Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением понимания речи

Педагогика
04.06.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Постнова, Е. А. Особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением понимания речи / Е. А. Постнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 477-479. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126285/.


В данной статье рассматриваются особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, у которых наблюдаются нарушения понимания речи.

Ключевые слова: речевое развитие, ранний возраст, младший дошкольный возраст, нарушение понимания речи.

Ранний и младший дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период, благодаря высокой пластичности мозга, сензитивным периодам, а также активному формированию эмоций, интеллекта, речи и личности, открываются широкие возможности для коррекционной помощи. Своевременная и адекватная диагностика и поддержка позволяют эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии, смягчая или даже предотвращая вторичные отклонения.

Объект: Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

Предмет: Особенности речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и анализ анамнестических сведений, медицинской документации, анкетирование, беседа с родителями, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.

В исследовании приняли участие дети раннего и младшего дошкольного возраста, от 2 до 4 лет в количестве 43 человек. Контрольная группа — дети с нормальным речевым развитием (12 человек) и задержкой речевого развития и нормальным уровнем понимания речи (15 человек). Экспериментальная группа — дети с нарушением понимания речи — 16 человек.

В рамках исследования оценивалось понимание речи и активная речь у детей всех трех групп. Для оценки понимания речи использовались задания, направленные на выявление уровня развития:

— Предметного словаря

— Понимания глаголов

— Понимания простых предлогов

— Понимания инструкций

— Понимания прочитанных сказок и коротких рассказов

В качестве диагностического материала использовалась шкала оценки понимания речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).

Таблица 1

Данные об сформированности понимания речи у детей двух-четырех лет

Уровни

Дети с нарушением понимания речи

(n=16(100 %))

Дети с задержкой речевого развития, понимающие речь

(n=15(100 %))

Дети с нормальным речевым развитием

(n=12(100 %))

Высокий (расчлененный)

3(25 %)

Выше среднего (предикативный)

8 (53 %)

9(75 %)

Средний (номинативный)

7 (47 %)

Ниже среднего (ситуативный)

10 (62 %)

Низкий (нулевой)

6 (38 %)

Наилучшие результаты были получены в группе детей с нормальным речевым развитием: 9 детей (75 %) были отнесены нами к предикативному (выше среднего) уроню сформированности понимания речи, а остальные 3 детей (25 %) имели предикативный (высокий) уровень понимания речи. У этих детей был отмечен достаточный предметный словарный запас, правильное понимание действий, значений предлогов, легко ориентировались в вопросах косвенных падежей, понимали прочитанные короткие рассказы и сказки. В группе детей с задержкой речевого развития, понимающими речь, результаты были следующими: 8 детей (53 %) — отнесены к предикативному уровню понимания речи. Эти дети имеют достаточный предметный словарный запас, правильное понимание действий, значений предлогов, легко ориентировались в вопросах косвенных падежей. Остальные 7 детей (47 %) были отнесены к номинативному (среднему) уровню понимания речи. Они имели достаточный предметный словарный запас, понимали действия, однако затруднялись в понимании предлогов и понимании прочитанного, даже со зрительной опорой. Результаты исследования понимания речи в группе детей с нарушением понимания речи были следующие: 10 детей (62 %) были отнесены нами к ситуативному (ниже среднего), уровню, остальные 6 детей (38 %) были отнесены к нулевому (низкому) уровню. Отнесение детей к уровню ниже среднего, как и в предыдущей группе детей, предполагало наличие недостаточности предметного словаря, затруднений в понимании действий, непонимание предлогов, трудности понимания инструкций. Дети, находящиеся на этом уровне, понимают простые и часто повторяющиеся бытовые просьбы. Дети, находящиеся на низком (нулевом) уровне, не отзывались на собственное имя и не реагировали на речь специалиста.

Целью изучения активной речи было определение уровня владения развернутой фразой, умения поддерживать диалог, а также оценка активного словарного запаса (разнообразие существительных, глаголов и прилагательных), грамматического оформления, слоговой структуры слов и общего звучания речи. Данные о распределении детей по уровням сформированности активной речи представлены в таблице 2.

Таблица 2

Данные об сформированности активной речи у детей двух-четырех лет

Уровни

Дети с нарушением понимания речи

(n=16(100 %))

Дети с задержкой речевого развития, понимающие речь

(n=15(100 %))

Дети с нормальным речевым развитием

(n=12(100 %))

Высокий

2(17 %)

Выше среднего

6(50 %)

Средний

4 (33 %)

Ниже среднего

2(12 %)

12 (80 %)

Низкий

14(88 %)

3 (20 %)

Анализируя данные представленные в таблице 2, можно сделать вывод о сформированности активной речи каждой из трех групп. Так в группе детей с нормальным речевым развитием к высокому уровню отнесены 2 (17 %) детей. Эти дети свободно пользуются развернутой фразой, связная речь развита достаточно хорошо, слоговая структура сохранна, активный словарь богат существительными, глаголами и прилагательными, общее звучание речи нормальное. К уровню выше среднего, отнесены в данной группе 6 детей (50 %), дети пользуются развернутой фразой, однако отмечается легкая лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность, слоговая структура сохранна, общее звучание речи нормальное. К среднему уровню отнесены 4 ребенка (33 %), эти дети пользуются простой, но аграмматичной и неразвернутой фразой, активный словарь состоит в основном из существительных и глаголов, реже прилагательных, предлоги употребляются редко, слоговая структура слов негрубо нарушена, речь нечеткая. В группе детей с задержкой речевого и нормальным уровнем понимания речи 12 (80 %) детей и 2 ребенка (12 %) группы детей с нарушением понимания речи были отнесены к уровню ниже среднего. Эти дети могли поизносить несколько слов, пользовались однословной, в редких случаях двухсловной фразой. К низкому уровню были отнесены 14 детей (88 %) с нарушением понимания речи и 3 ребенка (20 %) группы детей с задержкой речевого развития и нормальным уровнем понимания речи. Эти дети могли произносить только несколько лепетных и общеупотребительных звукоподражаний, в редких случаях несколько простых бытовых слов. В процессе исследования у большинства детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением понимания речи была выявлена недостаточность подражательной деятельности, длительный период включения в речевое подражание, речевая пассивность, у части детей была выявлена отсроченность речевых реакций, эхолалия, речевой негативизм, полевое поведение.

Сопоставляя данные, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности пассивной и активной речи достаточный только в группе детей с нормальным речевым развитием. В двух других группах — уровень развития понимания речи крайне низкий и свидетельствует о значительном нарушении в развитии речи. Однако, в группе детей с задержкой речевого развития и нормальным уровнем понимания речи результаты лучше, чем в группе детей с нарушением понимания речи. Такой низкий уровень речевого развития не позволяет детям самостоятельно и в полной мере усваивать программный материал и требует специальных коррекционных мероприятий, позволяющих нормализовать уровень речевого развития данной категории детей.

Литература:

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б./Логопедия. Основы теории и практики, — М.: Эксмо. 2018. — 288с.
  2. Жулина Е. В., Теремец И. Н. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста со сложными нарушениям, — Проблемы современного педагогического образования, 2020 г.
  3. Абрамова Н. А., Афанасьева В. Т. Организация диагностической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в службе ранней помощи. [Электронный ресурс] — Проблемы современного педагогического образования, 2022 г.
  4. Гмыря Л. А., Отева Н. И., Прибыткова О. Л. Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста — Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2020 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
речевое развитие
ранний возраст
младший дошкольный возраст
нарушение понимания речи
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 477-479):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 477-479стр. 505

Молодой учёный