Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Символика воды в некоторых обрядах профессиональной инициации Ферганской долины

Теология
10.06.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Соколова, Л. М. Символика воды в некоторых обрядах профессиональной инициации Ферганской долины / Л. М. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 500-503. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126538/.


Применение воды во многих обрядах и ритуалах уже в глубокой древности зафиксировано целым рядом исследователей. Однако вопрос об использовании воды в ритуале профессиональной инициации, проводимом ремесленниками Ферганской области, и выявлении её символики в обряде остаётся не затронутым, и не раскрытым. Целью материала является определить символику воды в обрядах профессиональной инициации Ферганской области. В статье устанавливается, что в современном ритуале профессиональной инициации парикмахеров г. Риштана прослеживаются древнейшие временные связи — с периода 2,5 тысячелетий до н. э. Фиксируются также и географические связи: с ближневосточной и древнеегипетской цивилизациями с одной, с иранской и индийской с другой.

Ключевые слова: интронизация, инициация, символика воды, клятва на воде, окропление водой, омовение

Инициация, интронизация и посвящение в мастера учеников (шогирдов) представляют собой обряд перехода. В Андижанской области Узбекистана этот обряд включает только угощение мастеров, чтение молитв, благопожелания и сарпо — подарок мастеру (чаще всего одежду). Такой же порядок наблюдается в Наманганской области, за исключением обряда у мясников Папского района.

Однако у парикмахеров г. Риштана и у всех ремесленников Бувайдинского района Ферганской области, где среди населения наблюдается значительный таджикский субстрат, на определенном этапе ритуала посвящаемый тремя шагами подходит к старшине цеха и преклоняет левое колено. Он берёт с дастархана миску (касу) с водой и отходит, пятясь, на прежнее место. Затем возвращается тремя шагами к столу, преклоняет правое колено и отдает воду мастеру. Таким образом повторяет еще два раза. На третий раз косу водой держат и мастер, и шогирд.

Распорядитель говорит мастеру: «Это Ваш ученик. «Достаток, жизнь и загробное существование стало водой. Даёте ли Вы согласие (благоволение) на эту воду?» Мастер отвечает положительно. Глава цеха предлагает мастеру отпить воду. Затем отпивает воду шогирд. Глава цеха снова обращается к мастеру: «Вы воспитали этого парня, дали ему профессию, подготовили его. Теперь Вы даёте ему патах. Согласны ли Вы на это?» Мастер отвечает положительно.

Глава цеха обращается к ученику: «Ты доволен трудом, затраченным для тебя мастером?». Ученик отвечает «Да». Затем распорядитель предлагает отпить воду шогирду.

«Клятва святостью воды», «Клятва ликом воды» издревле является частью социальной культуры всех народов Евразии.

Вода входила в ритуалы перехода еще в Месопотамии. Вот как В. В. Емельянов описывает обряд интронизации царя в 2,5 тысячелетии до н.э: «Текст из Ларсы — это первая известная нам запись царского очистительного ритуала. Открывается он сообщением об умащении царя заранее освященным маслом. Затем жрец, названный здесь учеником Ана, вкладывает в руку царя чашу для омовений. После совершения омовения жрец надевает на него чистое льняное одеяние. Царь подпоясывается ремнем и надевает сандалии [6, с. 27].

В Древнем Египте таким обрядом, замещавшим умерщвление царя, был, возможно, хеб-сед. Основная часть хеб-седа состояла из воспроизведения ритуальной смерти царя, его «оживления» и возвращения ему магической власти над природой, и, наконец, его «нового» восшествия на престол в качестве «нового» сильного правителя. В ритуал входили шествия, подношение божеству водяных часов — символа вечности [7].

Рассмотрим обряд посвящения в рыцари в Западной Европе Посвящение в рыцариилиакколада (от фр. accolade — объятие) — церемония, бывшая прежде в употреблении при приеме в рыцарский орден. Акколада являлась одной из форм воинской инициации. «После принятия посвящения в рыцари в собственном смысле гроссмейстер ордена или совершавший посвящение торжественно обнимал принимаемого, возлагая ему свои руки на шею (лат. ad collum ). Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом [11].

И. В. Випулис описывает масонский обряд посвящения в следующую ступень: «В масонском посвящении часто синтезируются ветхозаветные и новозаветные образы. Например, кусок хлеба и кувшин воды в начале посвящения соотносятся с пищей пророка Илии» [4, с. 154].

Г. П. Снесарев пишет о сакрализации воды: «Специфические для Средней Азии географические и культурно-хозяйственные условия способствовали тому, что центральное место в религиозных верованиях, начиная с древнейших времен, занял культ водной стихии. Это проявилось в том, что универсальное олицетворение плодородия в образах богинь-матерей, свойственное верованиям большинства народов, в Средней Азии, как и в некоторых других районах Древнего Востока, развивалось по линии сакрализации прежде всего водной стихии [13, с. 228].

Р. Я. Рассудова отмечает, что наиболее старые и известные мазары стоят в устье наиболее древних каналов, питающих самые давние по освоению земли. [10, с. 94–104].

В средневековье на мусульманском востоке распространились общества, объединявшие джавонмарди. Джавонмардами называли себя члены тайных ремесленных обществ, боровшихся за свои права против феодальной эксплуатации. Общества эти имели в известной степени религиозную окраску и поддерживали связь с некоторыми течениями суфизма [14, с. 456].

«Являясь закрытой организацией, община имела строгую иерархию. Посвящение в общину состояло в том, что посвящаемый проходил церемонию опоясывания, выпивал соленую воду и произносил клятвенную формулу (хутба). Все элементы посвящения, вплоть до вручения отличительной одежды, были восприняты суфийскими орденами (в первую очередь, сухравардийей)» [15].

З. Ханшалави тоже отмечает: «...концепт, вышедший из суфизма, стремился освятить любую профессиональную деятельность, превратить ремесло в литургический акт. Приобщение к футувват представляет собой церемонию инициации. Ритуал этой инициации может разворачиваться одним из трех способов по выбору кандидата: вступление в братство путем дачи клятвы, путем принятия сабли или меча, путем отпивания из ритуальной Чаши [16].

Об обряде посвящения у музыкантов А. Б. Джумаев сообщает следующее: «...в ходе обряда учитель отпивал из чашки воду и передавал чашку ученику» [5, с. 165].

О значении клятвы на воде пишет А. С. Николаев в труде «Исследования по праиндоевропейской именной морфологии». Речь идет о том, как Гера в эпосе Гомера «Илиада» намеревается обмануть Зевса: она уговаривает бога сна Гипноса усыпить Зевса с тем, чтобы не дать ему предотвратить победу ахеян. «Гипнос призывает Геру поклясться водами Стикса в том, что она выполнит свое обещание. Более того, клятва водами, особенно водами царства мертвых, известна и за пределами Древней Греции: мы находим параллели как в ведийской Индии, так и Старшей Эдде. Не менее важно, что в ряде индоевропейских традиций карой за клятвопреступление является именно водянка. Практика принесения клятвы при участии воды сохранилась в Древней Греции и в историческое время; например, возлияние воды производилось перед дачей свидетельских показаний, о чем упоминает Демосфен» [8, с. 92].

Устанавливаются параллели и с индуистскими воззрениями. «В ведийском ритуале вода — это сфера обитания Варуны, бога подземного царства, ночного неба и воды, который ведал клятвой и лжесвидетельством. Можно вспомнить также о выражении Varunaghrita — «тот, кем владел Варуна», о человеке, больном водянкой: как уже упоминалось выше, в ведийском пантеоне именно Варуна был тем богом, который надзирал за выполнением клятвы и карал за клятвопреступление [8, с. 92].

Клятвами на воде закрепляли договоры и тюркские народности. «Балбал, символизировавший ушедшего в мир иной предка, изображался с чашей или кинжалом в руках. В ранних арабских источниках можно найти описание традиций тюрков закреплять установленный договор питьем воды из чаши перед балбалом. У казахов и сейчас говорят — «ант iшү» (выпить клятву)» [12].

«И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, готовят миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят: «Если нарушишь свой обет да превратит тебя Аллах в женщину, разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото». Потом после клятвы он выпивает эту воду» [1].

На узбекском языке также «поклясться» — «қасам ичмоқ» — буквально «выпить клятву».

В этой связи можно также вспомнить о совр.-перс. saungand hurdan «клясться», этимологическим значением которого является «пить серную воду», связано все с тем же древним способом клятвы при участии воды, при котором клятвопреступление было чревато смертью. В античном мире считалось, что воды Стикса, которой клянутся боги, приносит мгновенную смерть [8, с. 92].

С этой точки зрения обычай испития воды из одной пиалы во время застолья (якка пиола) у узбеков представляет собой род взаимного обязательства сохранять добрососедские отношения.

Можно провести параллели с христианским причастием, когда верующие причащаются таинств из одного сосуда, подтверждая верность избранной конфессии и своим единомышленникам.

Аналогично лекари Ферганской долины широко использовали воду в лечении своих пациентов. «В частности, если больной был сильно испуган чем-то, рано утром в среду или субботу в их лицо трижды плескали воду, потом в его грудь и спину капали по три капли воды. Считалось, что после таких обрядов страх уйдет от больного» [2].

Обычаи, связанные с водой, поныне сохраняются у старшего поколения Ферганской долины.

Некоторые из них очень близки к ритуалам Индии. А. А. Аширов пишет: «Во многих деревнях вдоль Сырдарьи бытует представление, что если человек сильно испугается и заболеет, его следует провести через Сырдарью, а посередине реки надо трижды плеснуть ему в лицо речной водой. Вообще, при очень многих болезнях соблюдался данный обычай, и посередине реки больной обычно брал воду охапками и пил, приговаривая «для здоровья» [2].

Почти такой же обряд описывает Р. Б. Пандей. «Следующая очистительная церемония называлась «ачамана». Человек собирал в пучок волосы на темени и, стоя в чистой воде лицом к северу или к востоку, споласкивал рот, трижды прихлебывая воду» [9, с. 22].

Именно в Индии существовал целый ряд обрядов и ритуалов, применявшихся в отношении дуады «учитель-ученик». Так, брахман, завершивший период ученичества, назывался омывшийся [9, с. 319].

Принимая мальчика в ученичество, «учитель наливал из своих ладоней в ладони ученика воду, произнося стих: «Вы, воды» и т. д. Это символизировало очищение» [9, с. 28].

Освобождение раба также представляло собой обряд инициации и включало употребление воды, уничтожающей, смывающей прежнюю рабскую сущность. «Хозяин, решивший освободить своего раба, торжественно снимал с его плеча сосуд (наполненный водой, в котором находились неочищенные зерна риса и цветы) и разбивал его. Затем хозяин окроплял голову раба и трижды провозглашал: «Не раб!» После этого бывший раб уходил от своего бывшего хозяина, повернувшись лицом к востоку [3, с. 465].

Таким образом, в современном ритуале профессиональной инициации парикмахеров г. Риштана прослеживаются древнейшие временные — до периода 2,5 тысячелетий до н.э и географические связи: с ближневосточной и древнеегипетской цивилизациями с одной, с иранской и индийской с другой.

Литература:

  1. Ал-Хамадани Ибн ал-Факих. Известия о странах Ахбар Ал-Булдан странах Ахбарх. // https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Hamadani3/text.phtml.
  2. Аширов А. А. Три истории реки. Поверья населения Ферганской долины, связанные с водой // http://syr-darya.org/archives/1347.
  3. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М., 1985. — С. 465.
  4. Випулис И. В. Ритуальный комплекс архаической инициации в процессе культурогенеза: дисс. канд. исскуст. наук. — М., 2021. — С. 154.
  5. Джумаев А. Б. К изучению ритуалов «арвохи пир» и «камарбандон» в городских цехах музыкантов Средней Азии. // Общественные науки в Узбекистане. — № 5–6—7–8. — Ташкент, 1995. — С. 165.
  6. Емельянов В. В. Ритуал в древней Месопотамии. — Санкт-Петербург, 2003. — С. 27.
  7. Матье М. Э. ХЕБ-СЕД (Из истории древнеегипетской религии). // https://elib.gsu.by › Матье_Вестник_1956_3.
  8. Николаев А. С. Исследования по праиндоевропейской именной морфологии. — М., 2010. — С. 92.
  9. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). — М., 1982. — С. 22, 28, 319.
  10. Рассудова Р. Я. Культовые объекты Ферганы как источник по истории орошаемого земледелия // Советская этнография. — № 4. — М., 1985. — С. 94–104.
  11. Ритуал посвящения. // https://vuzlit.com/479817/ritual_posvyascheniya.
  12. Скрипник Г. Как в древности «пили клятву» и почитали предков. // https://www.inform.kz/ru/kak-v-drevnosti-pili-klyatvu-i-pochitali-predkov_a3196818.
  13. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. — М., 1969. — С. 228.
  14. Унсурмаали. Кабус-намэ. Энциклопедия персидско-таджикской прозы. — Душанбе, 1986. — С. 456.
  15. Футувва. // http://religiocivilis.ru/islam/islamf/638-futuvva-.html.
  16. Ханшалави З. Суфийская футувва: между индивидуальной святостью и признанием другого. // Национальный научный центр истории, археологии и антропологии. — №: 1–2 (8–9). — М., 2012. — С. 50–52.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
интронизация
инициация
символика воды
клятва на воде
окропление водой
омовение
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 500-503):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 500-503стр. 505

Молодой учёный