В данной статье рассматриваются особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, у которых наблюдаются нарушения понимания речи.
Ключевые слова: речевое развитие, ранний возраст, младший дошкольный возраст, нарушение понимания речи.
Ранний и младший дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период, благодаря высокой пластичности мозга, сензитивным периодам, а также активному формированию эмоций, интеллекта, речи и личности, открываются широкие возможности для коррекционной помощи. Своевременная и адекватная диагностика и поддержка позволяют эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии, смягчая или даже предотвращая вторичные отклонения.
Объект: Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
Предмет: Особенности речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ анамнестических сведений, медицинской документации, анкетирование, беседа с родителями, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.
В исследовании приняли участие дети раннего и младшего дошкольного возраста, от 2 до 4 лет в количестве 43 человек. Контрольная группа — дети с нормальным речевым развитием (12 человек) и задержкой речевого развития и нормальным уровнем понимания речи (15 человек). Экспериментальная группа — дети с нарушением понимания речи — 16 человек.
В рамках исследования оценивалось понимание речи и активная речь у детей всех трех групп. Для оценки понимания речи использовались задания, направленные на выявление уровня развития:
— Предметного словаря
— Понимания глаголов
— Понимания простых предлогов
— Понимания инструкций
— Понимания прочитанных сказок и коротких рассказов
В качестве диагностического материала использовалась шкала оценки понимания речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).
Таблица 1
Данные об сформированности понимания речи у детей двух-четырех лет
Уровни |
Дети с нарушением понимания речи (n=16(100 %)) |
Дети с задержкой речевого развития, понимающие речь (n=15(100 %)) |
Дети с нормальным речевым развитием (n=12(100 %)) |
Высокий (расчлененный) |
3(25 %) | ||
Выше среднего (предикативный) |
8 (53 %) |
9(75 %) | |
Средний (номинативный) |
7 (47 %) | ||
Ниже среднего (ситуативный) |
10 (62 %) | ||
Низкий (нулевой) |
6 (38 %) |
Наилучшие результаты были получены в группе детей с нормальным речевым развитием: 9 детей (75 %) были отнесены нами к предикативному (выше среднего) уроню сформированности понимания речи, а остальные 3 детей (25 %) имели предикативный (высокий) уровень понимания речи. У этих детей был отмечен достаточный предметный словарный запас, правильное понимание действий, значений предлогов, легко ориентировались в вопросах косвенных падежей, понимали прочитанные короткие рассказы и сказки. В группе детей с задержкой речевого развития, понимающими речь, результаты были следующими: 8 детей (53 %) — отнесены к предикативному уровню понимания речи. Эти дети имеют достаточный предметный словарный запас, правильное понимание действий, значений предлогов, легко ориентировались в вопросах косвенных падежей. Остальные 7 детей (47 %) были отнесены к номинативному (среднему) уровню понимания речи. Они имели достаточный предметный словарный запас, понимали действия, однако затруднялись в понимании предлогов и понимании прочитанного, даже со зрительной опорой. Результаты исследования понимания речи в группе детей с нарушением понимания речи были следующие: 10 детей (62 %) были отнесены нами к ситуативному (ниже среднего), уровню, остальные 6 детей (38 %) были отнесены к нулевому (низкому) уровню. Отнесение детей к уровню ниже среднего, как и в предыдущей группе детей, предполагало наличие недостаточности предметного словаря, затруднений в понимании действий, непонимание предлогов, трудности понимания инструкций. Дети, находящиеся на этом уровне, понимают простые и часто повторяющиеся бытовые просьбы. Дети, находящиеся на низком (нулевом) уровне, не отзывались на собственное имя и не реагировали на речь специалиста.
Целью изучения активной речи было определение уровня владения развернутой фразой, умения поддерживать диалог, а также оценка активного словарного запаса (разнообразие существительных, глаголов и прилагательных), грамматического оформления, слоговой структуры слов и общего звучания речи. Данные о распределении детей по уровням сформированности активной речи представлены в таблице 2.
Таблица 2
Данные об сформированности активной речи у детей двух-четырех лет
Уровни |
Дети с нарушением понимания речи (n=16(100 %)) |
Дети с задержкой речевого развития, понимающие речь (n=15(100 %)) |
Дети с нормальным речевым развитием (n=12(100 %)) |
Высокий |
2(17 %) | ||
Выше среднего |
6(50 %) | ||
Средний |
4 (33 %) | ||
Ниже среднего |
2(12 %) |
12 (80 %) | |
Низкий |
14(88 %) |
3 (20 %) |
Анализируя данные представленные в таблице 2, можно сделать вывод о сформированности активной речи каждой из трех групп. Так в группе детей с нормальным речевым развитием к высокому уровню отнесены 2 (17 %) детей. Эти дети свободно пользуются развернутой фразой, связная речь развита достаточно хорошо, слоговая структура сохранна, активный словарь богат существительными, глаголами и прилагательными, общее звучание речи нормальное. К уровню выше среднего, отнесены в данной группе 6 детей (50 %), дети пользуются развернутой фразой, однако отмечается легкая лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность, слоговая структура сохранна, общее звучание речи нормальное. К среднему уровню отнесены 4 ребенка (33 %), эти дети пользуются простой, но аграмматичной и неразвернутой фразой, активный словарь состоит в основном из существительных и глаголов, реже прилагательных, предлоги употребляются редко, слоговая структура слов негрубо нарушена, речь нечеткая. В группе детей с задержкой речевого и нормальным уровнем понимания речи 12 (80 %) детей и 2 ребенка (12 %) группы детей с нарушением понимания речи были отнесены к уровню ниже среднего. Эти дети могли поизносить несколько слов, пользовались однословной, в редких случаях двухсловной фразой. К низкому уровню были отнесены 14 детей (88 %) с нарушением понимания речи и 3 ребенка (20 %) группы детей с задержкой речевого развития и нормальным уровнем понимания речи. Эти дети могли произносить только несколько лепетных и общеупотребительных звукоподражаний, в редких случаях несколько простых бытовых слов. В процессе исследования у большинства детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением понимания речи была выявлена недостаточность подражательной деятельности, длительный период включения в речевое подражание, речевая пассивность, у части детей была выявлена отсроченность речевых реакций, эхолалия, речевой негативизм, полевое поведение.
Сопоставляя данные, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности пассивной и активной речи достаточный только в группе детей с нормальным речевым развитием. В двух других группах — уровень развития понимания речи крайне низкий и свидетельствует о значительном нарушении в развитии речи. Однако, в группе детей с задержкой речевого развития и нормальным уровнем понимания речи результаты лучше, чем в группе детей с нарушением понимания речи. Такой низкий уровень речевого развития не позволяет детям самостоятельно и в полной мере усваивать программный материал и требует специальных коррекционных мероприятий, позволяющих нормализовать уровень речевого развития данной категории детей.
Литература:
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б./Логопедия. Основы теории и практики, — М.: Эксмо. 2018. — 288с.
- Жулина Е. В., Теремец И. Н. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста со сложными нарушениям, — Проблемы современного педагогического образования, 2020 г.
- Абрамова Н. А., Афанасьева В. Т. Организация диагностической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в службе ранней помощи. [Электронный ресурс] — Проблемы современного педагогического образования, 2022 г.
- Гмыря Л. А., Отева Н. И., Прибыткова О. Л. Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста — Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2020 г.