Иллюстрации Артура Рэкхема относятся к художественному направлению «Сказочная живопись», появившемуся в середине XIX в. в Англии, которое характеризуется изображением волшебных существ, сюжетов из фольклора и воображения художника. Задачи исследования включают изучение работы с цветом, подход к созданию композиции, а также анализ техник и графических приемов в иллюстрациях Артура Рэкхема к повести «Питер Пен в Кенсингтонском саду». В работе использован комплексный подход, включающий в себя приемы искусствоведческого, историко-культурологического и формально-стилистического анализа. В результате исследования было выявлено, что основными стилистическими особенностями А. Рэкхема являются линеарная техника, использование пирамидальной композиции и применение цвета в качестве вспомогательного средства. Все художественные приемы, используемые А. Рэкхемом, направлены на построение композиции, которая способствует фокусировке внимания зрителя на идейном центре, который раскрывает смысл иллюстрации.
Ключевые слова : книжная иллюстрация, графика, сказочная живопись, Артур Рэкхем, Викторианская эпоха.
В середине XIX в. в Англии, в эпоху Романтизма, возрастает интерес к истории и фольклору Британских островов. Публикации британских сказок и легенд сопровождаются иллюстрациями в «сказочном» жанре. Впервые Викторианскую сказочную живопись охарактеризовал как отдельное направление в изобразительном искусстве британский историк искусства Джереми Маас [1, с. 410]. «Сказочная живопись» характеризуется изображением волшебных существ, сюжетов из фольклора и воображения автора, а также животных, птиц, насекомых, которые включены в сказочные сюжеты [1, с. 410]. Графические работы в жанре сказочной живописи появились позже картин, выполненных в станковом формате. Одним из наиболее значимых графиков второй половины XIX в. был Артур Рэкхем (1867–1939), который проиллюстрировал сказочную повесть «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», опубликованную Джеймсом Барри (1860–1937) в 1902 г. Работы А. Рэкхема являются примером зрелого стиля «сказочной живописи», в котором отражаются эстетические предпочтения эпохи и книжной графики.
Обращение к искусствоведческим работам, посвященным теме сказочной живописи позволит изучить влияние других графиков на творчество художника, а также проанализировать, какие стилистические особенности выделяют исследователи в иллюстрациях Артура Рэкхема.
П. Тримпе в статье «Викторианская сказочная живопись в книжной иллюстрации» отмечает «умелый, замысловатый линеарный стиль» А. Рэкхема [6, с. 60], в котором заметно влияние Д. Крушанка и Р ойля, совмещенное с более фантастическим влиянием современника О. Бердслея Кроме того, П. Тримпе выделяет присущее иллюстрациям к «Питеру Пэну в Кенсингтонском саду» «удивительное соединение фантастики и реальности» [6, с. 61], способное пробудить воспоминания о конкретных реальных местах, упоминаемых в повести, что необычно для современников графика, таких как Э. Дюлак, Ч. Роббинс и других мастеров [6, с. 61].
О влиянии О. Бердслея на А. Рэкхема также пишет Д. Л. Лебедев в статье «О. Бердслей и А. Рэкхем: тонкости влияния» [2]. Исследователь считает, что раннее творчество Бердслея, а именно иллюстрации к «Смерти Артура» (1893–1894) оказало воздействие на Рэкхема и отразилось в оформлении «Легенд Инголдсби» (1898) и «Романа о короле Артуре и его рыцарях круглого стола» (1917) [2, с. 99–101]. Рэкхем в начале своей художественной карьеры рисовал карикатуры на рисунки О. Бердслея («Кошмар: ужасный результат размышлений об Обри Бердслее после ужина», 1894), где упрощенно, в пародийной манере использовал элементы его авторского стиля. Карикатура «Кошмар…» и другие свидетельствуют о подробном изучении А. Рэкхемом стиля О. Бердслея. [2, с. 99]
Адам Золковер среди особенностей в подходе Артура Рэкхема к иллюстрации подчеркивает его привычку использовать свою внешность в качестве модели для изображения «причудливых существ», в результате чего возникает «поразительное сходство» персонажей с внешностью художника, которое часто заметно. Помимо этого, автор отмечает мастерство А. Рэкхема в чувстве линии, искусность в работе с трехцветной палитрой, использование приглушенных оттенков среди стилистических особенностей [7, с. 802].
Анализ творчества Артура Рэкхема в научных работах, посвященных сказочному стилю был направлен на изучение влияний других художников на его творчество. Исследований, включающих в себя подробный анализ художественной манеры и выявляющих конкретный набор индивидуальных композиционных, колористических черт, а также техники художника на данный момент нет.
Цель работы — исследовать особенности сказочного стиля в книжной графике А. Рэкхема в контексте «сказочной живописи». Для реализации поставленной цели в работе решались задачи — выявить индивидуальные стилистические особенности Артура Рэкхема: изучить его работу с цветом, композицией и охарактеризовать графические приемы.
В работе использован комплексный подход, включающий в себя приемы искусствоведческого, историко-культурологического и формально-стилистического анализа.
Актуальность работы заключается в возможности выявить индивидуальные особенности графики А. Рэкхема, его композиционные и цветовые решения, определить, какие черты стали частью индивидуального стиля художника под влиянием других иллюстраторов, и исследовать, как они соотносятся со сказочным стилем конца XIX — начала XX в. в книжной иллюстрации.
Творчество А. Рэкхема выделяется композиционными решениями. В первую очередь, можно заметить, что в иллюстрациях художник нередко обращается к композиции, выстроенной по форме треугольника. (Рис. 1, 2).
Рис. 1. «The lady with the balloons, who sits just outside»
На иллюстрации «The lady with the balloons, who sits just outside» (Рис. 1) в левой части изображена дама с зонтом. Она и мужчина справа становятся «основанием» треугольника, а женщина с воздушными шарами является «вершиной» фигуры.
Рис. 2. «These tricky fairies sometimes change the board on a ball night»
На иллюстрации «These tricky fairies sometimes change the board on a ball night» (Рис 2) основанием выступают столбы забора, а фигуры сказочных существ, забирающихся на щит, являются «вершиной». Суть такой композиции заключается в размещении ключевых элементов изображения внутри треугольника, либо же вдоль линий, образующих его. Таким образом, зритель начнет просматривать изображение от основания к вершине, и его внимание прежде всего будет фокусироваться на композиционном центре иллюстрации — вершине треугольника.
Этот прием удачно использован художником на приведенных выше рисунках: удивленные люди на переднем плане (Рис. 1) приковывают внимание зрителя, побуждая его задуматься о причине их недоумения, тогда же условно проведенные линии сторон треугольника ведут взгляд смотрящего к даме с воздушными шарами, и тогда смысл изображения становится понятен. То же самое можно сказать и про рисунок под номером 2 (Рис. 2): ключевая фигура — сказочное существо, заменяющее время на щите, справа и ниже от него — товарищи, помогающие совершить проделку. Если принять за основание треугольника столбы забора, то треугольная композиция отчетливо читается. Использование такого приема помогает добавить иллюстрации динамики и движения, а также облегчает ее восприятие: глаз невольно двигается по фигуре и фокусируется на композиционном центре.
Иллюстрация под названием «Building the house for Maimie» (Рис. 3) также примечательна композиционным решением.
Рис. 3. «Building the house for Maimie»
Эльфы, стоящие на дымоходе, совпадают с точкой схода перспективы, расположенной на горизонте. К ней нас ведет сразу несколько элементов: это и лестница, и толпа волшебных существ, идущих по тропинке из глубины леса. А. Рэкхем располагает элементы и персонажей так, чтобы взгляд зрителя двигался по кругу: смотря на вереницу волшебных созданий, выходящих из чащи, взор постепенно двигается к дому, а затем, поднимаясь по лестнице, встречает двух эльфов, которые венчают композицию. Благодаря использованию художником такого приема внимание зрителя будет плавно перемещаться по изображению и возвращаться в изначальную точку, по мере движения постепенно раскрывая смысл происходящего на иллюстрации.
Особого внимания требует анализ техники, в которой работает А. Рэкхем. Художник использует комбинацию линеарной и акварельной техник, причем акварель часто применяется лишь для заливки фрагментов композиции. Для передачи объема, формы, динамики, а также детализации отдельных элементов художник-график пользуется исключительно линией, контролируя ее нажим и толщину, используя штриховку. Иллюстрация под названием «Fairies are all more or less in hiding until dusk» (Рис. 4) показательна в отношении использования линеарной техники.
Рис. 4. «Fairies are all more or less in hiding until dusk»
Самым детально проработанным фрагментом рисунка является дерево. Линиям художник придает изгиб, повторяющий форму ветвей и корней, благодаря чему достигается правдоподобная коре дерева текстура. Четкие и частые линии штриховки в его изображении также делают дерево наиболее контрастным элементом в композиции. А. Рэкхем «управляет» взглядом зрителя, делая отдельные элементы рисунка очень детализованными, а другие оставляя менее проработанными, чтобы не отвлекать внимание от композиционного центра. Таким образом, линия является не только техническим приемом в работах художника, но и композиционным.
Работа А. Рэкхема с цветом также имеет свои особенности — художник обычно использует трехцветную палитру. На иллюстрации с деревом (Рис. 4) в основном применяются коричневый, зеленый и серый цвета. Акварель лежит полупрозрачно, придавая элементам рисунка лишь легкий оттенок. Передний план по тону более контрастен, чем задний, что свидетельствует о желании иллюстратора привлечь внимание к происходящему здесь. На переднем плане зритель может увидеть подробности подземной жизни фей, рассмотреть устройство их жилища. Этот фрагмент ключевой в композиции, поэтому художник использует насыщенный коричневый в изображении деревянных стен, а для одеяния фей использует средние по насыщенности фиолетовый и оранжевый цвета. Задний план же раскрашен условно: для его проработки использован только сильно разведенный с водой зеленый цвет, потому что значимых для раскрытия сюжета элементов там не изображено. Таким образом, в иллюстрациях А. Рэкхема наиболее важен не сам цвет, а работа художника с тоном и насыщенностью. Регулирование тоновых отношений способствует фокусированию взгляда на композиционном центре, главном элементе изображения, который раскрывает ее сюжет. Цвет является скорее вспомогательным средством выразительности и используется художником чтобы придать изображению нужное настроение, «оживить» его. В иллюстрациях художника-графика нет сложных, необычных цветовых решений, цвет функционален.
Подводя итог, творчество А. Рэкхема представляет собой пример типичной «сказочной живописи». Художник иллюстрирует произведение, в котором главными действующими лицами являются феи. На работах графика к «Питеру Пену в Кенсингтонском саду» практически в каждом изображении можно увидеть различных волшебных существ: фей, эльфов, троллей, а также фэнтезийные мотивы, например, сказочные пейзажи и локации. Эти мотивы используются иллюстратором для создания атмосферы, визуального дополнения текста и для раскрытия истории, где реальный мир смешивается с миром фантазии.
Основным техническим приемом А. Рэкхема является линия, благодаря которой иллюстрации приобретают характерный объем и динамичность, а лица персонажей — экспрессию. Выразительность графических работ А. Рэкхема достигается посредством управления толщиной линии и владения штриховкой. Благодаря контролю нажима на перо при штриховке художнику удается передать объемность отдельных элементов. Мастерство иллюстратора также выражается в умении сохранять баланс между подробно проработанными фрагментами и свободными от линии местами, где используется только акварель. Акварельные краски А. Рэкхем кладет лессировочно, тонким слоем, детализируя только те элементы композиции, которые важны для понимания сюжета. В колористических решениях художник тяготеет к использованию ненасыщенных цветов, яркие оттенки используются с целью акцентирования внимания на идейном центре иллюстрации. С помощью такого метода достигается гармоничная композиция, в которой взгляд зрителя фокусируется на детально изображенном, ключевом фрагменте композиции. Цвет в работах А. Рэкхема не играет значительной роли и используется лишь для придания общего настроения, присущего сюжету иллюстрации.
Главными стилистическими особенностями А. Рэкхема являются сложная линеарная техника, использование пирамидальной композиции и применение цвета в качестве вспомогательного средства. Все особенности художественной манеры графика направлены на построение композиции и помогают грамотно расположить элементы рисунка вокруг композиционного центра, который зачастую совпадает с идейным центром. Художник, управляя взглядом зрителя, помогает моментально осмыслить изображенный сюжет.
Литература:
- Кирюхина, Е. М. Эволюция викторианской сказочной живописи: от Ричарда Дадда к Беатрикс Поттер / Е. М. Кирюхина. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 3. — С. 410–416.
- Лебедев, Д. Л. О. Бердслей и А.Рэкхем: тонкости влияния / Д. Л. Лебедев. // Художественное образование и наука. — 2021. — № 1 (26). — С. 97–107.
- Михайлина, О. Ю. Сказочный жанр в английской литературе и живописи / О. Ю. Михайлина. // Культура народов Причерноморья. — Симферополь: Межвузовский центр «Крым», 2004. — С. 111–116.
- The Project Gutenberg E-text of Peter Pan in Kensington Gardens by J. M. Barrie. — Текст: электронный // www.gutenberg.org: [сайт]. — URL: https://www.gutenberg.org/files/26998/26998-h/26998-h.htm#img-003t (дата обращения: 04.05.2025).
- Maas, J. Victorian Fairy Painting / J. Maas. — London: Merrell Holberton, 1997. — 160 p.
- White, T. P. Victorian Painting Book Illustration / T. P. White. // Victorian Fairy Painting. — London: Merrell Holberton, 1997. — P. 54–62.
- Zolkover, A. The Greenwood Encyclopedia of Folktales and Fairy Tales / A. Zolkover. — Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2008. — 1160 p.