В статье представлен анализ исследования по проблеме эффективной деятельности профсоюзных организаций студентов и сделаны выводы по работе Первичной профсоюзной организации студентов Кемеровского государственного университета с точки зрения мнения студентов.
Ключевые слова: профсоюзная организация студентов, система управления репутацией, репутация.
Профсоюзные организации студентов в вузах играют важную роль не только как инструмент, защищающий и представляющий права и интересы студентов, но и как организации, помогающие студентам качественно осваивать образовательную программу, приобретать определенные профессиональные навыки и развивать личностные качества. При этом важно, чтобы профсоюзные организации поддерживали высокие показатели в своей репутации среди студентов.
Наиболее активная деятельность и развитие профсоюзных организаций студентов в России произошло в начале 1990-х годов. С того времени деятельность таких организаций значительно расширилась, но появились и определенные проблемы в их развитии. Необходимо отметить невысокий уровень менеджмента и репутации в профсоюзных организациях, что не способствует их эффективному развитию и выходу на новые формы работы со студенческой молодежью.
В современной образовательной среде профсоюзные организации студентов Общероссийского Профсоюза образования играют важную роль в защите и представительстве прав и интересов обучающихся, в оказании социальной поддержки и создании условий для активного участия студентов в университетской жизни [2]. Однако правильное функционирование профсоюзной организации зависит не только от ее внутренней деятельности, но и от уровня ее общей репутации. Ведь профсоюзная организация существует только благодаря членам Общероссийского Профсоюза образования, а основная статься расходов таких организаций — членские профсоюзные взносы. Если количество людей, вступившие в Профсоюз, будет уменьшаться, то прямо пропорционально будет уменьшаться и эффективность работы профсоюзной организации.
В условиях стремительно меняющегося мира, где информация распространяется молниеносно, а общественное мнение легко формируется и трансформируется, управление репутацией становится ключевым фактором для любого института, особенно для организации, призванной защищать интересы и права студентов.
Управление репутацией студенческой профсоюзной организации — сложная задача, требующая комплексного подхода и продуманной стратегии. Негативное восприятие со стороны студентов, администрации образовательной организации, средств массовой информации и других заинтересованных сторон может оказать серьезное влияние на способность организации достигать своих целей.
В рамках исследования была поставлена цель — разработать методические рекомендации по управлению репутацией Первичной профсоюзной организации студентов на примере Кемеровского государственного университета.
Эмпирическая база исследования представляет анкетирование 111 студентов Кемеровского государственного университета: 49 студентов 1 курса (44,1 %), 44 студента 2 курса (39,6 %), 13 студентов 3 курса (11,7 %) и 4 студента 4 курса (3,6 %).
Целью анкетирования было выявить осведомленность студентов о деятельности Первичной профсоюзной организации студентов Кемеровского государственного университета (далее — ППОС КемГУ), а также об уровне удовлетворенности работы профсоюзной организации для членов Общероссийского Профсоюза образования.
На вопрос «Насколько Вы осведомлены о деятельности Первичной профсоюзной организации студентов КемГУ?» были сформированы следующие данные: 53 студента знают общую информацию (47,7 %), 39 студентов хорошо осведомлены о деятельности профсоюзной организации (35,1 %), 13 респондентов почти ничего не знают (11,7 %), а 6 респондентов отметили, что ничего не знают.
Для выяснения источников получения информации в анкету был включен вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию о деятельности Профкома студентов КемГУ?». Большинство респондентов (29,6 %) отметили, что получают информацию о деятельности ППОС КемГУ от председателя профсоюзной организации института/факультета или профорга группы. 63 респондента отметили, что также получают информацию, так как состоят в профильной группе ППОС КемГУ в социальных сетях (25,2 %). Также 30 респондентов отметили, что они получают информацию благодаря совместным чатам в социальных сетях и информационным стендам, расположенных в университете. Полученные данные свидетельствуют о хорошей системе передачи информации путем работы с председателями профсоюзных организаций институтов, а также с профоргами групп.
Также выяснилось, что большинство опрошенных являются членами профсоюза (86 человек), что составляет 77,5 % от общего числа опрошенных.
Для выяснения мотивации по вступлению члены профсоюза отметили, что благодаря членству они могут получать материальную поддержку (31,4 %), консультацию по вопросам (25,9 %), также 35 % респондентов отметили, что профсоюзная организация выполняет функцию защиты их прав. Полученные результаты говорят о выполнении основных задач профсоюзной организации, которые закреплены уставом Общероссийского Профсоюза образования. При этом на вопрос «Помог ли Вам профком студентов КемГУ в защите Ваших прав?» 41 студент (47,7 %) отметили, что не обращались за помощью.
Исследование также позволило выяснить, знают ли студенты КемГУ председателя ППОС КемГУ. И большинство опрошенных (67,6 %) знают председателя, 32,4 % же респондента председателя не знают.
Но при всем этом на вопрос «Помог ли Вам Профком студентов КемГУ в защите Ваших прав?» 41 студент (47,7 %) отметили, что не обращались по этому вопросу в организацию, а на вопросах «Какие направления деятельности Профкома студентов КемГУ Вам наиболее интересны?» и «Какая форма поддержки от Профкома студентов КемГУ была бы для Вас наиболее полезной?» большинство респондентов отмечали материальную поддержку (39,1 %) и финансовую помощь (65,8 %), что свидетельствует о работе профсоюзной организации, в большей степени, как о работе в части материального положения студентов, что не соответствует главной цели профсоюза — защите и представительстве прав, которую отметили только 19,7 % опрошенных [3].
Следующий пункт анкеты представлял собой определения уровня удовлетворенности работы ППОС КемГУ. Результаты показали, что 67 опрошенных членов Профсоюза (77,9 %) удовлетворены работой организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что ППОС КемГУ играет значительную роль в жизни студенчества, но необходимо усилить работу в области защиты прав и представительства интересов студентов членов профсоюза, освещать свою работу в социальных сетях, а не только путем передачи информации через профсоюзных активистов. Также стоить отметить усиление работы с администрацией университета для обеспечения улучшения качества жизни студентов. Проверка исполнения всех законодательных обязанностей со стороны образовательной организации, сотрудничество и согласованность в работе обоих структур является неотъемлемой частью в решении вопросов, касающихся создания нормальных условий процесса обучения, освоения образовательной программы обучающимися, а также всестороннего развития студентов [1]. Необходимым этапом исследования представляется разработка методических рекомендаций по эффективной работе в области репутации ППОС КемГУ, но это уже предмет отдельного разбора.
Литература:
- Назарова А. В. Эффективность деятельности профсоюзных организаций студентов через механизм социального партнерства // Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2011. С. 64–67.
- Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспектива развития (по материалам «круглого стола» Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, 28 февраля 2011 г.) // Совет Федерации Федерального собрания РФ. Аналитический вестник. 2011. № 7 (419).
- Устав Общероссийского профсоюза образования, принятый 27 сентября 1990 года, в редакции от 19 марта 2025 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.eseur.ru/ustav_profsoyuza/