Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Ролевая игра как средство интенсификации процесса обучения английскому языку в средней школе

Педагогика
08.06.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Гладышева, Ю. А. Ролевая игра как средство интенсификации процесса обучения английскому языку в средней школе / Ю. А. Гладышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/574/126419/.


В данной статье ролевая игра рассматривается в контексте интенсификации процесса обучения английскому языку, описываются виды ролевых игр и эффективные способы их применения на уроках английского языка, приводятся примеры разработанных ролевых игр проблемной направленности.

Ключевые слова: ролевая игра, интенсификация процесса обучения, активизация резервных возможностей личности, развитие коммуникативной компетенции.

Интенсификация процесса обучения предполагает эффективное овладение иностранным языком, основанное как на конкретных интенсивных методах (аудиовизуальном, эмоционально-смысловом, игровом и др.), так и на отдельных приемах интенсивного обучения, характерных для различных методов. Содержание понятия интенсификации обучения иностранному языку многогранно. С психологической и лингводидактической точек зрения интенсификация рассматривается как совокупность нескольких параметров: 1) увеличение объёма и скорости усвоения материала; 2) количество и вариативность приёмов обучения (упражнений); 3) плотность общения на уроке; 4) активизация психологических резервов личности обучаемого [1, с. 95].

В настоящее время существует множество приёмов интенсификации обучения английскому языку, которые подразделяются на две группы. Первая группа приёмов связана с компьютеризацией образовательного процесса, внедрением информационных технологий и технических средств в процесс обучения. Вторую группу составляют приёмы, основанные на методах активизации резервных возможностей личности, к которым относят и ролевые игры.

Ролевое общение на уроке английского языка превращает традиционный процесс составления диалога в рамках учебно-речевой ситуации в полноценный процесс общения, приближенный к реальной коммуникации. Игровой характер ролевого общения способствует созданию благоприятной психологической атмосферы для изучения иностранного языка, без которой невозможно эффективное обучение устной речи.

Ролевая игра понимается нами как игровое задание коммуникативного типа, характеризующееся ярко выраженной речевой направленностью и позволяющее учащимся достаточно быстро преодолевать языковой барьер, вступать в активное речевое взаимодействие в разыгрываемых речевых ситуациях на уроке. В ролевой игре заранее определены цели, ради которых совершается речевое действие (передать сообщение, дать совет, выразить согласие/несогласие и многие другие), могут быть установлены игровые время и место общения, заданы отношения между коммуникантами (нейтральные, дружеские, родственные, близкие и др.), тема и ситуация общения.

В современной методике обучения иностранному языку существует большое количество ролевых игр, среди которых можно выделить социально-бытовые и профессиональные (деловые) игры, сюжетные и дискуссионные, имитационные. Однако не всегда ролевая игра может выступать средством активизации резервных возможностей личности. Эффективность и целесообразность ролевой игры на уроке зависит от качества её подготовки, интересов и интеллектуального уровня развития учащихся, степени их языковой готовности вступать в игровую деятельность (возможности выразить свои мысли на заданную тему, владения определенным лексическим и грамматическим минимумом, который может быть использован для ролевого общения в рамках заданной ситуации).

Использование ролевых игр при обучении суворовцев английскому языку, на наш взгляд, должно реализовываться как на социально-бытовой основе, связанной с жизнью в суворовском училище (на построении, на зарядке, в столовой, на самоподготовке, в тире, на спортивных соревнованиях, в расположении и т. д.), так и с обязательным включением ситуаций общения, связанных с будущей профессиональной военной деятельностью. В результате подобных ролевых игр учащиеся получают опыт речевого общения в естественных коммуникативных ситуациях, тренируются в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи [4, с. 112]. В целях интенсификации процесса обучения английскому языку в 5–6-х классах количество участников ролевой игры следует ограничить до двух по причине относительной сложности данной формы работы. В 7–8-х классах целесообразно расширить привычную диалоговую форму до ролевой полилога.

Обратим особое внимание на то, что грамотное планирование ролевого общения учащихся в рамках урока даёт преподавателю возможность реализовать главную цель обучения иностранному языку — сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию. Учащимся близки и интересны заданные ситуации общения, они понимают, с какой целью и как они могут использовать английский язык. Нельзя не отметить тот факт, что эффективными являются ролевые игры проблемной направленности, к признакам которых относится обязательное наличие проблемной ситуации или потенциального конфликта. Причем у каждого участника ролевого общения должна быть определена своя коммуникативная задача, в сценарии ролевой игры обозначено определенное речевое поведение, общая цель коллектива, не исключающие при этом вариативный финал ролевой игры. Ролевая игра, активизируя творческие возможности личности, способствует поиску различных вариантов решения проблемы и увеличению объема речевой практики, стимулирует эмоциональную и интеллектуальную деятельность учащихся в целом. В качестве примеров приведем некоторые разработанные нами ролевые игры проблемной направленности.

Ролевая игра «Дай списать»

Речевые роли : суворовцы (2–3, воспитатель, учитель)

Речевая ситуация: Самоподготовка. Учитель английского языка задал написать сочинение по теме: «Как я провел лето». Два суворовца справились с заданием самостоятельно, один суворовец не захотел писать сочинение и ищет способ списать. Один из суворовцев отказывает ленивому товарищу, а второй дает списать. Воспитатель контролирует ситуацию и проверяет наличие домашнего задания. Учитель на уроке проверяет домашнее задание. Коммуникативные задачи участников ролевой игры : задачи суворовцев № 1 и № 2 — сделать домашнее задание, отказать в помощи/ помочь товарищу; задача суворовца № 3 — списать домашнее задание; задача воспитателя — проверить наличие домашнего задания; задача учителя — обличить суворовца № 3, сделать выводы исходя из сложившейся ситуации, дать совет.

В целях обеспечения успешности проведения игры участникам предлагается использовать следующие слова и выражения:

1) self-preparation; 2) You are always cheating!; 3) try to do the task by yourself; 4) it’s difficult for me; 5) Don’t argue!; 6) guess; 7) better safe than sorry; 8) creative; 9) succeed; 10) let somebody down; 11) honest/dishonest; 12) You’re right!; 13) It’s dangerous!; 14) I don’t mind; 15) follow the rules; 16) to get a good/bad mark; 17) That’s a great idea; 18) wise; 19) get the blame; 20) sit around и т. д.

Учитель помогает учащимся распределить роли, учитывая их речевые возможности и индивидуальные особенности. Участники самостоятельно выбирают предварительно семантизированные фразы, подходящие для их роли и речевого поведения. Использование заданных речевых единиц может быть факультативным, не ограничивающим коммуникативные возможности учащихся, или обязательным, если учителю требуются побудить учащихся к использованию изученных слов и выражений в речи.

Ролевая игра «Быть или не быть военным?»

Речевые роли : суворовец, друг суворовца вне училища, друг суворовца в училище (старший), воспитатель, родитель/ бабушка/дедушка.

Речевая ситуация: Училище. Воспитатель просит суворовцев подумать о выборе будущей профессии, дает советы, делится опытом. Суворовец сомневается и спрашивает совета у старшего товарища из училища, у друга вне училища и у члена семьи. Получив советы, делает вывод и делится своим выбором с воспитателем.

Коммуникативные задачи участников ролевой игры : задача воспитателя –собственный примером заинтересовать суворовцев в выборе военной профессии, в конце игры дать рекомендации относительно учебных предметов, на которые следует обратить особое внимание; задача суворовца — попросить совета у друзей и родственников, описать плюсы и минусы военной профессии; задача старшего товарища из училища — поделиться опытом и знаниями, дать совет «быть военным»; задача друга вне училища — поделиться своим опытом, описать плюсы гражданской жизни, дать совет «не быть военным»; задача родителя/родственника — дать совет (на усмотрение участников игры), поддержать ребенка, помочь сделать правильный выбор.

В целях обеспечения успешности проведения игры участникам предлагается использовать следующие слова и выражения:

1)important decisions; 2) to choose a military career; 3) to acquire necessary skills; 4) responsible; 5) to become a serviceman; 6) to have a high salary; 7) airborne soldier; 8) future career; 9) military officer; 10) leadership; 11) self-discipline; 12) It’s a great idea!; 13) advantages; 14) disadvantages; 15) keep to one’s goals; 16) do one’s best; 17) respectable; 18) pilot; 19) prestigious; 20) face risk; 21) interpreter; 22) travel a lot; 23) enjoy yourself; 24) waste time; 25)programmer и т. д.

После проведения ролевой игры необходимым этапом является обсуждение её результатов, подведение итогов, рекомендации преподавателя. Учитель направляет учащихся, помогает на всех этапах ролевой игры, не являясь при этом активным субъектом речевой деятельности. [2, c.4] Как правило, ученики получают удовольствие от участия в ролевой игре, во многом они сами определяют её содержание, ищут способы интересно выразить свои мысли и решить проблему, а учитель, в свою очередь, имеет возможность реализовать образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения. Универсальность ролевой игры заключается в вариативности её наполнения исходя из поставленных учителем целей и задач. В условиях суворовского училища такой вид деятельности может быть полезен детям в период адаптации, при помощи ролевой игры педагог может показать учащимся эталонный образ суворовца, смоделировать проблемные ситуации и научить находить выход из них.

Одновременное включение в ролевое общение множества коммуникантов, коллективный характер взаимодействия, совместное решение проблем позволяют соотнести ролевую игру с принципом интерактивности обучения, что в свою очередь также способствует интенсификации процесса обучения. В заключение важно отметить, что ролевая игра — хорошо подготовленная импровизация, результативность которой зависит от творческого потенциала преподавателя, грамотного построения сценария игры, распределения ролей и включенности самих учащихся в игровой процесс.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
  2. Бурмакина Л. В. Ролевые игры на уроках английского языка. –СПб: КАРО, 2014. — 144 с.
  3. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. — М.: Филоматис. 2010. — 188 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ролевая игра
интенсификация процесса обучения
активизация резервных возможностей личности
развитие коммуникативной компетенции
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 438-441):
Часть 7 (стр. 433-505)
Расположение в файле:
стр. 433стр. 438-441стр. 505

Молодой учёный