Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль научных фильмов в процессе изучения токсикологической химии

Научный руководитель
Педагогика
07.06.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Чиркова, О. Н. Роль научных фильмов в процессе изучения токсикологической химии / О. Н. Чиркова, В. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 488-490. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126402/.


В данной статье представлено описание опыта создания четырёх научных фильмов по методам химико-токсикологического анализа. Фильмы были сняты в лаборатории судебно-медицинской экспертизы и демонстрируют этапы приготовления калибровочных образцов для газовой хроматографии, экспресс-скрининг мочи на каннабиноиды, пробоподготовку крови для скрининга и химико-токсикологического анализа наркотических веществ. Описаны методические приёмы визуализации технологических операций и их значение для углублённого понимания теоретических основ токсикологической химии. Показано, что использование подобных видеоформатов способствует повышению наглядности обучения, мотивации студентов фармацевтического факультета и формированию практических навыков.

Ключевые слова : токсикологическая химия, научный фильм, визуализация, пробоподготовка, студент, экспресс-скрининг, судебно-медицинская экспертиза.

Введение. Современная система фармацевтического образования требует постоянного обновления методов преподавания для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки будущих провизоров. В курсе «Токсикологическая химия» студенты сталкиваются с необходимостью понимания сложных специализированных методик, в частности, пробоподготовки биологических материалов и хроматографических методов количественного и качественного анализа. Традиционные формы обучения (лекции, методические указания, лабораторные работы) зачастую не в полной мере отражают реальную лабораторную обстановку и этапы работы в судебно-медицинской экспертизе. Визуализация лабораторных работ посредством учебных фильмов может значительно повысить наглядность материала и стимулировать интерес к дисциплине. Внедрение видеоформатов в образовательный процесс способствует улучшению восприятия информации, демонстрирует этапы аналитических процедур в формате, максимально приближенном к реальной работе в лаборатории [1].

Цель исследования . Создание научных фильмов, отражающих ключевые этапы химико-токсикологического анализа и анализ их методической ценности в процессе обучения студентов фармацевтического факультета дисциплине «Токсикологическая химия».

Материалы. В качестве материалов исследования выступают четыре научных фильма, разработанные и отснятые на базе лаборатории судебно-медицинской экспертизы: «Приготовление калибровочных образцов для газохроматографической (ГХ) калибровочной кривой при количественном определении этанола» (Фильм 1). «Экспресс-скрининг мочи на каннабиноиды с помощью иммуноферментной (ИФА) тест-полоски» (Фильм 2). «Пробоподготовка биологического материала (крови) для скрининга на наркотические вещества» (Фильм 3). «Пробоподготовка биологического материала (крови) для химико-токсикологического анализа на наркотические вещества» (Фильм 4).

Все ролики созданы в высококачественном формате длительностью 2–4 минуты. Сценарии фильмов разрабатывались авторами совместно со старшим преподавателем кафедры фармации и врачами отделения судебно-медицинской экспертизы, что обеспечило актуальность и соответствие реальным регламентам судебно-медицинской экспертизы.

Методы. Съёмка проводилась в лаборатории судебно-медицинской экспертизы. Одновременно с записью видеоряда выполнялась аудиозапись комментариев с пояснением ключевых этапов процедур. После съёмки видеоматериал был смонтирован и организован по хронологической последовательности технологического процесса. Звуковое сопровождение включает закадровые комментарии, описывающие каждую операцию.

Выбранные методики для визуализации лабораторных процедур :

– Фильм 1. Приготовление калибровочных образцов для газохроматографической кривой при определении этанола. Демонстрируется расстановка шести дублей (0,4; 1,0; 3,0 г/л), добавление внутреннего стандарта — 1-пропанола, дозировка эталонного этанола разными пипетками, деление на дубли и дериватизация 50 % трихлоруксусной кислотой. Показано, как формируются летучие алкилнитриты, фиксируются пиковые площади на ГХ и встраиваются в линейную калибровочную кривую для последующих расчётов.

– Фильм 2. Экспресс-скрининг мочи на каннабиноиды ИФА-полоской. Демонстрируется вскрытие контейнера, погружение тест-полоски, капиллярная миграция, выдержка, визуальное считывание через лупу. Поясняется правило «одна линия — положительно», а также оговариваются возможные ложные результаты и необходимость подтверждения газовой хромато-масс-спектрометрией (ГХ-МС).

– Фильм 3. Пробоподготовка крови для скрининга на наркотики. Показаны буферизация K₂HPO₄ (pH 8,3), добавление внутренних стандартов, жидкостно-жидкостная экстракция дихлорметаном, обезвоживание Na₂SO₄, выпаривание, быстрая дериватизация пропионовым ангидридом.

– Фильм 4. Пробоподготовка крови для химико-токсикологического анализа на наркотики. Раскрыта расширенная схема: создание среды тетраборатом натрия, экстракция хлороформ-бутанольной смесью, осушка, пропионилирование с триэтиламином при 90 °C, кислотное «отмывание» гексаном, обратное ощелачивание, повторная экстракция хлороформом, финальная сушка, концентрирование и ввод очищенного экстракта в ГХ-МС для точного количественного определения.

Результаты исследования. После создания четырёх учебных фильмов по методам химико-токсикологического анализа был организован их просмотр среди студентов 4 курса фармацевтического факультета с последующим сбором обратной связи. Полученные результаты подтверждают методическую ценность обработанных видеоматериалов. В ходе исследования было установлено, что 92 % опрошенных студентов отметили значительное облегчение понимания методов анализа благодаря видеоформату по сравнению с консервативными текстовыми описаниями. Особыми причинами, по мнению обучающихся, являются наглядная демонстрация последовательности пробоподготовки, этапа жидкостно‑жидкостной экстракции, где чётко видно разделение фракций и показ конкретных действий сотрудников лаборатории при подготовке проб.

85 % опрошенных студентов определили, что динамичная подача информации с видеорядом и закадровыми комментариями обеспечивает более глубокое усвоение материала. Наиболее полезными фрагментами оказались сцены: жидкостно‑жидкостная экстракция и этап дериватизации образцов перед анализом. 78 % студентов отметили, что фильмы позволяют почувствовать реальную лабораторную обстановку судебно‑медицинской экспертизы,а наибольший интерес вызывает демонстрация проведения экспресс‑тестов на наркотические вещества.

65 % студентов сообщили о большей заинтересованности к дисциплине после просмотра фильмов, а 43 % студентов проявили инициативу к дополнительному изучению теоретических основ представленных методик.

Результаты обратной связи после просмотра учебных фильмов

Рис. 1. Результаты обратной связи после просмотра учебных фильмов

Обсуждение . Полученные результаты показывают, что создание и использование учебных фильмов являются эффективным методом повышения качества преподавания и усвоения дисциплины «Токсикологическая химия» студентами фармацевтического факультета. Научные фильмы позволяют:

  1. Наглядно показать все этапы химико-токсикологического анализа в их реальной последовательности, что позволяет студентам сразу соотнести теорию с конкретными лабораторными операциями [1].
  2. Вызвать у студентов дополнительный интерес к профессии провизора, открыть перспективы научной работы в области токсикологической химии [2, 3].
  3. Снизить количество вопросов во время практических занятий и уменьшить расход реактивов за счёт сокращения неправильных действий при их первом выполнении за счет демонстрации сложных методик в формате видео.
  4. Фильмы можно показывать как при очных, так и при дистанционных формах обучения, где невозможно выполнить лабораторные работы.
  5. Процесс создания видео требует не только знаний методик химико-токсикологического анализа, но и навыков коммуникации, планирования и научного рассказа, что может пригодиться для будущей профессии провизора.

Для ещё более успешно снятых фильмов необходимо учитывать [2,3]:

  1. Соответствие закадровых комментариев видеоматериалу, которые бы точно отражали происходящее на экране. При этом скорость их прочтения должна быть комфортной и оптимальной, чтобы зритель успевал воспринимать информацию без перегрузки.
  2. Коллективное обсуждение необходимо после просмотра фильма.Оно позволяет ответить на вопросы учащихся, лучше усвоить материал, выявить спорные моменты.
  3. Регулярное улучшение лабораторных методов сподвигает чаще снимать учебные фильмы, чтобы они соответствовали современным требованиям.

Заключение. Выполненная работа продемонстрировала, что создание научных фильмов по химико‑токсикологическим методикам и внедрение в образовательный процесс 4 курса фармацевтического факультета оказывают значительное влияние на качество освоения дисциплины «Токсикологическая химия». Визуализация этапов пробоподготовки, жидкостно‑жидкостной экстракции, дериватизации и работы с хроматографическим оборудованием позволила студентам быстрее и глубже понять последовательность действий.

Результаты опроса студентов (92– 85 % положительных отзывов) показывают, что использование видеофрагментов совместно с закадровым комментарием помогает лучше усваивать теорию и практику по сравнению с обычным текстом.

78 % студентов отметили, что практические демонстрации, в частности сцены с экспресс-тестами на наркотические вещества, вызывают особый интерес. Это доказывает, что такие видео делают обучение более увлекательным и понятным.

Наглядность фильмов сподвигла некоторых студентов (65 %—43 %) к дополнительному изучению дисциплины “Токсикологическая химия”. Демонстрация условий реальной судебно‑медицинской лаборатории способствуют развитию практического интереса и формированию чувства ответственности будущих провизоров. При увеличении дистанционного формата обучения научные фильмы подходят как для занятий в аудитории, так и для самостоятельного просмотра.

Анализ показывает, что регулярное обновление видео в соответствии с современными методами и технологиями поможет учебным материалам оставаться актуальными и позволит студентам быстро осваивать новые химико-токсикологические методы анализа.

Таким образом, научные фильмы выступают эффективным инструментом повышения мотивации, углубления теоретических знаний и формирования практических навыков в изучении токсикологической химии, что способствует подготовке высококвалифицированных специалистов‑провизоров.

Литература:

  1. Харитонова И. В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе //Проблемы и перспективы развития образования. — 2011. — С. 197–198.
  2. Герасимов А. А., Емельянова Л. А., Сычкин А. С., Дробышевская М. В., Антонов С. И. Эффективность учебных фильмов в обучении студентов-медиков //Онкология-XXI век. — 2019. — С. 74–77.
  3. Герасимов А. А., Емельянова Л. А., Стародубцева О. С. и др. Роль создания учебных фильмов в образовательном процессе // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2019. № 1. С. 11-
  4. Гаспарян Л. А. Видеоматериалы как средство формирования иноязычной коммуникативно-речевой компетенции студентов-медиков //Сибирский педагогический журнал. — 2012. — №. 4. — С. 122–128.
  5. Уфимцева М. А., Чернядьев С. А., Андреева А. В. Актуальные проблемы формирования электронного портфолио в высшем медицинском образовании //Педагогический журнал Башкортостана. — 2018. — №. 5 (78). — С. 125–129.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
токсикологическая химия
научный фильм
визуализация
пробоподготовка
студент
экспресс-скрининг
судебно-медицинская экспертиза
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 488-490):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 488-490стр. 505

Молодой учёный