В статье рассматриваются особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого с использованием карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей (авторы методики — А. М. Щетинина, М. А. Никифорова). Выявлено, что более половины обследованных детей имеют недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, что может затруднять их социальную адаптацию в будущем. В рамках качественного анализа описаны основные трудности, с которыми сталкиваются дети на разных уровнях развития коммуникативной компетентности. На основе полученных данных предложены рекомендации для родителей и педагогов, направленные на поддержку и развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.
Ключевые слова: коммуникативные способности, дошкольный возраст, старшие дошкольники, социальная адаптация, развитие речи, межличностное взаимодействие, психолого-педагогическая диагностика, карта наблюдений.
Коммуникативные способности являются важнейшим компонентом общего развития ребёнка и основой успешной социальной адаптации в коллективе. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) происходит интенсивное формирование умений устанавливать и поддерживать межличностные отношения, регулировать совместную деятельность, выражать собственные мысли и эмоциональные состояния через речь и невербальные средства общения.
Развитие коммуникативных способностей на этом этапе связано с общим ростом социальных потребностей ребёнка. Такие авторы как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец отмечали, что ведущей деятельностью дошкольников становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой формируются базовые навыки социального взаимодействия, сотрудничества и речевого самовыражения. Через игровые ситуации дети учатся учитывать позицию другого, координировать собственные действия с действиями партнёров, осваивать нормы и правила общения [3, 4].
Современные исследования (Е. О. Смирнова, Н. Е. Веракса, А. М. Щетинина) подчёркивают, что коммуникативные навыки включают в себя ряд компонентов: умение устанавливать контакт, инициативность и активность в общении, эмоциональную отзывчивость, способность к сотрудничеству и разрешению конфликтных ситуаций [1]. Недостаточная сформированность данных компонентов может приводить к трудностям в социальной адаптации, снижению самооценки и замедлению личностного развития.
В условиях современного дошкольного образования особую актуальность приобретает проблема ранней диагностики и целенаправленного развития коммуникативных умений детей. Исследование коммуникативной компетентности дошкольников позволяет своевременно выявить группы риска, определить направления педагогического воздействия и сформировать индивидуальные маршруты развития. Одним из эффективных диагностических инструментов является методика карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей, разработанная А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой [2].
Настоящее исследование направлено на выявление особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшей группы дошкольного учреждения, определение степени их сформированности, а также разработку практических рекомендаций для родителей и педагогов по сопровождению коммуникативного развития дошкольников.
Развитие коммуникативных навыков является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Коммуникативные навыки способствуют формированию умений взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, решать совместные задачи, выражать и регулировать собственные эмоции. В настоящем исследовании была проведена оценка уровня развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с применением карты наблюдений, разработанной А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой.
Диагностика коммуникативных способностей проводилась с использованием методики «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова). В исследовании приняли участие 50 детей старшей группы ДОУ (возраст 5–6 лет).
Результаты исследования представлены в виде аналитической справки.
Количественный анализ:
В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты относительно уровня развития коммуникативных навыков у детей старшей дошкольной группы, отраженные на диаграмме (рис.1):
Рис. 1. Результаты относительно уровня развития коммуникативных способностей у детей старшей дошкольной группы
Очень высокий уровень — 4 % обследованных (2 ребёнка),
Высокий уровень — 44 % обследованных (22 ребёнка),
Средний уровень — 48 % обследованных (24 ребёнка),
Низкий уровень — 4 % обследованных (2 ребёнка).
Таким образом, 52 % детей продемонстрировали недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений (средний и низкий уровни), что свидетельствует о рисках затруднённой социальной адаптации. Лишь 48 % участников исследования имеют сформированные коммуникативные способности на высоком или очень высоком уровне, что соответствует возрастным нормам.
Качественный анализ:
Качественный анализ результатов позволил выделить следующие особенности:
Дети с очень высоким уровнем развития демонстрируют устойчивую потребность в общении, инициативность, способность к активному диалогу, гибкость в межличностных взаимодействиях, развитую эмпатию.
Дети с высоким уровнем способны адекватно воспринимать и выражать эмоциональные состояния, проявляют стремление к сотрудничеству, однако в сложных коммуникативных ситуациях могут испытывать трудности в регулировании взаимодействия.
Дети со средним уровнем развития коммуникативных способностей зачастую проявляют пассивность, демонстрируют недостаточную инициативность и ограниченность в использовании речевых средств для взаимодействия.
Дети с низким уровнем развития испытывают выраженные трудности в установлении контакта, избегают общения, проявляют неуверенность и скованность.
Таким образом, наличие у более половины обследованных дошкольников недостаточного уровня развития коммуникативных навыков определяет необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Полученные результаты согласуются с выводами, представленными в работах А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой [2], где подчёркивается необходимость целенаправленной работы по развитию общения на этапе старшего дошкольного возраста. Отмеченные трудности могут оказывать негативное влияние на успешность будущего школьного обучения и общее психологическое благополучие ребёнка.
Выводы и рекомендации по результатам обследования:
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточности уровня развития коммуникативных способностей у значительного числа детей старшего дошкольного возраста. Учитывая ключевую роль коммуникативных навыков в успешной социальной адаптации и готовности к обучению в школе, необходима систематическая работа, направленная на развитие коммуникативной компетентности дошкольников.
Более половины детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень развития коммуникативных способностей (52 %).
Наиболее выраженные трудности наблюдаются в области инициативности, гибкости взаимодействия и выражения эмоций.
Полученные результаты указывают на необходимость усиления педагогической и психолого-педагогической работы, направленной на развитие коммуникативных компетенций дошкольников.
Рекомендации для родителей:
— Обеспечивать ребёнку возможности для разнообразного общения с детьми и взрослыми.
— Использовать игровые и ролевые ситуации для тренировки навыков общения.
— Поддерживать инициативу ребёнка в контактах, стимулировать самостоятельное выражение эмоций и мыслей.
— Совместно с ребёнком анализировать поведение персонажей литературных произведений с акцентом на их коммуникативные действия.
Рекомендации для педагогов:
— Включать в образовательный процесс упражнения на развитие коммуникативных умений: диалогические игры, групповые проекты, ситуации морального выбора.
— Индивидуализировать педагогические воздействия в отношении детей с низким и средним уровнем развития коммуникативных способностей.
— Осуществлять тесное взаимодействие с родителями для согласования форм и методов поддержки ребёнка в развитии навыков общения.
— Проводить регулярный мониторинг динамики коммуникативного развития для своевременной коррекции воспитательных мероприятий.
Литература:
- Мурачева, С. В. Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста / С. В. Мурачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 401–403. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81168/ (дата обращения: 27.04.2025).
- Щетинина А. М., Никифорова М. А. Диагностика коммуникативных способностей дошкольников: методические рекомендации. — М.: Изд-во МГППУ, 2014. — 52 с.
- Якса Н. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в поликультурной образовательной среде / Н. В. Якса, И. В. Зотова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. — 2020. — № 1. — С. 117–122.
- Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 457 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–11341–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559869 (дата обращения: 02.06.2025).