Данная статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации на уроке русского языка посредством использования нетрадиционных форм проведения занятий. Особое внимание уделяется влиянию нетрадиционных форм урока на мотивацию учащихся. Также в статье описываются методы, которые можно использовать на занятиях, чтобы обеспечить интерес ученика к изучению русского языка.
Ключевые слова: положительная мотивация, нетрадиционные формы обучения, методы
Изучение мотивации в научной литературе всегда занимало одно из первых мест в педагогической практике. Это связано с тем, что именно она является источником активности человека, побудительной силой к его деятельности и поведению.
На недостаток учебной мотивации обращают внимание как учителя, так и родители. Ее отсутствие признают и дети. Особенности мотивационной сферы личности являются важной составляющей для полной характеристики личности. По мнению Божович Л. И., «целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характер изучает строение мотивационной сферы человека» [1, с.7‑44].
Положительная мотивация — это мотивация, в основе которой лежат положительные стимулы. Положительная мотивация основывается на стремлении добиться успеха в своей деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, например, одобрение тех, с кем трудится данный человек [2, с.93].
Положительная устойчивая мотивация характеризуется стремлением к достижениям в школе, чувством долга и ответственности и отсутствием боязни неудачи, так как он наиболее благоприятный для развития личности подростка.
Изучение дисциплин гуманитарного цикла в рамках среднего школьного образования можно представить в качестве своеобразной стратегии, которая реализуется на основе специфических для этого процесса принципов. Учащийся должен обладать индивидуальными процессуальными характеристиками — творческим потенциалом, самостоятельностью, разносторонностью знаний интересов, — которые стимулируют у него желание взаимодействовать, сотрудничать и общаться в малой группе.
Современное образование ориентировано на гуманизацию учебного процесса в школе, а также на разностороннее развитие личности, что можно достичь только при гармоничном сочетании учебной и творческой деятельности в образовательном процессе (традиционных и нетрадиционных форм обучения). Задача современного образования — мотивация учащихся в проявлении способностей, в развитии их творчества и самостоятельности. Задача учителя — включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Успешная реализация этих задачи во многом зависит от формирования познавательных интересов учеников. С этой целью в учебном процессе активно внедряются специальные приемы и методы обучения.
В рамках современной школы выделяются нетрадиционные формы обучения . Это занятия, которые включают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на основе совместной деятельности преподавателя и школьников, коллективном поиске, эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности образовательного процесса [5, с.63].
Стоит отметить, что особенностью таких уроков является не разделение урока по этапам, как в традиционных формах, а оригинальность формы проведения: урок-конкурс, урок-игра, урок-семинар и т. д. Такие необычные формы проведения уроков пробуждают интерес школьников своей оригинальностью, способствуют повышению положительной мотивации.
Урок-конкурс включает в себя формы коллективной и индивидуальной деятельности. Суть урока заключается в том, что ученики разделяются на 5 команд и готовятся к заранее обговорённым с учителем конкурсам. Необычность урока заключается в том, что команды готовят задания сами и на уроке предлагают их другим командам. Каждой команде предлагается карточка, на которой, например, записано предложение (простое или сложное) с пропущенными знаками препинания. Нужно расставить знаки препинания (прямо в карточке), подчеркнуть грамматические основы. Затем к доске приглашаются представители от каждой команды. Они (по очереди) читают своё предложение, называют грамматические основы (устно), а на доске чертят только схемы. В конце такого урока жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Всем участникам команды победителей вручают книги (из личной библиотеки). Учитель определяет, что в следующем таком конкурсе будут призы значительней [5, с.99–101].
Следует отметить, что польза такого урока в становлении положительной мотивации к изучению русского языка колоссальна. Благодаря смешиванию видов деятельности в рамках одной формы проведения урока занятие становится и интересным для школьников. Эта форма направлена на успех учеников в запоминании темы и от проведения такого занятия для своих одноклассников.
Ещё одной формой нетрадиционного обучения является урок-игра . Данный способ организации занятия разделяется на:
1. Игру «Классификацию». Подразумевает соревнования двух команд. Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Данная форма урока ориентирована на смешивание разных видов деятельности, в которых преобладает коллективная. Это позволяет ученикам лучше понять тему, а благодаря мотиву соперничества ученики активизируют познавательный интерес к предмету.
2. Игру «Продолжить ряд». Необходимо продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно обосновать. Например: апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита).
3. Игра «Знаете ли вы, что…?» — эффективный приём, который помогает настроить школьников на учебный процесс, заинтересовать изучаемой темой.
4. Приём «Закончи предложения» . Цель данного приёма — сформировать умение оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное мнение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…». Применяется на уроке как средство рефлексии. Приём также можно вводить как игру.
Активное внедрение в уроки устных игровых приёмов позволяет учащемуся, который не успевает проявить себя в письменных упражнениях, показать себя в устной работе. Ощущение ситуации успеха помогает детям поверить в свои способности, повысить мотивацию к обучению.
Полноценно применять и развивать речеведческие возможности учеников старших классов помогают уроки-семинары , которые позволяют делать теоретические обобщения материала, который уже изучен. Можно выделить такие виды уроков данной формы как:
1. Семинар — развернутое собеседование: все школьники готовятся по всем вопросам, которые будут даны в плане, максимально углубляются в обсуждение темы. Этому помогают заблаговременно приготовленные развернутые ответы учащихся по каждому вопросу.
2. Семинар-диспут основан на полемике. Каждый школьник сам определяет своё отношение к предмету полемики. Преподаватель не должен вмешиваться в процесс семинара-диспута, но должен направлять его методом провокационных вопросов. Знания, которые были усвоены в процессе полемики, гораздо прочны.
3. Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся: индивидуально или группе учащихся даётся на выбор несколько разных по уровню трудности заданий. Работа над ними продолжается около двадцати минут, в процессе её учащиеся могут обратиться за помощью к учителю. Заканчивается этот урок-семинар коллективным обсуждением итоговых работ групп и выполнением упражнений, которые закрепляют приобретенные знания и умения.
Уроки-семинары требуют серьёзнейшей подготовки, способствующей развитию и закреплению умений и навыков самостоятельной работы школьников, навыков работы с текстами, написания рефератов и докладов; умения выступать на публике; умения вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения, формировать познавательные и исследовательские умения и навыки. Подобные уроки активизируют положительную мотивацию, позволяют школьникам проявить себя и достичь успеха благодаря корректировки со стороны учителя, понять тему урока и понять, что контрольная работа будет выполнена успешно [3, с.83].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что и нетрадиционные формы проведения уроков русского языка при использовании различных методов и приёмов, заранее подготовленных учителем, могут активизировать положительную мотивацию школьников к уроку, позволят разнообразить занятие и избежать шаблонности. Ученикам не будет скучно на уроке, так как они активно вовлечены в учебную деятельность.
Литература:
1. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М., 1972. — С. 7–44
2. Коджаспарова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспарова, А. Ю. Коджаспаров. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
3. Кульневич С. В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. — Воронеж, 2001. — 173 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 17.02.2023). — Режим доступа: https://priobschool.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/FGOS/3._Ob_utverzhdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovatelnogo_standarta_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.pdf
5. Чеботарёва И. В. Нетрадиционные формы организации учебного процесса как средство повышения качества педагогического образования / Чеботарёва И. В. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2018. — № 2. — С. 97–103.