Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Педагогика
04.06.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / В. Л. Зубрилина, Н. А. Беликова, Н. Е. Мелентьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126303/.


Здоровый образ жизни — такой же необходимый элемент развития ребёнка, как фундамент строящегося здания. Чем прочнее фундамент, тем надёжнее дом; чем сильнее родители беспокоятся о физическом развитии ребенка, тем меньше проблем со здоровьем будет у ребёнка.

Главное, что нужно усвоить и взрослым и детям, это то, что ЗОЖ — это не просто правила, а игровая повседневность.

В дошкольном возрасте здоровье ребёнка взаимосвязано с его воспитанием. Именно до 7 лет закладываются основные навыки здорового образа жизни.

Современными учёными доказано, что на здоровье в первую очередь (50 %) влияет образ жизни, а остальные 50 % — это совокупность факторов, в число которых входят развитие здравоохранения, наследственность и т. д.

Первое, к чему приучают своих детей родители — это правила гигиены. Соблюдение этих правил — первый шаг к здоровью. С раннего детства малыши привыкают к тому, что обязательно нужно мыть руки перед едой, после туалета, по приходу домой; они также знают, что тело нужно содержать в чистоте, все фрукты и овощи принимать в пищу, только предварительно тщательно вымыв. Ответственные родители в обязательном порядке соблюдают режим дня дошкольника, обеспечив ему необходимое в соответствии с возрастом ребёнка, время для сна и прогулок на свежем воздухе. При составлении распорядка дня взрослые должны тщательно продумать чередование активной и спокойной деятельности ребёнка.

Все эти правила соблюдаются детьми и во время нахождения в детском саду, ведь растить детей с крепким здоровьем — это задача не только родителей, но и любого образовательного учреждения, которое посещает ребёнок, ведь именно там дети проводят большую часть времени. Задача эта очень важна и данной проблеме уделяется большое внимание. С целью физического развития в дошкольных образовательных учреждениях проводятся занятия по физической культуре. Некоторые детские сады предоставляют возможность заниматься плаванием. В обязательном порядке используются и другие формы работ по физической культуре, например, соревнования, спортивные праздники, дни здоровья и т. д.

В любом случае при проведении мероприятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, психологические особенности каждого возрастного периода.

В. А Сухомлинский говорил о том, что «забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Каждый родитель и каждый воспитатель должен отчётливо понимать, что воспитание у ребёнка необходимости придерживаться здорового образа жизни позволят организму дошкольника обеспечить в будущем как физическое, так и умственное развитие.

Такие люди очень нужны любому государству, ведь гармонично развитое государство — это гармонично развитое общество, а гармонично развитое общество — это гармонично развитый человек.

Так каким же должен быть здоровый образ жизни дошколят.

Важную роль в физическом развитии играет игровая деятельность дошкольников. Просмотры презентаций и видео по теме, чтение художественных произведений, экскурсии на спортивные объекты, конкурсы и викторины помогают воспитывать у детей понимание необходимости придерживаться здорового образа жизни. В процессе проведения подобных мероприятий у воспитанников формируются физические, психические и нравственные качества, воспитывается самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.

С раннего возраста родители и воспитатели должны уделить внимание обучению пользования носовым платком, правильному поведению при кашле и чихании.

В настоящее время педагоги отмечают у дошкольников такие проблемы, как:

— неусидчивость,

— неспособность контролировать и корректировать эмоции и настроения,

— неспособность быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Соответственно, перед педагогами и родителями стоит задача формировать данные умения и навыки, которые в свою очередь будут благотворно влиять на физическое и психическое развитие дошкольников.

Очень важно в современном обществе воспитывать человека, понимающего необходимость получения новых знаний, стремящегося к самообразованию.

Давайте определимся, что же такое здоровье? Родители часто считают, что это отсутствие болезни, но не думают о работоспособности малыша или его эмоциональном благополучии, а ведь именно эти факторы имеют огромное значение для гармоничного развития личности ребёнка.

И дома, и в детском саду взрослые должны учить дошкольника к различным жизненным обстоятельствам и непредвиденным ситуациям. Детям должны предлагаться различные алгоритмы образа действий выхода из создавшейся ситуации. В дошкольном возрасте ребёнок способен четко разграничивать полезное и вредное, хорошее и плохое.

Давайте ещё раз вспомним основные привычки , которые позволят сохранить детское здоровье.

  1. Режим дня. Приученный к соблюдению режима дня ребёнок обладает большими шансами для воплощения задуманного, так как соблюдение режима позволяет ребёнку рационально использовать активную и пассивную деятельность, у него есть возможность дать организму отдохнуть и восстановить энергию. Обязательно нужно помнить о том, что сон для растущего организма критичен.
  2. Сбалансированное питание. Ребёнок растёт, организм его строится, поэтому питание должно включать в себя, белки, жиры и углеводы, которые являются источником энергии. Необходимо включать в меню ребёнка овощи с низким содержанием крахмала, мясо. Следует избегать употребления фастфудов, газировок.

Обязательное условие правильного питания — соблюдение питьевого режима.

И ещё одно очень важное правило: диеты для малышей запрещены (исключения составляют строгие медицинские показания)

  1. Физическая активность. Взрослые обязаны обеспечить ребёнка длительными прогулками на свежем воздухе в ходе которых дети имеют возможность играть в подвижные игры и заниматься на различных тренажёрах; возможностью посещать танцевальные и спортивные кружки и секции. Особое внимание следует уделять ограничению нахождению детьми в планшетах. Важно выполнение детьми утренней гимнастики. Важно помнить о том, что активная деятельность позволяет также предупредить нарушения осанки и плоскостопия.
  2. Соблюдение правил гигиены. Дети приучены мыть руки, чистить зубы, следить за чистотой тела.
  3. Закаливание. Благодаря закаливанию, происходит тренировка терморегуляторных способностей детского организма, а следовательно укрепляется здоровье. Закалённому ребёнку проще переносить перепады температур. Так как закаливание помогает поддерживать температурный баланс тела, то происходит предупреждение развития инфекционных и воспалительных заболеваний.
  4. Эмоциональное благополучие. Необходимо создать благотворную психологическую обстановку в семье. Если ребёнок дома живёт в комфорте, чувствуя заботу и любовь близких, если малыш знает, что его поймут и поддержат, то такой ребёнок будет счастлив и уверен в завтрашнем дне. Не менее важно создать условия психологического комфорта и в образовательной организации, посещаемой ребёнком. Взрослые должны объяснить малышу, что любой конфликт можно разрешить. Не стоит родителям отказываться и от помощи таких педагогов как психолог.
  5. Профилактика заболеваний

Учёные выявляют некоторые возрастные особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников. Остановимся на некоторых из них:

— дети младшего дошкольного возраста понимают, что заболели, но не могут дать даже самую простую оценку своего состояния;

— В среднем возрасте ребята рассказывают о том, что они болели, они делятся оставшимися неприятными ощущениями от болезни. Делятся запомнившимися методами лечения. Они могут сформулировать правила профилактики заболеваемости, например, не есть сладкое, закаляться, гулять на свежем воздухе, и т. д. Т. е. в этот период дети понимают причины нездоровья, проявляющиеся со стороны окружающей среды (жарко, сквозняк, мороз) и собственных поступков (пить холодное питьё, есть конфеты).

— К старшему возрасту расширяется личный опыт дошкольников и как следствие меняется отношение к здоровью и проблемам со здоровьем. Ребята начинают сопоставлять пользу состояния здоровья и занятиями физической культурой. Физическое состояние здоровья пока у детей стоит на первом месте, но подсознательно ребята начинают задумываться о психическом и социальном компонентах. Например, от ребёнка можно услышать такую фразу: «Не кричите! У меня из-за вас голова болит!»

Разберёмся в понимании некоторых принципов:

  1. Системность и регулярность. Здоровый образ жизни — это ежедневные привычки.
  2. Доступность и простота. Вся информация, который доносит взрослый до дошкольника, должна быть понятна ребёнку, соответствовать его возрасту и индивидуальным особенностям, желательно преподносить материал в занимательной форме.
  3. Единство требований. Все требования должны быть согласованы между членами семьи.
  4. Позитивность и игровая форма. Взрослые поощряют стремление к здоровому образу жизни, но не запрещают, а пытаются договориться, снизив «вредный» фактор до минимума.
  5. Индивидуальный подход . В обязательном порядке взрослые должны учитывать такие факторы, как хронические заболевания, переносимость нагрузок и т. д

Итак, формирование здорового образа жизни у дошкольников эффективно, когда строится на постоянстве, положительной мотивации и участии взрослых. Чем раньше сформируются здоровые привычки, тем проще их сохранить в будущем.

Литература:

  1. Валеология: Учебное пособие / Я. Л. Мархоцкий. — Мн.: Выш. шк., 2006.
  2. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих дошкольное образование / В. А. Шишкина., 2006
  3. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2001. -
  4. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие / М. П. Дорошкевич, М. А. Нашкевич, Д. М. Муравьева, В. Ф. Черник. — 2-е издание — Мн.: Выш. школа, 2004.
  5. Нарскин Г. И. // Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2002..
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 460-463):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 460-463стр. 505

Молодой учёный