Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные аспекты правового регулирования государственного (муниципального) контракта

Научный руководитель
Юриспруденция
01.06.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Мыгаль, Я. В. Актуальные аспекты правового регулирования государственного (муниципального) контракта / Я. В. Мыгаль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126214/.


Проанализированы актуальные аспекты правового регулирования государственного (муниципального) контракта. Обращено внимание на основные проблемы правового регулирования заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Предложены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: правовое регулирование государственных контрактов, контрактная система, закупка товаров для государственных нужд.

The current aspects of the legal regulation of the state (municipal) contract are analyzed. Attention is drawn to the main problems of legal regulation of the conclusion and execution of state (municipal) contracts. Ways of solving the identified problems are proposed.

Keywords: conclusion of government contracts, contract system, purchase of goods for government needs.

За время применения Закона о контрактной системе сложилась обширная административная и судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с применением его положений, хотя надо признать, что единообразием она отнюдь не отличается. По большому счёту единые правовые подходы к применению норм Закона о контрактной системе попросту отсутствуют, а правовые позиции высшей судебной инстанции во многом заслуживают критической оценки, так же как и решения органов контроля.

Учитывая вышесказанное, нехватка, а порой и отсутствие разъяснений федерального органа исполнительной власти по регулированию госзакупок порождает массу вопросов о правильном и точном понимании требований Закона о контрактной системе.

В целях решения общесистемной проблемы, заключающейся в отсутствии у Минфина РФ полномочий на разъяснение положений Закона о контрактной системе, в том числе, касающихся заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, необходимо наделить данное ведомство вышеуказанными правами и полномочиями посредством издания специального нормативного акта.

Эффект от вступления в силу Постановления Правительства о наделении Министерства Финансов Российской Федерации полномочиями и обязанностями по разъяснению применения положений Закона о контрактной системе на практике окажет долгосрочное положительное влияние на всю контрактную систему в целом. Это выразится в более оперативной и более эффективной выработке адекватной и непротиворечивой судебной и правоприменительной практики, которая, оказывая положительное воздействие на более чёткое понимание норм права, регулирующих правоотношения в рамках контрактной системы, в том числе, касающихся заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заказчиками и прочими субъектами контрактной системы, вызовет рост эффективности закупок, и, соответственно, более эффективное и рациональное освоение бюджетных средств, соответствующую их экономию, а также более эффективное в плане качества и количества объектов закупок обеспечение нужд заказчиков, что в полной мере позволит государственным органам и учреждениям более эффективно осуществлять свои функции и полномочия.

При решении проблемы отсутствия регуляции документации о проведении экспертизы по государственному (муниципальному) контракту следует обратить внимание на позицию согласно которой сами по себе акты и товарные накладные, которые подписываются заказчиками уже свидетельствуют о проведении экспертизы, поскольку уже этим подтверждается то, что заказчик принял предмет закупки по качеству и количеству. При этом во избежание проблем со стороны контролирующих органов, которые могут иметь другое мнение по поводу «внутренней» экспертизы, например, о том, что должны составляться отдельные акты и присутствовать слова «внутренняя экспертиза», необходимо писать на актах и товарных накладных слова «Внутренняя экспертиза проведена, объект закупки соответствует условиям контракта» [1]. Таким образом, заказчики будут освобождены от ненужной работы по дублированию приёмочных документов и у ФАС не будет поводов для возбуждения административных дел по поводу нарушения законодательства в сфере государственных закупок.

Адекватным решением проблемы экспертизы по государственным и муниципальным контрактам была бы дифференциация случаев проведения «внешней» и «внутренней» экспертизы по технической и технологической сложности предметов закупок, и сделать это можно при помощи справочников ОКПД 2 и КТРУ.

Проблему несвоевременного заключения, либо незаключения государственных контрактов из-за жёсткого ценового регулирования закупок жизненно необходимых лекарств необходимо решать отменой ценовых лимитов на жизненно необходимые препараты. Таким образом, не будет срывов торгов из-за низких цен, соответственно, нужды учреждений в лекарствах будут своевременно и качественно удовлетворяться. Что касается опасений, что цены будут завышаться, то следует понимать, что производители будут вынуждены снижать цены, делать их более доступными в процессе конкурентной борьбы за государственные заказы. По поводу возможных опасений, что крупные монополисты установят высокие цены, то следует понимать, что данный вопрос находится в компетенции ФАС и его возможно решить посредством реального антимонопольного регулирования.

Внесение поправок в положения Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2019 г. № 1064н для того, чтобы НМЦК была референтной ценой даст следующий эффект:

— Снизится количество ошибок в расчётах заказчиков, что снизит количество отменённых процедур;

— НМЦК будут иметь адекватные, сопоставимые со среднерыночными цены, снизит возможность срыва закупок из-за невыгодных поставщикам цен.

Решение проблемы жёсткого ценового регулирования закупок жизненно необходимых лекарств посредством отмены ценовых порогов на жизненно необходимые препараты даст следующий эффект:

— Потребности учреждений в лекарствах будут своевременно и качественно удовлетворяться;

— Снизятся риски срыва торгов из-за занижения цен, при котором поставщики не принимают участие в торгах.

Проблему несвоевременного заключения либо незаключения государственных (муниципальных) контрактов из-за усложнения расчёта НМЦК для приобретения лекарств необходимо решать посредством внесения поправок в положения Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2019 г. № 1064н таким образом, чтобы начальная цена представляла собой референтную цену, чтобы не приходилось проводить дополнительные, и, по сути, ненужные расчёты. Таким образом, во-первых, начальные контрактные цены на закупку лекарств будут приближены к реальным, во-вторых, устранится ненужное удлинение процедур подготовки к торгам, соответственно, ускорится получение медицинскими учреждениями лекарств, в-третьих, устранятся неизбежные при усложнённой сейчас процедуре расчёта НМЦК ошибки, соответственно, станет меньше отменённых процедур, что приведёт к более качественному удовлетворению нужд заказчиков в лекарствах [3].

При решении проблемы невозможности в большинстве случаев заключить контракт для того, чтобы закупить определённое лекарственное средство путём внесения поправок в пункт 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, необходимо сделать это так, чтобы требование пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе о запрете указания торгового наименования не распространялось на любые закупки лекарственных препаратов. В данном случае защита прав граждан на получение адекватной медицинской помощи с использованием высококачественных препаратов должна главенствовать над защитой прав поставщиков лекарств. Кроме того, не будет складываться ситуация, когда НМЦК рассчитывается для высококачественного оригинального, и, вследствие этого, более дорогого, чем дженерики, препарата, но выигрывает поставщик дешёвых дженериков потому, что он может поставить эквиваленты-дженерики, которые из-за низкого качества по сути эквивалентами не являются. Таким образом, положительный эффект от такого рода поправок будет заключаться, во-первых, в эффективном обеспечении нужд медицинских заказчиков высококачественными препаратами, во-вторых, по высоким ценам не будут закупаться менее качественные препараты.

Поэтому для решения вышеуказанной проблемы необходимо внести изменения в части 1 стать 33 Закона о контрактной системе и разработать специальный перечень, в котором были бы поименованы специфические объекты закупок таким образом, чтобы указание торгового либо фирменного наименования заказчику не приходилось обосновывать и заказчик не мог бы быть привлечён к административной ответственности за то, что пытался указать именно тот объект закупки, который нужен образовательному учреждению.

Таким образом, применение всех вышеупомянутых поправок в правовую базу заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов получит положительный эффект, выражающийся главным образом в следующих моментах:

  1. Совершенствование нормативной базы государственных закупок и выработка непротиворечивой и адекватной правоприменительной и судебной практики;
  2. Повышение эффективности государственных и муниципальных закупок в плане получения существенной экономии бюджетных средств;
  3. Качественное и своевременное обеспечение потребностей государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах и услугах.

В заключение следует отметить наиболее важные моменты: наделение Минфина РФ полномочиями и обязанностями по разъяснению положений норм Закона о контрактной системе на законодательном уровне существенно сэкономит рабочее время и снизит нагрузку как на сотрудников ФАС, так и на судебные органы, будет способствовать наработке непротиворечивой и единообразной судебной и правоприменительной практики, защите законных прав и интересов добросовестных поставщиков. Так же совершенствование нормативной правовой базы заключения государственных и муниципальных контрактов позволит заказчикам при заключении контрактов, предметом которых являются медикаменты и медицинские материалы, а также особые объекты закупок (учебники, пособия и т. п.), получить именно тот товар, работу, услугу, которая необходима.

Литература:

  1. Официальный сайт министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области // «Часто задаваемые вопросы» [Электронный ресурс]/Оф. сайт госзакупок Иркутской обл. 2024. — Электрон. дан. — Режим доступа://irkobl.ru/sites/gz/.
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2019 г. № 1064н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» [Электронный ресурс]/Консультант плюс. — Электрон. дан. — Режим доступа http://www.consultant.ru/
  3. Белов В. Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М., 2021.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правовое регулирование государственных контрактов
контрактная система
закупка товаров для государственных нужд
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 349-351):
Часть 5 (стр. 297-359)
Расположение в файле:
стр. 297стр. 349-351стр. 359

Молодой учёный