Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Общественный контроль в сфере охраны труда

Экономика и управление
09.06.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Храмушева, М. О. Общественный контроль в сфере охраны труда / М. О. Храмушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 191-195. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126390/.


Ключевые слова: общественный контроль, охрана труда, система управления охраной труда.

Охрана труда на предприятии — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [4]

Общественный контроль за охраной труда является одним из элементов Системы управления охраной труда (СУОТ). Участие работников — второй стороны социального партнерства с работодателем — необходимо для обеспечения равноправия в этом партнерстве.

К нормативным правовым актам, устанавливающим право на проведение контроля по охране труда со стороны представительного органа работников, относятся:

— ст. 23 Всеобщей декларацией прав человека 1948 года;

— ст. 30 Конституции РФ;

— ст. 8, 29, 52, 53, 370, 372 Трудового Кодекса;

— ст. 20 Закона о профсоюзах от 12.01.1996 № 10-ФЗ.

Одним из первых нормативных актов по теме охраны труда является «Всеобщая декларация прав человека» в которой говорится что:

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

В статье 52 Трудового кодекса указано, что работники вправе участвовать в управлении организацией как сами, так и через своих представителей. [4]

Закон о профсоюзах говорит о том, что профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов. [5]

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными за конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. [4]

Контроль за охраной труда со стороны представительных органов работников проводится с целью проверки соблюдения требований охраны труда на рабочем месте сотрудника, в каждом подразделении и организации в целом.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. [4]

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения.

Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.

Задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:

разработка программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;

участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;

участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

участие в оценке профессиональных рисков;

подготовка и представление работодателю соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда. [3]

Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:

— запрашивать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;

— заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;

— заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

— вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;

— содействовать разрешению трудовых споров.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета. [3]

Вопрос общественного контроля в области охраны труда остается актуальным на протяжении многих десятилетий, что нашло отражение в нормативных актах и научных изданиях. Одним словом ведется огромная работа за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда.

Важность общественного контроля в области охраны труда заключается в следующем:

— минимизация рисков и инцидентов, связанных с трудовой деятельностью. Общественный контроль проводит аудиты и оценивает риски на рабочих местах для предотвращения возможных несчастных случаев:

— обеспечение соблюдения трудового законодательства и стандартов безопасности на рабочем месте. Представители общественного контроля проверяют условия труда на рабочих местах и то, как работодатель соблюдает нормы трудового законодательства;

— выявление недостатков, нарушений и отклонений при выполнении процедур, входящих в систему управления охраной труда;

— профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В вопросе общественного контроля в сфере охраны труда имеются и сложности:

— ограниченность ресурсов: институты общественного надзора сталкиваются с дефицитом средств, что препятствует проведению всесторонних инспекций и научных исследований;

— недостатки законодательной поддержки: пробелы в законодательстве могут вести к невниманию к выводам общественного контроля в реальной практике;

— противодействие со стороны бизнеса: время от времени компании могут игнорировать или сопротивляться усилиям по улучшению рабочей среды из-за опасений повышения издержек.

Чтобы укрепить позиции общественного контроля и повысить стандарты в сфере охраны труда, необходимо следующее:

— совершенствование законодательства: введение более строгих законов и стандартов, которые повысят значимость общественного надзора и ужесточат ответственность за нарушения в сфере охраны труда;

— рост информированности населения: запуск просветительских кампаний для повышения осознания гражданами важности безопасных условий труда;

— развитие партнерских связей: взаимодействие с международными структурами и обмен опытом с передовыми странами в области охраны труда.

Общественный контроль способствует формированию безопасной и здоровой рабочей среды, что служит основой для стабильного технологического прогресса и благосостояния каждого сотрудника.

Оценка состояния охраны труда — это комплексная сложная работа. Методы и критерии проведения оценки на предприятиях должны регулярно совершенствоваться работодателем.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года// Рос. газ. — 1995. — 5 апр.

2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Ссылка: URL: http://www.pravo.gov.ru. Режим доступа: свободный. Дата обращения (01.06.2025)

3. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 650 н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». URL:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=407995&ysclid=mbj0fy14r1275602531 (дата обращения: 03.06.2025)

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Феде рации. — 2002г.

5. Федеральный закон от 12.01.96 N 10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=378642&ysclid=mbj0hhi75u349614187 (дата обращения: 05.06.2025).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
общественный контроль
охрана труда
система управления охраной труда
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 191-195):
Часть 3 (стр. 147-219)
Расположение в файле:
стр. 147стр. 191-195стр. 219

Молодой учёный