В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации пассивного избирательного права граждан при применении пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне. Исследуются теоретические основы и особенности функционирования пропорциональной системы на муниципальных выборах. По вопросу обоснованности применения на муниципальных выборах пропорциональной избирательной системы ведется острая дискуссия в научном сообществе. Ставится под вопрос использование данной избирательной системы на муниципальных выборах в связи с ее несоответствием характеру местного самоуправления и невозможности отражения интересов жителей муниципалитетов.
Ключевые слова: пропорциональная избирательная система, муниципальные выборы, голосование.
Избирательными системами на муниципальных выборах являются: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Больше всего доктринальных вопросов вызывает теоретическая и практическая обоснованность применения на муниципальных выборах пропорциональной избирательной системы, внедрение которой было направлено на повышение значения партий в жизни общества [1].
Пропорциональная избирательная система — это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов [2]. Избиратель может проголосовать только за один из выдвинутых списков кандидатов.
Механизм распределения депутатских мандатов в представительных органах власти базируется на сложной математической модели пропорционального представительства. Ключевым элементом данной системы является расчет избирательного частного — математического коэффициента, получаемого путем деления совокупного количества голосов избирателей на число вакантных депутатских позиций. Процесс алокации мандатов осуществляется посредством соотнесения электоральной поддержки каждой политической партии с вычисленным избирательным частным. Существенным условием участия политических объединений в распределении мандатов является преодоление законодательно установленного процентного барьера, что служит механизмом отсечения партий, не получивших достаточной поддержки электората.
Особого внимания заслуживает законодательное регулирование муниципальных выборов с элементами пропорциональной системы. Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 33-ФЗ, законодатель установил минимальную квоту в десять мандатов, подлежащих распределению между партийными списками пропорционально полученной электоральной поддержке. Данная норма представляет собой законодательную гарантию представительства политических объединений в органах местного самоуправления, обеспечивая многопартийность на муниципальном уровне.
Существенный правовой прецедент в данной сфере связан с обращением в Конституционный Суд граждан И. И. Болтушенко, Ю. А. Гурмана и Уполномоченного по правам человека в РФ. Заявители акцентировали внимание на проблеме ограничения пассивного избирательного права при применении пропорциональной системы на муниципальных выборах. В частности, указывалось на невозможность реализации права быть избранным для беспартийных граждан, а также для членов партий, не выдвигающих списки кандидатов на конкретных выборах.
В качестве одной из проблем, на которую обращает внимание Е. С. Шугрина, можно выделить следующую: политические партии федерального значения, как правило, не имеющие местных отделений в сельских поселениях (учитывая, что это не предусмотрено в качестве обязательного условия законом) и, как следствие, непосредственной связи с местным населением, в результате проведения муниципальных выборов по модели пропорциональной избирательной системы потенциально могут приобрести право заниматься решением вопросов местного значения [3], что противоречит сути местного самоуправления и нивелирует его реальное содержание. Иными словами, в указанной ситуации использование на местном уровне пропорциональной избирательной системы будет предполагать либо искусственное, навязанное «сверху» создание на местах отделений политических партий, либо избрание в качестве депутатов представительного органа тех кандидатов, которые не только никак не связаны с данным муниципальным образованием, его жителями, их проблемами и интересами, но даже не проживают на его территории. Очевидно, что приведенные альтернативы не могут рассматриваться в качестве заслуживающих внедрения в практику организации местного самоуправления.
В результате рассмотрения указанной жалобы Конституционный Суд воспринял дифференцированный подход к решению указанной проблемы и постановил следующее: применение пропорциональной избирательной системы на выборах в сельских поселениях с достаточно малочисленным населением (и, как следствие, относительно небольшим числом депутатских мандатов) противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает принцип равенства избирательных прав и создает риск искажения волеизъявления избирателей. Так, в достаточно малочисленных муниципалитетах вполне возможна ситуация, при которой одинаковое число мест в представительном органе муниципального образования получат избирательные объединения со значительно различающимся числом поданных голосов избирателей [4].
Однако важно отметить, что применение пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне имеет существенные ограничения, установленные как законодательством, так и правовыми позициями Конституционного Суда РФ. В частности, данная система не может быть использована при проведении выборов в сельских поселениях. Аналогичное ограничение распространяется на поселения с численностью населения менее 3000 человек, а также на муниципальные образования (поселения, городские и муниципальные округа), где количество депутатских мандатов не достигает пятнадцати. Такая дифференциация избирательных механизмов обеспечивает учет специфики различных муниципальных образований и способствует эффективной реализации принципов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что использование чисто пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах противоречит характеру института местного самоуправления. В муниципалитетах с небольшим количеством мандатов следует использовать мажоритарную избирательную систему, а в крупных муниципалитетах следует применять смешанную избирательную систему.
Литература:
- Берлявский Л. Г. Избирательные системы, применяемые на муниципальных выборах в Российской Федерации / Берлявский Л. Г., Махова А. В. — М.: Государственная власть и местное самоуправление, 2020. № 6. С. 40–45.
- Чиркин В. Е. Большая российской энциклопедия» том 27, Москва, 2015, стр. 603–604
- Шугрина Е. С. Местное самоуправление и пропорциональная избирательная система: добрососедство или противостояние? (Обзор заключений, направленных в Конституционный Суд Российской Федерации по делу об использовании пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне) /Е. С. Шугрина. — М.: Местное право, 2011. № 3. С. 33–58.
- Авакьян С. А. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С. А. Авакьян. — М., 2020. С. 202.