Авторы статьи проводят анализ отраслевого рынка и дают рекомендации по повышению уровня рентабельности предприятия АО «Молоко». Проблемой исследования является Падение уровня рентабельности предприятия АО «Молоко», целью исследования является анализ отраслевого рынка и разработка рекомендаций по повышению уровня рентабельности предприятия АО «Молоко».
Ключевые слова: рынок, стратегический анализ, рентабельность, Pest-анализ
Агрохолдинг «Шахунское молоко» создан в 2003 году путём объединения группы предприятий. Компания занимается полным циклом производства и переработки молочной продукции. Сейчас холдинг «Шахунское Молоко» — один из лидеров молочной промышленности на Нижегородском рынке. Структура холдинга включает 9 сельскохозяйственных предприятий, 3 предприятия по приёмке и переработке молока, 2 собственных торговых дома и управляющую компанию. Продукция реализовывается в 57 регионах.
Анализ рентабельности продаж продемонстрирован на графике 1
- Рентабельность продаж предприятия ниже показателя отрасли;
- Рентабельность продаж предприятия падает, отраслевой показатель растет.
- Рентабельность продаж конкурента выше рентабельности предприятия.
- Падение рентабельности продаж в 2023 г. связано с повышением себестоимости молока.
- Падение рентабельности продаж в 2024 г. связано с крупными инвестициями в модернизацию предприятия.
Анализ финансовых показателей представлен в таблице 1.
- Показатель текущей ликвидности предприятия больше нормативного значения, отраслевого и конкурента.
- Показатель автономии предприятия близко к нормативному значению и показателю отрасли, выше показателя конкурента.
- Оборачиваемость активов предприятия ниже нормативного значения и ниже показателей конкурента, что характеризует эффективность использования активов.
- Норма чистой прибыли предприятия выше нормативного значения и показателей конкурента, что подтверждает его высокую деловую активность.
Таблица 1
PEST-анализ предприятия АО «Молоко» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Факторы внешней среды |
Относительная значимость влияния фактора |
Как влияет на организацию и как реагировать | ||||
По времени |
По типу |
По динамике |
Относительная значимость фактора | |||
Р — Политические | ||||||
Стратегия импортозамещения. По данным на 2024 год, доля отечественного молока в российских магазинах составляла почти 99 %, а сливочного масла — 90 % |
N\F |
+ |
> |
VERY IMPORTANT |
Развитие внутреннего производства для удовлетворения внутреннего спроса и снижения зависимости от импорта | |
Государственная поддержка развития. Доля субсидируемых затрат на строительство была повышена с 25 % до 30 %, а при модернизации ферм — до 50 % в 2024 году |
N\F |
+ |
> |
VERY IMPORTANT |
Наращивание производства молока и молочной продукции за счет сэкономленных средств | |
Е — Экономические | ||||||
Изменение ставки НДС с 18 до 20 % |
N/F |
- |
= |
IMPORTANT |
Удорожание продукции для потребителей, предприятие несет дополнительные расходы | |
Высокий уровень реальной инфляции в отрасли: 2024–15,74 %, 2023–8,16 %, 2022–15,24 % |
N/F |
- |
> |
VERY IMPORTANT |
Подорожание кормов и энергоресурсов, повышение себестоимости продукции | |
S — Социальные | ||||||
Уровень доходов населения. Реальные денежные доходы населения Нижегородской области в первом квартале 2024 года выросли на 9,3 % к аналогичному периоду прошлого года |
N\F |
+ |
> |
IMPORTANT |
Рост доходов повышает покупательную способность потребителей, стимулируя увеличение потребления продовольственных товаров | |
Т — Технологические | ||||||
Совершенствование сбыта продукции через Интернет. Доля интернет-торговли в общем объеме розницы составила 15,4 %. Лидерами по объему продаж в онлайне стали продукты питания (16,7 %) |
N\F |
+ |
> |
IMPORTANT |
Расширение рынков сбыта, увеличение количества клиентов | |
Рекомендации по развитию АО «Молоко»
- По оценке Союзмолока и данным ФСГС в России спрос на молоко опережает предложение. Предприятие Шахунское молоко является лидером в молочной отрасли в Нижегородской области, компании необходимо поддерживать статус лидера путем инвестирования средств в увеличение производства;
- По оценке Союзмолока и данным ФСГС в России себестоимость молочной продукции растет быстрее цен на нее, также предприятие уступает в рентабельности продаж своему ближайшему конкуренту. Предприятию стоит рассмотреть возможность повышения цен на продукцию с целью повышения прибыли и увеличения рентабельности;
- Для повышения рентабельности предприятию стоит также провести оптимизацию производства с целью снижения издержек, предусмотреть автоматизацию в стратегии развития;
Литература:
- Амосов, А. И. Экономическая теория: учеб. / под ред. Амосов А. И. А.И. Архипова, С. С. Ильина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020. — 608 с.
- Вертунов, В. Д. Методы экономического анализа предприятия // Экономика современного предприятия — 2020. — No 9. — С. 41–48
- Долгая, М. В., Калинин, Д. Д. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Бенефициар. — 2020. — No 16. — С. 3–5
- Казакова, Н. А. Финансовый анализ: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 470 с
- Кожушко, Е. А. Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия / Е. А. Кожушко // Молодой ученый. — 2022. — No 48 (443). — С. 124–126.
- Фомин, Н. Ю., Широбоков, Д. П. Сущность, показатели и методологические аспекты оценки финансового состояния предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. No 4–2 (98). [Электронный ресурс] URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/suschnost-pokazateH-i- metodologicheskie-aspekty-otsenki-fimnsovogo-sostoyamya-predpriyatiya (дата обращения: 04.05.2025).