В статье рассматривается система социальных гарантий и компенсаций для военнослужащих, ветеранов боевых действий и участников специальной военной операции на Украине. Автор анализирует многоуровневую поддержку, включающую денежные выплаты, жилищные льготы, медицинское обеспечение и налоговые послабления, подчеркивая различия между текущими гарантиями для контрактников и долгосрочными мерами для ветеранов. Особое внимание в работе уделяется проблемам участников СВО, которые, несмотря на формальное приравнивание к ветеранам, сталкиваются с бюрократическими барьерами, недостатком специализированной медицинской помощи, несоответствием выплат реальным потребностям и слабой социальной адаптацией. Отмечаются пробелы в законодательстве, включая отсутствие четких критериев отнесения к данной категории и единого перечня льгот. В качестве решений предлагаются централизация информации о социальных гарантиях ветеранам в мобильном приложении, расширение реабилитационных программ и усиление общественной поддержки. Сделан также вывод о необходимости комплексного подхода к совершенствованию социальной защиты участников СВО, сочетающего законодательные инициативы с практическими механизмами их реализации.
Ключевые слова: специальная военная операция, социальные гарантии, ветераны боевых действий, участники СВО, льготы, реабилитация, законодательные пробелы.
По состоянию на весну 2025 г. продолжается проведение специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (далее — СВО). Указанная операция стала беспрецедентным событием на территории нашего государства, так, например, вторжение вооруженных формирований Украины (далее — ВФУ) на территорию Курской области в августе 2024., массовые пытки и казни местных жителей, включая стариков, женщин и детей [1], угон их на Украину, демонстрируют, что цели СВО, закрепленные документально и не раз озвученные Президентом Российской Федерации должны быть обязательно достигнуты.
Военные кампании в Чечне и Афганистане проводились на территориях, отдаленных от Москвы, в силу чего, не всеми гражданами в полной мере осознавались последствия боевых действий там. В свою очередь, свидетельства зверств и бесчинств ВФУ отражены ими самими в видеороликах, распространяемых в Интернете, в документах уголовных дел в отношении военных преступников — членов ВФУ, о страшных вещах рассказывают и жители приграничья. Данный конфликт затрагивает всех жителей не только Центральной России, но и других регионов — с помощью беспилотных летательных аппаратов совершаются террористические акты даже в Казани и Саратове. Не вызывает сомнений тот факт, что задействованные на СВО военнослужащие, служащие добровольческих формирований, мобилизованные, волонтеры, работники оборонно-промышленного комплекса, осуществляющие несение задач на территории проведения СВО, должны наделяться особыми мерами поддержки в связи с особенностями их боевых задач.
Переходя к вопросу соотношения гарантий и компенсаций военнослужащим и ветеранам боевых действий (в особенности, участникам СВО), отметим следующее.
В Российской Федерации социальные гарантии для военнослужащих, ветеранов боевых действий и участников СВО формируют многоуровневую систему поддержки, учитывающую как текущий статус лица, так и его заслуги перед государством. Данные категории граждан обладают различными объемами прав и льгот, что обусловлено спецификой их службы, участием в боевых действиях и последствиями таких участий.
Военнослужащие, проходящие службу по контракту, обеспечиваются денежным довольствием, структура которого включает оклады по воинскому званию и должности, а также дополнительные выплаты. К последним относятся надбавки за выслугу лет, квалификационный класс, работу с государственной тайной, особые условия службы и риски для жизни и здоровья. Жилищные гарантии предусматривают возможность получения жилья в собственность или по договору социального найма, а также субсидии на его приобретение или строительство. В течение первых пяти лет службы за военнослужащим сохраняется право на ранее занимаемое жилье [2].
Медицинское обеспечение военнослужащих включает бесплатное лечение в ведомственных учреждениях, а также санаторно-курортное обслуживание, в том числе реабилитацию по заключению военно-врачебной комиссии. Ежегодные отпуска и дополнительные социальные льготы, такие как право на земельные участки и компенсации за наем жилья, дополняют перечень гарантий. После увольнения со службы военнослужащие могут претендовать на пенсию за выслугу лет, которая в отдельных случаях сочетается со страховой пенсией по старости [3].
Ветераны боевых действий обладают расширенным спектром социальных гарантий, включая налоговые льготы, жилищные программы и медицинскую помощь. Они освобождаются от уплаты НДФЛ с определенных выплат, имеют право на налоговые вычеты по имущественному, земельному и транспортному налогам. Например, налоговая база по земельному участку уменьшается на стоимость 600 кв. м, а в некоторых регионах, таких как Москва, предоставляются дополнительные льготы.
Жилищные меры поддержки включают обеспечение жильем за счет федерального бюджета, компенсацию 50 % расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также первоочередную установку телефона. Медицинские льготы предусматривают сохранение права на обслуживание в учреждениях, к которым ветеран был прикреплен до выхода на пенсию, бесплатное протезирование (за исключением зубных протезов) и санаторно-курортное лечение [4].
Важным элементом поддержки, как уже отмечалось, является ежемесячная денежная выплата (далее — ЕДВ), размер которой зависит от категории ветерана и может включать стоимость набора социальных услуг [5]. Ветераны также имеют преимущества в образовательной сфере, включая квоты при поступлении в вузы, право на бесплатное профессиональное обучение и социальные стипендии для студентов.
Участники специальной военной операции, признанные ветеранами боевых действий, получают дополнительные меры поддержки. К ним относятся бесплатное профессиональное обучение в рамках федеральных программ, расширенные медицинские гарантии, включая реабилитацию, и повышенные выплаты. Для данной категории предусмотрены упрощенные механизмы назначения ЕДВ, в том числе автоматическое предоставление выплат на основании данных об оформлении удостоверения ветерана.
Дети участников СВО и ветеранов боевых действий также имеют право на льготы, включая преимущественное зачисление в образовательные учреждения и дополнительные социальные выплаты в случае гибели родителя.
Социальные гарантии военнослужащих по контракту ориентированы на обеспечение стабильности в период службы, тогда как поддержка ветеранов боевых действий и участников СВО носит компенсационный характер, учитывая повышенные риски и последствия участия в боевых действиях. Если военнослужащие получают жилье и денежное довольствие в рамках текущей службы, то ветераны и участники СВО имеют доступ к долгосрочным льготам, включая налоговые послабления и пенсионные преимущества.
Таким образом, российское законодательство выстраивает дифференцированную систему социальных гарантий, где объем поддержки напрямую зависит от степени вовлеченности лица в выполнение боевых задач и связанных с этим рисков.
Между тем, следует согласиться с И. А. Шуваловой в том, что участников СВО следует считать слабозащищенной категорией граждан [6, с. 18]. Указанный тезис справедлив по нижеследующим причинам. Несмотря на формальное признание участников специальной военной операции на территории Украины ветеранами боевых действий и предоставление им соответствующих льгот, причитающихся ветеранам, данная категория граждан, к сожалению, сталкивается с рядом системных проблем, ограничивающих эффективность их социальной защиты. Эти проблемы носят комплексный характер и связаны как с правовыми коллизиями, так и с практическими трудностями реализации закрепленных в законе без нарушений юридической техники гарантий.
Хотя Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — ФЗ «О ветеранах» [7]) был дополнен положениями, распространяющими льготы ветеранов на участников СВО, правовой статус таких участников остается менее урегулированным по сравнению с ветеранами других вооруженных конфликтов. В частности, отсутствует четкое законодательное закрепление критериев отнесения к данной категории, что приводит к неоднозначным трактовкам и задержкам в оформлении удостоверений. К сожалению, указанное создает почву для бюрократических барьеров и затрудняет доступ к положенным выплатам и льготам. К примеру, до сих пор не разрешен вопрос о том, являются ли работники оборонно-промышленного комплекса, выполняющие задачи на территориях проведения СВО, отличные от боевых (строительство укрепительных сооружений и т. д.), участниками СВО. Подобные лица зачастую не наделяются статусом ветерана боевых действий, им не назначаются причитающиеся социальные выплаты несмотря на то, что они работают в боевых условиях, а их жизни и здоровью причиняется немалый вред. Следует привести в пример наделение статусом ветерана боевых действий соответствующей категории лиц, которые работали в Афганистане в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г. [8, с. 21].
Согласимся с А. В. Кудашкиным, Н. Д. Потаповой и А. В. Потаповым в том, что в настоящее время отсутствует систематизированный перечень льгот и гарантий (включая региональные меры поддержки), предусмотренных для лиц, участвующих в выполнении задач в рамках СВО, а также членов их семей. Кроме того, не установлен единый порядок предоставления таких мер социальной защиты [9, с. 122]. Обоснованным видится создание централизованной системы предоставления данных льгот через портал Госуслуг с возможностью получения исчерпывающих разъяснений о правах указанных категорий граждан. Подобная мера не только продемонстрировала бы особое внимание государства к защитникам Отечества и их семьям, но и подчеркнула бы их значимый правовой статус как в глазах государства, так и в общественном сознании.
Следует также отметить, что, несмотря на декларируемые государством меры поддержки, участники СВО, получившие ранения или страдающие от посттравматического стрессового расстройства, сталкиваются с нехваткой специализированных медицинских учреждений, способных обеспечить комплексную реабилитацию, несмотря на закрепленное право на психологическую помощь [10, с. 38]. Существующая система санаторно-курортного лечения не всегда адаптирована к современным видам боевых травм, а психологическая помощь зачастую оказывается в недостаточном объеме. Это приводит к тому, что многие ветераны не получают необходимой поддержки, что усугубляет их социальную дезадаптацию.
Кроме того, при проведении контрольно-надзорных мероприятий органами прокуратуры Российской Федерации также выявляются случаи нарушения прав на медицинскую помощь участников СВО, к примеру, в одном из субъектов РФ раненый в ходе боевых действий ветеран не мог добиться проведения нейрохирургической операции по установке необходимой для его жизни титановой пластины по причине нехватки медицинских материалов в соответствующем госпитале [11]. Представляется, что подобная ситуация не должна возникать в отношении человека, своим здоровьем защитившего граждан нашего государства.
К тому же, хотя участникам СВО и назначается ежемесячная денежная выплата, ее размер зачастую не соответствует реальным потребностям, особенно для лиц с ограниченной трудоспособностью. Кроме того, выплаты семьям погибших, несмотря на их формальное увеличение, не всегда покрывают долгосрочные расходы, связанные с потерей кормильца. Отсутствие механизмов индексации выплат в условиях инфляции дополнительно снижает их покупательную способность.
В отличие от ветеранов Великой Отечественной войны или афганской военной кампании, участники СВО не всегда получают однозначную поддержку в обществе. Это связано с политизированностью темы, что порождает риски их маргинализации. Отсутствие системной работы по социальной адаптации (например, программ интеграции через общественные организации или СМИ) усугубляет эту проблему.
Таким образом, участники СВО, несмотря на формальное включение в категорию ветеранов боевых действий, остаются слабозащищенной группой из-за пробелов в законодательстве, неэффективности механизмов реализации льгот и недостаточной адаптации социальных программ к их потребностям. Для исправления ситуации требуется не только расширение перечня гарантий, но и создание специализированных институтов, обеспечивающих их практическое применение, включая улучшение медицинской реабилитации, трудоустройства и общественной интеграции.
Решение существующих проблем, связанных с недостаточной эффективностью реализации государственных мер социальной поддержки участников СВО, также может быть достигнуто через разработку мобильного приложения, в котором будут собраны все существующие меры такой поддержки в зависимости от региона. Дело в том, что немаловажной проблемой, связанной с рассматриваемой сферой, выступает недостаточная информированность участников СВО — ветеранов боевых действий о причитающихся им мерах социальной поддержки. Недостаточная информированность влечет невозможность воспользоваться соответствующей гарантией или льготой. При этом, на примере Единого портала государственных услуг очевидно, что единое мобильное приложение, функционал которого позволит узнавать про социальную поддержку военнослужащих, ветеранов боевых действий и участников СВО, способно решить проблему информированности данных лиц об их правах и законных интересах, а также позволит наделить прозрачностью процесс предоставления льгот и преференций данной категории граждан.
Литература:
- Следственный комитет России раскрыл новые данные о пытках и убийствах жителей Курской области бойцами ВСУ // Российская Газета. URL: https://rg.ru/2025/03/22/sk-raskryl-novye-dannye-o-pytkah-i-ubijstvah-zhitelej-kurskoj-oblasti-bojcami-vsu.html (дата обращения: 28.05.2025 г.).
- Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 30.09.2024) «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства РФ. 07.11.2011. № 45. Ст. 6336.
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831.
- Вопрос-ответ // Минобороны России: официальный сайт. 2020. URL: http://mil.ru (дата обращения: 28.05.2025 г.).
- Приказ Минтруда России от 22.01.2015 № 35н (ред. от 09.10.2024) «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.02.2015.
- Шувалова И. А. Дополнительные гарантии при трудоустройстве участникам специальной военной операции и членам их семей // Трудовое право в России и за рубежом. 2025. № 1. С. 18–20.
- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 21.04.2025) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. Ст. 168.
- Савостьянова О. Н. Вопросы социального регулирования отдельных категорий ветеранов боевых действий из числа служащих Советской Армии, осуществлявших тыловое обеспечение войсковых частей в Афганистане // Военно-юридический журнал. 2014. № 6. С. 21–25.
- Кудашкин А. В., Потапова Н. Д., Потапов А. В. К вопросу о правовом статусе лиц, направленных для обеспечения решения задач в ходе специальной военной операции // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право. 2024. № 2. С. 122–128.
- Ережипалиев Д. И. Обеспечение прокурором прав семей участников специальной военной операции // Право в Вооруженных Силах. 2024. № 9. С. 38–43.
- Единый портал прокуратуры Российской Федерации URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=89964523 (дата обращения: 12.05.2025 г.).
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2024 № 1940 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2024. № 53 (часть II). Ст. 8753.