Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследование уровня сформированности навыков описательного рассказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Научный руководитель
Педагогика
01.06.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Погребняк, Д. А. Исследование уровня сформированности навыков описательного рассказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / Д. А. Погребняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 475-477. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126199/.


В статье автор исследует навыки описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: описательный рассказ, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста является важнейшей задачей речевого развития, определяющей успешность их коммуникации, познавательной деятельности и социальной адаптации. Особую актуальность эта проблема приобретает в отношении детей с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых отмечаются системные нарушения всех компонентов речевой системы [1, с. 1].

Как отмечала Р. Е. Левина, ОНР представляет собой сложное речевое расстройство, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте. Автор выделяет три уровня речевого развития: от полного отсутствия общеупотребительной речи (I уровень) до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (III уровень) [3, с. 53–62].

Описательный рассказ представляет собой сложную форму монологической речи, обладающую рядом специфических характеристик, которые определяют его место в системе развития связной речи у дошкольников. Прежде всего, он требует строгой структурной организации, предполагающей последовательное раскрытие признаков объекта по определенной логике — от общего к частному. Эта особенность отличает описание от других видов высказываний, таких как повествование или рассуждение. Важной чертой описательного рассказа является его особая коммуникативная направленность — он всегда ориентирован на создание четкого словесного образа у слушающего. В психолингвистическом аспекте описательная речь опирается на процессы чувственного познания и конкретно-образного мышления, что делает ее особенно значимой для дошкольного возраста, когда именно эти формы познавательной деятельности являются ведущими.

Описательный рассказ как особая форма речи отличается характерными языковыми особенностями. Его информативная функция реализуется через статичность изложения, акцент на детализации объекта и специфические языковые средства. В лексике преобладают прилагательные и причастные обороты, в синтаксисе — номинативные конструкции и эллиптические предложения. Композиционно текст организуется через вводные элементы («например») и повелительные конструкции («представьте»), обеспечивающие четкость и адресность высказывания. [2, с. 133].

Целью данной статьи является исследование особенностей навыков описательного рассказ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Исследование проведено на базе АНО Центр помощи детям «От сердца к сердцу» города Тюмени. Изучение сформированности навыков описательного рассказа осуществлено у восьми старших дошкольников 5 лет с речевым заключением: ОНР III уровня у ребёнка с дизартрией.

С целью изучения навыков описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР III уровня нами были разработаны следующие критерии: словарь прилагательных; отражение всех основных свойств и функционального назначения предмета; логическая последовательность; смысловая и синтаксическая связность в изложении; лексико-грамматическое оформление; самостоятельность выполнения задания.

Для определения сформированности навыков описательного рассказа старших дошкольников с ОНР III уровня была адаптирована методика Глухова В. П. «Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи» и методика Смирновой И. А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи».

Были выделены 4 уровня сформированности словаря прилагательных и 4 уровня сформированности навыков описательного рассказа:

Уровни сформированности словаря прилагательных:

Высокий — 4 балла; подразумевает верное употребление всех разрядов прилагательных. Удовлетворительный — 3 балла; подразумевает верное употребление качественных и относительных прилагательных, притяжательных-в неверной словоформе. Недостаточный — 2 балла; подразумевает верное употребление качественных прилагательных, относительных и притяжательных прилагательных-в неверной словоформе. Низкий — 1 балл; подразумевает неверное употребление всех разрядов прилагательных.

Уровни сформированности навыков описательного рассказа:

Высокий — от 16 до 13 баллов; подразумевает полное и точное отражение всех основных признаков и функционального назначения предмета; описание логически последовательное, с четкими смысловыми и синтаксическими связями между частями; использование разнообразных средств словесной выразительности, избегая лексико-грамматических ошибок; рассказ-описание составляется самостоятельно. Удовлетворительный — от 12 до 9 баллов; подразумевает отражение большей части ключевых свойств и характеристик предмета; единичные случаи нарушения логической последовательности, смысловой и синтаксической связи; отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении, составление рассказа-описания с некоторой помощью. Недостаточный — от 8 до 5 баллов; подразумевает упущение в рассказе-описании многих существенных признаков предмета, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному; значительные лексические затруднения, недостатки грамматического оформления; рассказ-описание составлен с помощью наводящих вопросов. Низкий — от 4 до 0 баллов; подразумевает упущение многих существенных признаков предмета; нарушение логической последовательности; выраженные лексико-грамматические нарушения; составление рассказа только с повторными вопросами и указанием на детали.

В результате обследования уровня сформированности словаря прилагательных четыре ребенка набрали 3 балла, что соответствует удовлетворительному уровню. Четверо детей набрали 2 балла, что соответствует недостаточному уровню. Высокий уровень не набрал ни один ребенок.

В результате обследования уровня сформированности навыков описательного рассказа пять детей набрали 8 баллов, что соответствует недостаточному уровню сформированности. Три ребенка набрали 12 баллов, что соответствует удовлетворительному уровню. Высокий уровень сформированности навыков описательного рассказа выявлен не был.

Данные результаты обследования подтверждают необходимость дальнейшей логопедической работы для формирования навыков описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Литература:

1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.

2. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. — М.: В. Секачев, 2012. — 262 с.

3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. — 367 с.

4. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: наглядно-методическое пособие. — СПб.; М.: Детство-Пресс: ИД Карапуз: ТЦ Сфера, 2006. — 52 с.: ил.Чуковский К. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 2017.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
описательный рассказ
общее недоразвитие речи
старшие дошкольники
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 475-477):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 475-477стр. 505

Молодой учёный