В статье рассматриваются ключевые проблемы модернизации избирательного законодательства Российской Федерации, связанные с отсутствием единого федерального избирательного кодекса и закона о Центральной избирательной комиссии. Анализируются последствия фрагментированности законодательства, включая правовую неопределенность и сложности в унификации избирательных стандартов. Особое внимание уделяется дискуссии о необходимости закрепления основ избирательного права в Конституции РФ, а также альтернативному подходу, предполагающему совершенствование текущего законодательства без конституционных поправок.
Ключевые слова: избирательное законодательство, федеральный избирательный кодекс, Конституция РФ, избирательные права, иностранные граждане, муниципальные выборы.
Отсутствие единого федерального избирательного кодекса и закона о Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является существенной преградой на пути к модернизации избирательной системы. Несмотря на многолетнюю дискуссию и даже на разработку и внесение в Государственную Думу обширного проекта Избирательного кодекса Российской Федерации, решение этого вопроса тормозится парламентом. При этом не будет лишним заметить, что в условиях федеративного государства речь может идти об избирательном кодексе, регулирующем только федеральные выборы. Отсутствие структурного подхода к законодательству часто приводит к возникновению правовой неопределенности, что потенциально может стать препятствием для установления четких и справедливых правил игры на всех уровнях избирательного процесса.
Эта недостаточность в институциональной структуре ограничивает возможность координации и унификации законодательных инициатив, необходимых для преодоления существующих правовых пробелов. Возникшие в результате этого проблемы часто затрудняют применение универсальных стандартов выборов, что могло бы способствовать укреплению доверия граждан к избирательным процессам и их результатам.
Устранение законодательных пробелов и создание единых норм требует времени и усилий со стороны законодателей, однако именно это может заложить основы эффективного функционирования избирательной системы. Введение федерального избирательного кодекса станет шагом к устранению текущих трудностей, позволив более четко урегулировать обязанности и полномочия избирательных органов на всех уровнях. Это также может улучшить прозрачность выборов, что привлечет большее внимание международного сообщества к успехам российской демократии и станет фактором усиления стабильности политической системы в стране.
Для решения проблемы множественности нормативных правовых актов необходим комплексный подход реформирования системы избирательного законодательства. Изменения должны происходить на каждом нормативном уровне и начинаться с основного закона страны. Для систематизации электоральных норм ряд авторов предлагает принять главу «избирательная система» или как минимум закрепить принципы избирательного права в первой главе Конституции РФ.
Противоположной точкой зрения является позиция председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина. Так, отвечая на вопросы журналистов, им было отмечено, что необязательно вносить изменения в Конституцию РФ, стоит обратиться непосредственно к законам и практике, чтобы урегулировать данный вопрос. На данный момент законодатель пошел именно по такому пути, не изменяя текст Конституции РФ, совершенствуя и дополняя федеральное законодательство. Такой подход законодателя привел к регулированию почти всех избирательных процессов одним Федеральным законом — ФЗ № 67, что порождает проблемы, указанные в предыдущем параграфе работы.
Для решения возникающих проблем предлагается закрепить в Конституции РФ основы избирательного процесса (в том числе принципы избирательного права) и гарантии избирательных прав граждан, а вопросы, касающиеся избирательных процедур, закрепить за каждым соответствующем уровнем законодательной власти. Данное изменение позволит закрепить избирательные гарантии и права граждан на самом высоком уровне, так как для изменения текста Конституции РФ предусмотрена сложная процедура, в отличии от изменения текста Федерального закона. Отделение процедурных особенностей позволит закрепить их в каждом субъекте и муниципалитете, исходя из сложившихся особенностей каждой территории.
Для решения правовой неопределенности вопроса участия иностранных граждан в муниципальных выборах, способствующих разнообразному толкованию норм необходимо привести нормы Федеральных законов в соответствие друг с другом. Предлагается унифицировать подход в отношении требований проживания иностранного гражданина и единых ссылок на правовые документы, определяющие наличие избирательного права иностранного гражданина. Исходя из смысла п. 6 ст. 1 ФЗ № 67, Федеральные законы не должны противоречить настоящему Федеральному закону, следовательно, необходимо привести в соответствие нормы, перечисленные в предыдущем параграфе именно с этим законом. Для качественного применения п. 10 ст. 4 ФЗ № 67, следует внести изменения в данную статью. ФЗ № 33-ФЗ устанавливает право не только за постоянно, но и преимущественно проживающими на территории муниципального образования иностранными гражданами, такие условия являются более благоприятными относительно ФЗ № 67. Для конкретизации ссылок на правовые документы предлагается слова «установленном законом» в п. 10 ст. 4 ФЗ № 67 изменить на «установленном федеральными законами».
Также для повышения эффективности муниципальных выборов необходимо проводить надлежащее информирование избирателей и членов избирательных комиссий об особенностях муниципальных выборов, содержащихся в законодательстве относительно иностранных граждан в целях недопущения необоснованного лишения избирательных прав таких граждан. Данная необходимость выражена отсутствием правовой определенности и запутанности норм в отношении избирательных прав иностранных граждан.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
- Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
- Зорькин В. Д. Интервью председателя Конституционного Суда РФ по вопросам избирательного права // Официальный сайт КС РФ. — 2020.
- Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. — М.: Норма, 2021.
- Князев С. Д. Избирательное право в Российской Федерации: проблемы теории и практики. — М.: РГ-Пресс, 2019.
- Лысенко В. И. Современные избирательные системы: сравнительный анализ. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2020.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…».