В условиях нынешней экономики одним из главных взаимодействий участников рынка является договор поставки. Он представляет собой важный инструмент для построения предпринимательских отношений, который отвечает за определение цели сотрудничества, прав и обязанностей сторон, а также последствий, возникающих в случае невыполнения условий договора.
Широкое применение данное соглашение получило не только наличием перечисленных условий, но и его разновидностью. Современное гражданское законодательство предусматривает разнообразные формы поставочных отношений, тем самым подстраивая договор под конкретные положения бизнеса. Однако именно с этим могут быть связаны трудности, которые возникают у участников и отражаются в судебной практике.
Сам по себе договор поставки представляет собой один из видов договора купли-продажи, обладая при этом рядом специфичных черт, которые обусловлены его предпринимательской направленностью. Обычно подобного рода соглашение заключается на долгий срок и устанавливает между сторонами обязательства. Так, одна сторона, поставщик, обязана поставить товары в определённые сроки и в качественном виде, а вторая сторона, покупатель, принять их и произвести оплату [1].
Основа такого сотрудничества опирается на положения 30 главы Гражданского кодекса Российской Федерации и определяет основные моменты соглашения, без которых оно считается недействительным. Среди них стоит отметить то, что такой договор может быть заключен только между юридическими лицами, а вся деятельность направлена на коммерческую сферу. По этой причине поставки часто проводятся партиями и по плану, а сами взаимоотношения строятся на долгосрочный период. Также данные нормы определяют существенные условия и другие аспекты, которые необходимы при формировании договора [10].
Именно приведенные особенности, заключающиеся в систематичности между участниками и долгосрочностью деятельности, отличают договор поставки от договора купли-продажи. Если проводить сравнение между другими соглашениями смежного вида, то можно увидеть различия в регулировании и целях создания договора. Так, в частности можно сопоставить дистрибьютерские соглашения с договорами энергоснабжения или подряда. Первое хоть и имеет элементы поставки не сводится к ней, так как включается в себя по большей части маркетинговые и логистические функции. Второе же относится непосредственно к договору поставки, при этом обладая некоторыми своими особенностями.
Похожее сравнение можно привести и при сопоставлении консигнационного соглашения с договором поставки. Их различие содержится в механизме по передаче прав собственности, а также расчётов между сторонами. Всё это показывает насколько самостоятелен договор поставки и какие различие, даже самые незначительные, его могут отделять от других видов соглашений [7].
Разнообразие направлений, где используется договор поставки, позволяет его классифицировать. В научной литературе приводится множество подходов к разделению соглашения на виды. Обычно основными критериями служат факторы исполнения обязательств, как, например, разовая или регулярная поставка. Однако при этом стоит учитывать и практические параметры, которые по большей части опираются на другие значения. Среди них важными считаются территориальные факторы, как, например, внутренние и международные соглашения, факторы формирования структуры и содержания договора, которые включают в себя рамочные, предварительные и другие соглашения.
Несмотря на это в законодательстве отсутствует чётко выстроенная классификация, которая и дала основание для такого различия в научных трудах. По этой причине разделение договора поставки на виды следует составить с учётом теоретических и практических особенностей данного соглашения и описать их характерные черты.
Так, в зависимости от цели и структуры, классификацию можно разделить на пять основных групп. Первая из которых включает в себя виды договора поставки по субъектному составу. К данной группе относятся соглашения между коммерческими организациями, а также соглашения, заключенные для государственных и муниципальных нужд [8].
Первый вид подразумевает классическое взаимодействие на рынке, второе же обозначает, что один из субъектов договора будет представлен государственным или муниципальным органом власти. Регулирование такого соглашение происходит в соответствии с ГК РФ, а также специальными нормами закона № 44-ФЗ [6]. Процедура включает строгий отбор для взаимодействия с органами власти и проводится посредством тендеров и аукционов.
Вторая группа разделяет договор поставки по его предмету, то есть соглашение может быть сформировано для поставки стандартной товарной продукции, энергоресурсов, сельскохозяйственной продукции. Первый вид подразумевает стандартный формат договора, который чаще всего происходит на рынке [9]. Поставка энергоресурсов обычно выделяется в отдельное законодательство, а также определяет предмет соглашения, как ресурсы [3]. Третий вид регулируется ГК РФ и состоит в том, что поставка производится для сельскохозяйственной деятельности. Зачастую такое взаимодействие может происходит не только для поставки продукции, но также для участия в самом процессе.
Третья группа включает в себя договор поставки по его объёму и срокам исполнения. Видами такой группы являются разовые, периодические и долгосрочные соглашения. Обычно договор поставки заключается на долгий срок и подразумевает постоянную поставку, однако есть и такие соглашения, где взаимодействие происходит единожды. Разовая поставка оформляется как небольшая сделка и происходит достаточно быстро. Длительность при заключении и исполнении характерна только для долгосрочных договоров в этом же и может состоять сложность, ведь всегда нужно приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка [10].
Четвертая группа формируется с учётом способов расчёта по договору. Так, оплата может происходить предварительно, либо с отсрочкой, либо с авансированием. Виды, относящиеся к этой группе, могут происходить во взаимоотношениях предпринимателей и варьироваться в зависимости от их финансового состояния. Поставка может происходить с отсрочкой платежа, а может быть произведена с предварительной оплатой. Также поставка нередко проходит на условиях коммерческого кредита, когда одна из сторон использует векселей, гарантии и прочее.
Последней группой является разделение договора поставки по его территориальному охвату. Это могут быть соглашения сформированные внутри страны, так и договоры, когда одна из сторон международная организация. Первый вид отношений происходит с учётом действующего российского законодательства, в то время как второй регулируется ещё и с помощью международных правовых актов.
Все перечисленные группы делят договор поставки на определённые направления и причисляют им характерные черты, которые зависят от вида и условий. Каждый из видов имеет свои особенности в сфере оформления, как, например, договор поставок для государственных нужд, который требует от участников строгого описания товаров и прочего. Также особенностью выступают и соблюдение процедур закупок, и другие важные моменты, касающиеся контроля и гарантий поставочной продукции.
В коммерческой среде сложности могут возникнуть у соглашений, которые формируются на долгий срок или заключаются с международными компаниями, ведь подобного рода договоры требуют чёткого определения условий исполнения, сроков и т. д. Похожие трудности могут возникнуть и у соглашений на поставку энергоресурсов из-за их специфики [7]. Помимо этого, договоры поставки, которые оплачиваются с учётом отсрочки или предварительного платежа могут затронуть финансовые интересы обеих сторон и требуют надлежащего документального оформления.
Исходя из судебной практики, такие виды договора поставки чаще всего могут вызвать неразрешимые споры. Однако помимо них и другие виды нередко встречаются во время судебного процесса. Наиболее частыми предметами разбирательств становятся дела, которые касаются предмета договора, существенных условий, а также качества исполнения самого соглашения.
Уменьшение споров, касающихся договора поставки возможно исходя из предложений по классификации видов соглашения на законодательном уровне, что позволит минимизировать правовую неопределённость. Ведь сложности часто возникают в регулировании специальных форм, таких которые касаются, например, договоров с отсрочкой платежа, из-за чего и возникает необходимость детального законодательного регулирования.
В качестве решений могут выступить такие предложения, как расширение и конкретизации договоров в законодательстве Российской Федерации, разработка типовых форм для каждого из видов, усиление регулирования и внедрение современных технологий.
Исходя из всего вышенаписанного, можно сделать вывод, что договор поставки обладает большим количеством видов, которые делятся на группы в зависимости от определённых условий. Каждый вид важен и необходим для точного обозначения сферы деятельности и других аспектов соглашения. Также при изучении судебной практики удалось установить проблемы, с которыми сталкиваются стороны договора поставки из-за нехватки классификации видов и описать мероприятия, необходимые для формирования стабильных и эффективных договорных отношений.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (действующая редакция от 13.12.2024) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/b7fac2b965e6da20ae9588a23f16bd9d910a8328/
- Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 22.06.2022) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5205/
- Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (действующая редакция от 01.03.2025)// Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/
- Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (действующая редакция от 08.08.2024)// Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102975/
- Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
- Дружинина Л. В./ Поставка: трудности квалификации /Л. В. Дружинина//ЭЖ-Юрист. — 2009. –№ 14. –25 с.
- Косенко Е. В. /Обзор существенных условий контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд /Е. В. Косенко//Юридическая наука. –2014. –№ 4. — 91 с.
- Свирков С. А. /Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: монография. /С. А. Свирков// М.: Статут. –2013. — 310 с.
- Понеделко Д. В. /Специфика договора поставки, его отличие от иных видов договоров, используемых при реализации товаров и услуг /Д. В. Понеделко // Вестник Томского государственного университета. — 2014. –№ 384. –С. 167–171.