах ЕАЭС на рисунке 2, выбрав автомобильный транспорт как наиболее универсальный способ перемещения товаров.
Рис. 2. Сравнение количества функционирующих и нефункционирующих автомобильных пунктов пропуска государств — членов ЕАЭС
Так, даже в России и Беларуси, которые уделяют много внимания развитию таможенной инфраструктуры, не действует около трети автомобильных пунктов пропуска: 19 из 64 и 7 из 26, что негативно влияет на качество совершения таможенных и логистических операций. Из-за этого нагрузка распределяется на действующие непропорционально, что вызывает сбои и задержки в работе.
Большинство трудностей взаимосвязаны, поэтому необходимо составить комплексный план преодоления барьеров на пути к повышению эффективности, который сможет быть применён в практической деятельности. Он должен включать ряд решений, предполагающих создание благоприятных условий для логистических компаний, таможенных органов, государств — членов и ЕАЭС в целом, при этом обеспечивая комплексную модернизацию таможенной и транспортной инфраструктуры, влияющей на проведение таможенных и логистических операций в пунктах пропуска через таможенную границу.
К 2030 году важно выйти на новый уровень развития пунктов пропуска ЕАЭС. Среди основных факторов, способных улучшить качество совершения таможенных и логистических операций, можно выделить:
— минимизацию экономического разрыва между государствами — членами ЕАЭС;
— перенятие успешного опыта зарубежных стран;
— модернизацию пунктов пропуска;
— совершенствование законодательной базы;
— внедрение инноваций.
Так, необходимо провести оснащение всех пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС новейшими российскими инспекционно-досмотровыми комплексами и обеспечить таможенные органы современными средствами весогабаритного и радиационного контроля. Это будет способствовать уменьшению разницы уровней развития участников интеграционного объединения. При этом не менее важно учитывать результаты практической реализации подобных инициатив зарубежными странами, к примеру Китаем — одним из перспективных партнёров ЕАЭС на современном этапе.
Стоит отметить, что планомерное увеличение товарных потоков требует контроля за уровнем инфраструктуры пунктов пропуска. Необходимо построить для перевозчиков комфортные склады временного хранения для проведения таможенного контроля, переупаковки, погрузки и разгрузки. Более того, руководящим органам ЕАЭС необходимо принимать больше нормативных правовых актов, цель которых состоит в упрощении деятельности участников внешнеэкономической деятельности, чтобы постепенно совершенствовалось проведение таможенных и логистических операций. Также важно соблюдать все условия уже принятых документов и при необходимости дополнять их актуальными изменениями.
Модернизация — неотъемлемая часть стратегий, регламентирующих планы ЕАЭС на ближайшие годы. Среди наиболее перспективных технологий можно выделить цифровые двойники, искусственный интеллект, блокчейн, облачные технологии и интернет вещей. Морские перевозки из Европы в Азию с использованием спутниковых навигационных пломб стали реальностью, которой необходимо соответствовать ЕАЭС для поддержания конкурентоспособности. Это не только повысит уровень логистики внутри интеграционного объединения стран, но и станет драйвером международного сотрудничества.
Таким образом, последние тенденции значительно повлияли на деятельность ЕАЭС. Экономические и геополитические изменения, пандемия и санкции изменили международную логистику и вызвали необходимость оптимизации процессов, проводимых в пунктах пропуска через таможенную границу. Этим обусловлена актуальность поиска новых решений для повышения качества совершения таможенных и логистических операций.
Литература:
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) — глава 1. — ст. 2.
- Селезнёва Т. О., Лилимберг С. И., Панина Г. В. Основы логистики: учебное пособие. — Костанай: Костанайский филиал ЧелГУ. — 2021. — С. 19.
- Сорокина, А. Ю., Лазарева, А. А. Анализ механизмов работы интеллектуального пункта пропуска. Зарубежный опыт Текст. / А. Ю. Сорокина, А. А. Лазарева// Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию. 2023. С. 74–76.
- Развитие пунктов пропуска до 2030 года [Электронный ресурс] // Альта-Софт — URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/114176/ (дата обращения: 03.04.2025).