Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Как студенты технических и гуманитарных вузов воспринимают романтические отношения

Научный руководитель
Психология
09.06.2025
12
Поделиться
Библиографическое описание
Калугина, Е. С. Как студенты технических и гуманитарных вузов воспринимают романтические отношения / Е. С. Калугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 519-524. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126471/.


В статье рассматривается исследование романтических отношений студентов гуманитарных и технических вузов, их представлений о любви. Проводится анализ, как склад ума студентов влияет на формирование ценностных ориентаций молодёжи в сфере романтических отношений.

Ключевые слова: психология, романтические отношения, студенты, вузы, любовь.

Романтические отношения — форма взаимодействия между партнёрами, которых объединяет не только физическое влечение, но и глубокая эмоциональная связь. В таких отношениях есть умение понимать друг друга, поддерживать, делиться чувствами. Они могут начаться с флирта или влюбленности и перерасти в длительные отношения, а затем в брак. Романтические отношения включают в себя разные типы привязанности и могут быть представлены в различных комбинациях близости, страсти и обязательств (согласно теории Стернберга) [15].

Цель исследования: изучение представлений молодых людей студенческого возраста о романтических отношениях и влияние на данные представления гуманитарного или технического образования.

Объект данного исследования: романтические отношения в студенческом возрасте среди студентов-гуманитариев и студентов технических вузов.

Средний возраст вступления в первый брак в России вырос до 23,2 года у женщин и 25,4 года у мужчин (Росстат). Это подчеркивает изменения в жизненных установках молодежи и отражает новые взгляды на романтические отношения.

65 % женщин и 49 % мужчин считают, что брак нужно заключить до 25 лет. Однако только 3 % женщин и 1 % мужчин не вступают в брак до этого возраста [5].

Романтические отношения играют важную роль в личностном развитии и благополучии. Студенческий возраст (16–25 лет) характеризуется активным развитием нравственных и эстетических принципов, формированием взглядов и стремлением к самостоятельности.

Исследование романтических отношений студентов важно для студентов, преподавателей и специалистов в области психологии и педагогики. Оно помогает понять, как студенты воспринимают любовь, выбирают партнеров и готовятся к семейной жизни.

Хотя считается, что студенты технических вузов менее склонны к романтическим отношениям, любовь остается важной частью их жизни. Сравнительный анализ отношений среди студентов гуманитарных и технических вузов важен для понимания социально-психологического развития молодежи и оптимизации образовательных программ.

Недостаток научных работ в этой области подчеркивает необходимость данного исследования. Работа Бочавера К. А. «Романтические отношения в юношеском возрасте: представления о преодолении трудностей» выделяется среди единичных релевантных исследований [3].

Новизна данного исследования заключается в выявлении и анализе различий в представлениях о романтических отношениях у студентов технических и гуманитарных специальностей, что позволит расширить понимание влияния образовательного контекста на формирование ценностных ориентаций молодёжи и при необходимости разработать рекомендации для образовательных учреждений по формированию гармоничных и здоровых представлений о романтических отношениях у студентов.

Основная гипотеза исследования: существуют различия в представлениях о романтических отношениях у студентов гуманитарных и технических вузов.

Дополнительные гипотезы:

  1. Студенты гуманитарных вузов склонны больше опираться на эмоциональные и интимные аспекты романтических отношений, в то время как студенты технических вузов могут придавать большее значение рациональным и практическим аспектам этих отношений.
  2. Студенты вузов имеют специфические представления о романтических отношениях, а именно у студентов технических вузов больше выражено убеждение «один-единственный» партнёр на долгое время, у студентов-гуманитариев преобладает представление «любовь с первого взгляда».
  3. Существуют различия в уровнях выраженности трех компонентов любви согласно трехкомпонентной теории Стернберга (близость, страсть, обязательства). У студентов технических вузов преобладают обстоятельства, а у студентов гуманитарных вузов — близость.
  4. По шкале романтических отношений результаты выше у студентов гуманитарных вузов, нежели у студентов технических вузов.

В психологической науке существует множество подходов к определению студенческого возраста и его особенностей. Также изучением любовных отношений занимались различные учёные.

Э. Эриксон, Д. Эриксон внесли значительный вклад в изучение психологических аспектов любовных отношений. Их работы помогают понять, как формируются и развиваются романтические чувства, какие психологические механизмы лежат в основе выбора партнёра и поддержания отношений [14].

Э. Фромм в своих трудах анализировал природу любви и её влияние на личность. Он рассматривал любовь как потребность человека в преодолении одиночества и изоляции, а также как способ достижения самореализации и самоактуализации [12].

К. Изард исследовал эмоции и их роль в межличностных отношениях. Его работы помогают понять, какие эмоции сопровождают любовные отношения, как они влияют на поведение партнёров и на развитие отношений в целом [7].

К. А. Абульханова-Славская, М. И. Дьяченко, С. Л. Кандыбович, Е. Л. Бережковская (российские учёные-психологи) изучали студенческий возраст и его особенности. Их работы позволяют понять, какие психологические процессы происходят в жизни студентов, как они влияют на их развитие и формирование личности [10] [1].

И. А. Зимняя, Б. Г. Ананьев, Л. А. Кандыбович (советские психологи) также внесли значительный вклад в изучение студенческого возраста. Их работы помогают понять особенности психического развития студентов, их когнитивные процессы, мотивацию и эмоциональное состояние.

Анализ работ перечисленных учёных позволяет выделить несколько основных точек зрения на студенческий возраст и любовные отношения:

Психологические аспекты любовных отношений. Учёные, такие как Э. Эриксон и Э. Фромм, рассматривают любовные отношения как сложный психологический процесс, который включает в себя формирование привязанности, выбор партнёра, развитие отношений и их поддержание. Их работы помогают понять, какие факторы влияют на эти процессы, какие психологические механизмы лежат в их основе [12] [14].

Особенности студенческого возраста. К. А. Абульханова-Славская, М. И. Дьяченко и другие учёные изучают особенности психического развития студентов, их когнитивные процессы, мотивацию и эмоциональное состояние. Их работы помогают понять, как эти особенности влияют на формирование личности студентов, на их отношения с партнёрами и на их общее развитие [1].

Работы указанных учёных представляют собой ценный вклад в изучение студенческого возраста и любовных отношений. Они позволяют понять психологические и эмоциональные аспекты этих явлений, а также их влияние на формирование личности и развитие отношений. Однако для более глубокого понимания этих процессов необходимо провести дополнительные исследования, объединяющие различные подходы и методы.

Исследование включало несколько этапов. На первом этапе была сформулирована цель и задачи исследования, сформулированы гипотезы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: анализ романтических представлений студентов, выявление компонентов любовных переживаний и определение ментальных типов участников. На втором этапе был осуществлён отбор участников исследования. Была сформирована выборка из 30 студентов, из которых 16 обучались в технических вузах, а 14 — в гуманитарных. Третий этап — выбор методов исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики в соответствующем порядке:

— Тест «Какой у вас склад ума», автор которого — Gilles Azopard — определил ментальные типы участников исследования [8];

— Шкала оценки романтических представлений (RBS), разработанная Сюзан Спричер и Сандрой Меттс позволила количественно оценить представления студентов о романтических взаимоотношениях, что важно для статистического анализа [16];

— Триангулярная шкала любви (Sternberg's Triangular Love Scale, STLS) помогла выявить компоненты любви у испытуемых, что способствовало пониманию их романтических представлений [15].

Эти методики позволили количественно оценить романтические представления студентов, выявить компоненты любовных переживаний и определить их ментальные типы. На четвёртом этапе была реализована процедура исследования. Испытуемым были предложены указанные методики для оценки их романтических представлений и ментальных типов. Результаты, полученные в ходе исследования, были зафиксированы и систематизированы для дальнейшего анализа. Далее проводилась обработка данных: использовались методы математической статистики, такие как Хи-критерий Пирсона и U-критерий Манна-Уитни. Эти методы позволили выявить статистические взаимосвязи между ментальными типами студентов, их романтическими представлениями и идеализацией этих представлений. Седьмой этап — анализ результатов. Полученные данные были подвергнуты анализу и интерпретации с целью достижения поставленной цели исследования. На заключительном этапе были сформулированы выводы на основе проведённого анализа.

Был обеспечен адекватный объём выборки, который составил 30 студентов. Во-вторых, использовались стандартизированные методики, что повысило надёжность результатов. В-третьих, применялись методы математической статистики, такие как Хи-критерий Пирсона и U-критерий Манна-Уитни, что позволило провести углублённый анализ данных и выявить значимые закономерности. А также подробное описание процедуры исследования предоставило возможность оценки логики и обоснованности каждого шага, что также способствовало повышению надёжности и аргументированности полученных результатов.

Исследование включало три шага: определение ментального типа студентов, оценка их романтических представлений и анализ с помощью триангулярной шкалы любви Стернберга.

Согласно результатам методики Азопарди (гистограмма на рис. 1), среди студентов гуманитарных вузов преобладает левополушарный лимбический тип (6 человек — 43 %), тогда как среди технических — левополушарный корковый тип (7 человек — 44 %). Правополушарные типы не были выявлены ни в одной из групп. Есть также те, у кого чётко не определен ментальный тип (по 23 % в обеих группах).

Рис. 1

Оценка романтических представлений по шкале RBS показала (гистограмма на рис. 2 и 3), что общая оценка выше у гуманитариев (72,5) по сравнению с техническими (67,5). Наибольшие различия наблюдались по шкале «всепобеждающая любовь» (4,1). Шкалы «один-единственный», «идеализация» и «любовь с первого взгляда» показали незначительные различия.

Рис. 2

Рис. 3

Триангулярная шкала любви Стернберга выявила, что у гуманитариев выше уровни близости, страсти и обязательств по сравнению с техническими студентами. Однако соотношение уровней у студентов и тех, и других вузов совпадают: наиболее выражено стремление к близости, выражающееся в чувствах сопричастности, единства, связанности, на втором месте — обязательства, включающие в себя совместные достижения или планы в долгосрочной перспективе и решение оставаться с партнёром в краткосрочной перспективе.

Рис. 4

Математико-статистический анализ не подтвердил основную гипотезу о различиях в представлениях о романтических отношениях между студентами гуманитарных и технических вузов. Однако частично подтвердились дополнительные гипотезы: первая и вторая доп. гипотезы опровергнуты, третья гипотеза частично подтверждена, действительно у студентов гуманитарных вузов преобладает компонент любви — близость (по методике Стернберга), четвертая доп. гипотеза подтверждена.

Тема исследовательской работы соответствует поставленным целям и задачам. Цель достигнута: различия не выявлены. Представленное исследование важно для студентов, преподавателей и специалистов по работе с молодёжью, давая возможность лучше понять чувства обучающихся и их взгляды на романтические отношения. Некоторые стереотипы в студенческой среде развеяны. Рекомендации для образовательных программ не потребовались. Для дальнейших исследований возможно изучение других факторов, влияющих на романтические отношения и разработка рекомендаций для формирования здоровых романтических отношений у студентов.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — Москва: Мысль, 1991. — 299 c.
  2. Ананьев, Б.Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека / Б. Г. Ананьев. — Москва // Психология развития: хрестоматия / Ред. А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — Москва: ЧеРо: Омега-Л, 2005. — 115–121 с.
  3. Бочавер, К. А. Романтические отношения в юношеском возрасте: представления о преодолении трудностей: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Бочавер Константин Александрович; Московский городской психолого-педагогический университет. — Москва, 2012. — 26 c.
  4. В России вырос средний возраст вступления в первый брак. — Текст: электронный // Forbes. — URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/487058-v-rossii-vyros-srednij-vozrast-vstuplenia-v-pervyj-brak (дата обращения: 13.05.2025).
  5. Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения в 2022 году (Итоги наблюдения — Отношение к регистрации брака в зависимости от возраста). — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики. — URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/RPN22/index.html (дата обращения: 13.05.2025).
  6. Гордиенко, Е. В. Возрастная психология. Курс лекций: учебное пособие для вузов / Е. В. Гордиенко. — Санкт-Петербург: Лань, 2025. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/460703 (дата обращения: 13.05.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей).
  7. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — Москва: Питер, 2006. — 460 с.
  8. Какой у вас склад ума. — Текст: электронный // Психологические тесты онлайн. — URL: https://psytests.org/result?v=mxaW4yr&pp=1 (дата обращения: 13.05.2025).
  9. Психология раннего студенческого возраста: монография / Е. Л. Бережковская, В. Т. Кудрявцев, О. Г. Кравцов, О. П. Меркулова; под редакцией Е. Л. Бережковской. — Москва: Проспект, 2014. — 192 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61494 (дата обращения: 07.05.2025).
  10. Психология становления профессионала в деятельности, осуществляемой в особых условиях: монография / Кандыбович С. Л., Анцупов А. Я., Глушко А. Н., Л.; ответственный редактор: Разина Т. В. — Москва: Издательский дом «УМЦ», 2023. — 291 с.
  11. Триангулярная теория любви Стернберга. — Текст: электронный // Эти дети. — URL: https://www.eti-deti.ru/semya/190.html (дата обращения: 13.05.2025).
  12. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. — 219 с.
  13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  14. Эриксон, Э. Полный цикл жизни / Э. Эриксон, Д. Эриксон, с,английского,Т [перевела. — Санкт-Петербург: Питер, 2024. — 159 c.
  15. R. J. Sternberg. The Triangle of Love. NY: Basic Books, 1988.
  16. S. Sprecher, S. Metts. Development of the «Romantic Beliefs Scale» and examination of the effects of gender and gender-role orientation // Journal of Social and Personal Relationships, 1989. 6.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
психология
романтические отношения
студенты
вузы
любовь
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 519-524):
Часть 8 (стр. 507-583)
Расположение в файле:
стр. 507стр. 519-524стр. 583

Молодой учёный