Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Коммуникативные навыки старших дошкольников как фактор социальной адаптации: диагностика и направления сопровождения

Научный руководитель
Психология
05.06.2025
50
Поделиться
Библиографическое описание
Рябинина, А. С. Коммуникативные навыки старших дошкольников как фактор социальной адаптации: диагностика и направления сопровождения / А. С. Рябинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 543-546. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126346/.


В статье рассматриваются особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого с использованием карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей (авторы методики — А. М. Щетинина, М. А. Никифорова). Выявлено, что более половины обследованных детей имеют недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, что может затруднять их социальную адаптацию в будущем. В рамках качественного анализа описаны основные трудности, с которыми сталкиваются дети на разных уровнях развития коммуникативной компетентности. На основе полученных данных предложены рекомендации для родителей и педагогов, направленные на поддержку и развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.

Ключевые слова: коммуникативные способности, дошкольный возраст, старшие дошкольники, социальная адаптация, развитие речи, межличностное взаимодействие, психолого-педагогическая диагностика, карта наблюдений.

Коммуникативные способности являются важнейшим компонентом общего развития ребёнка и основой успешной социальной адаптации в коллективе. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) происходит интенсивное формирование умений устанавливать и поддерживать межличностные отношения, регулировать совместную деятельность, выражать собственные мысли и эмоциональные состояния через речь и невербальные средства общения.

Развитие коммуникативных способностей на этом этапе связано с общим ростом социальных потребностей ребёнка. Такие авторы как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец отмечали, что ведущей деятельностью дошкольников становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой формируются базовые навыки социального взаимодействия, сотрудничества и речевого самовыражения. Через игровые ситуации дети учатся учитывать позицию другого, координировать собственные действия с действиями партнёров, осваивать нормы и правила общения [3, 4].

Современные исследования (Е. О. Смирнова, Н. Е. Веракса, А. М. Щетинина) подчёркивают, что коммуникативные навыки включают в себя ряд компонентов: умение устанавливать контакт, инициативность и активность в общении, эмоциональную отзывчивость, способность к сотрудничеству и разрешению конфликтных ситуаций [1]. Недостаточная сформированность данных компонентов может приводить к трудностям в социальной адаптации, снижению самооценки и замедлению личностного развития.

В условиях современного дошкольного образования особую актуальность приобретает проблема ранней диагностики и целенаправленного развития коммуникативных умений детей. Исследование коммуникативной компетентности дошкольников позволяет своевременно выявить группы риска, определить направления педагогического воздействия и сформировать индивидуальные маршруты развития. Одним из эффективных диагностических инструментов является методика карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей, разработанная А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой [2].

Настоящее исследование направлено на выявление особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшей группы дошкольного учреждения, определение степени их сформированности, а также разработку практических рекомендаций для родителей и педагогов по сопровождению коммуникативного развития дошкольников.

Развитие коммуникативных навыков является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Коммуникативные навыки способствуют формированию умений взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, решать совместные задачи, выражать и регулировать собственные эмоции. В настоящем исследовании была проведена оценка уровня развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с применением карты наблюдений, разработанной А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой.

Диагностика коммуникативных способностей проводилась с использованием методики «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова). В исследовании приняли участие 50 детей старшей группы ДОУ (возраст 5–6 лет).

Результаты исследования представлены в виде аналитической справки.

Количественный анализ:

В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты относительно уровня развития коммуникативных навыков у детей старшей дошкольной группы, отраженные на диаграмме (рис.1):

Результаты относительно уровня развития коммуникативных способностей у детей старшей дошкольной группы

Рис. 1. Результаты относительно уровня развития коммуникативных способностей у детей старшей дошкольной группы

Очень высокий уровень — 4 % обследованных (2 ребёнка),

Высокий уровень — 44 % обследованных (22 ребёнка),

Средний уровень — 48 % обследованных (24 ребёнка),

Низкий уровень — 4 % обследованных (2 ребёнка).

Таким образом, 52 % детей продемонстрировали недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений (средний и низкий уровни), что свидетельствует о рисках затруднённой социальной адаптации. Лишь 48 % участников исследования имеют сформированные коммуникативные способности на высоком или очень высоком уровне, что соответствует возрастным нормам.

Качественный анализ:

Качественный анализ результатов позволил выделить следующие особенности:

Дети с очень высоким уровнем развития демонстрируют устойчивую потребность в общении, инициативность, способность к активному диалогу, гибкость в межличностных взаимодействиях, развитую эмпатию.

Дети с высоким уровнем способны адекватно воспринимать и выражать эмоциональные состояния, проявляют стремление к сотрудничеству, однако в сложных коммуникативных ситуациях могут испытывать трудности в регулировании взаимодействия.

Дети со средним уровнем развития коммуникативных способностей зачастую проявляют пассивность, демонстрируют недостаточную инициативность и ограниченность в использовании речевых средств для взаимодействия.

Дети с низким уровнем развития испытывают выраженные трудности в установлении контакта, избегают общения, проявляют неуверенность и скованность.

Таким образом, наличие у более половины обследованных дошкольников недостаточного уровня развития коммуникативных навыков определяет необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

Полученные результаты согласуются с выводами, представленными в работах А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой [2], где подчёркивается необходимость целенаправленной работы по развитию общения на этапе старшего дошкольного возраста. Отмеченные трудности могут оказывать негативное влияние на успешность будущего школьного обучения и общее психологическое благополучие ребёнка.

Выводы и рекомендации по результатам обследования:

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточности уровня развития коммуникативных способностей у значительного числа детей старшего дошкольного возраста. Учитывая ключевую роль коммуникативных навыков в успешной социальной адаптации и готовности к обучению в школе, необходима систематическая работа, направленная на развитие коммуникативной компетентности дошкольников.

Более половины детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень развития коммуникативных способностей (52 %).

Наиболее выраженные трудности наблюдаются в области инициативности, гибкости взаимодействия и выражения эмоций.

Полученные результаты указывают на необходимость усиления педагогической и психолого-педагогической работы, направленной на развитие коммуникативных компетенций дошкольников.

Рекомендации для родителей:

— Обеспечивать ребёнку возможности для разнообразного общения с детьми и взрослыми.

— Использовать игровые и ролевые ситуации для тренировки навыков общения.

— Поддерживать инициативу ребёнка в контактах, стимулировать самостоятельное выражение эмоций и мыслей.

— Совместно с ребёнком анализировать поведение персонажей литературных произведений с акцентом на их коммуникативные действия.

Рекомендации для педагогов:

— Включать в образовательный процесс упражнения на развитие коммуникативных умений: диалогические игры, групповые проекты, ситуации морального выбора.

— Индивидуализировать педагогические воздействия в отношении детей с низким и средним уровнем развития коммуникативных способностей.

— Осуществлять тесное взаимодействие с родителями для согласования форм и методов поддержки ребёнка в развитии навыков общения.

— Проводить регулярный мониторинг динамики коммуникативного развития для своевременной коррекции воспитательных мероприятий.

Литература:

  1. Мурачева, С. В. Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста / С. В. Мурачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 401–403. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81168/ (дата обращения: 27.04.2025).
  2. Щетинина А. М., Никифорова М. А. Диагностика коммуникативных способностей дошкольников: методические рекомендации. — М.: Изд-во МГППУ, 2014. — 52 с.
  3. Якса Н. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в поликультурной образовательной среде / Н. В. Якса, И. В. Зотова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. — 2020. — № 1. — С. 117–122.
  4. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 457 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–11341–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559869 (дата обращения: 02.06.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коммуникативные способности
дошкольный возраст
старшие дошкольники
социальная адаптация
развитие речи
межличностное взаимодействие
психолого-педагогическая диагностика
карта наблюдений
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 543-546):
Часть 8 (стр. 507-583)
Расположение в файле:
стр. 507стр. 543-546стр. 583

Молодой учёный