Цифровое здравоохранение означает интеграцию медицинских знаний с IT-приложениями или IT-технологиями с целью улучшения медицинского обслуживания и контроля состояния пациентов. Цифровые технологии позволяют ориентироваться на потребности и предоставлять профилактические, клинические и реабилитационные услуги. На сегодняшний день цифровизация здравоохранения обладает большим потенциалом, способствующим повышению качества медицинского обслуживания и устойчивому экономическому росту.
Ключевые слова: цифровизация, медицина, искусственный интеллект, медицинские услуги, востребованность услуг в медицине, цифровые технологии в здравоохранении.
Для взаимодействия органов государственной власти при оказании государственных и муниципальных услуг 27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления должны оказывать государственные или муниципальные услуги соответственно административным регламентам; гарантировать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, равным образом в прочих формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, обязательные для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и сведения. Под услугой чаще всего понимается вид необходимой и практической деятельности, не составляющей материальной ценности, или независимого материального продукта.
Классификация является одним из важнейших инструментов методологии теории права, позволяющих упорядочить по определенным признакам и критериям множество правовых явлений и процессов, выявить их сущность, отсечь в них все случайное и субъективное. В российской правовой науке неоднократно предпринимались попытки определить виды публичных услуг путем выделения таких критериев, как субъекты оказания публичных услуг, содержание публичных услуг, сложность публичных услуг и т. д. Одна из самых распространенных классификаций публичных услуг — это классификация в зависимости от области, в которой происходит их реализация. В рамках указанной классификации выделяют медицинские, образовательные, коммунальные, информационные, финансовые и другие услуги.
В данной статье разберем совершенствование предоставления публичных услуг в сфере здравоохранения.
Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения необходимо создать механизмы взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения для решения следующих задач:
— управление отраслью,
— осуществление медицинской деятельности в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями,
— обеспечение экономической эффективности сферы здравоохранения,
— управление персоналом и кадровое обеспечение,
— обеспечение эффективного управления цифровой инфраструктурой,
— контрольно-надзорная деятельность.
Телекоммуникации всегда применялись для решения медицинских задач, но с развитием интернета телемедицинские технологии получили новый виток развития.
Телемедицина — комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих осуществление дистанционной консультационной медицинской помощи, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию другого врача с использованием информационно-коммуникационных технологий, не противоречащих стандартам.
Телемедицина — не новое явление в здравоохранении, она ведет свою историю с середины XIX века. Современными в телемедицине можно назвать лишь инструменты для ее реализации. Например, для 1940-х годов актуальным был телеграфный аппарат конструкции Jean Baudot, а для 2010-х — смартфон и облачные программные средства [4]. За период с 1850 по 1979 год можно выделить следующие этапы (волны) появления телекоммуникационных технологий:
— 1-я волна — телеграф, радио, телефон;
— 2-я волна — телевидение (кабельное, беспроводное, с медленной разверткой, черно-белое, цветное);
— 3-я волна — инструменты модулирования-демодулирования для передачи данных по телефонным каналам связи;
— 4-я волна — спутниковая связь;
— 5-я волна — локальные и территориально распределенные сети, интернет-протокол.
Телемедицинские услуги — дистанционные отсроченные медицинские консультации, консультации в реальном времени, контроль физиологических параметров организма пациента, проведение диагностических и лечебных манипуляций, обмен результатами обследования пациента, прочие медицинские услуги, а также медицинские видеоконференции, телеконсилиумы, телесеминары, телелекции, осуществляемые с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Необходимо отметить, что в течение очень длительного времени на основе информационных технологий и интернета создавались и использовались внутренние инструменты системы здравоохранения, то есть средства для оптимизации производственных процессов и взаимодействия медицинских организаций и их коллективов.
Таблица 1
Численность телемедицинских консультаций в России в 2019–2023 годах (млн)
Параметр |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Численность телемедицинских консультаций (млн) |
1,07 |
4,51 |
4,95 |
5,21 |
6,33 |
Динамика (% к предыдущему году) |
— |
320,1 |
9,7 |
5,4 |
21,5 |
Источник: BusinesStat [6].
Заключение
Телемедицина — перспективное направление, способное значительно упростить доступ к медицинской помощи. Однако для ее полноценного развития требуется решить технические и организационные проблемы, а также повысить уровень доверия пациентов и врачей к удаленному лечению.
Литература:
- Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023 (дата обращения: 05.06.2025).
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 (дата обращения: 05.06.2025).
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363 (дата обращения: 04.06.2025).
- Эволюция интернет-технологий в системе здравоохранения / Г. С. Лебедев, И. А. Шадеркин, И. В. Фомина и др. // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. — 2017. — № 2(4). — С. 63–78. DOI: 10.29188/2542-2413-2017-3-2-63-78.
- Анализ востребованности медицинских услуг с применением цифровых программ в системе здравоохранения России: обзор тенденций / Л. С. Андриянова, С. А. Баженова, Н. А. Гаража и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2024. — Т. 32, № S1. — С. 530–535. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vostrebovannosti-meditsinskih-uslug-s-primeneniem-tsifrovyh-programm-v-sisteme-zdravoohraneniya-rossii-obzor-tendentsiy (дата обращения: 06.06.2025).
- Анализ рынка телемедицины в России в 2019–2023 гг., прогноз на 2024–2028 гг. — Текст : электронный // BusinesStat : [сайт]. — URL: https://businesstat.ru/images/demo/telemedicine_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 06.06.2025).