В настоящее время в Центральном транспортном узле активно развивается система МЦД, которая подразумевает движение поездов с интервалами менее 15 минут. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны развития МЦД, проводится анализ существующего положения и рассматриваются варианты перераспределения движения грузовых поездов в связи с запуском новых линий.
Ключевые слова: транспорт, развитие, МЦД, интеграция, движение поездов, маршруты, перераспределение движения.
Московские центральные диаметры — новый вид городского железнодорожного пассажирского общественного транспорта в Московской агломерации, интегрированный с другими видами городского пассажирского транспорта, в том числе с метрополитеном и Московским центральным кольцом. Представляет собой городские электропоезда, курсирующие с определенными интервалами на заданных маршрутах по радиальным направлениям ЦТУ, связанных соединительными линями. Развитие Московских центральных диаметров (МЦД) является важным шагом для улучшения транспортной инфраструктуры в Москве и Подмосковье. МЦД позволяют значительно сократить время в пути, улучшить доступность различных районов.
Вот несколько причин, почему стоит развивать МЦД:
1. Улучшение транспортной доступности : МЦД объединяют между собой различные города и области, что делает поездки комфортнее, а пересадки удобнее и быстрее.
Рассмотрим несколько примеров, как МЦД улучшают транспортную доступность:
1.1) Связывание удаленных районов : МЦД связывает множество удаленных районов Москвы и Подмосковья, что позволяет жителям удобнее добираться до столицы и взаимодействовать с другими видами транспорта.
1.2) Сокращение времени в пути следования : Благодаря точно построенным маршрутам и высокой скорости движения МЦД помогают сократить время пассажира в пути по сравнению с другими видами транспорта, которые могут включать множество пересадок в пути следования.
1.3) Удобные пересадки : МЦД плотно взаимодействует с другими видами транспорта, что делает пересадки удобнее и быстрее, к транспорту интегрированному с МЦД относятся: метро, автобусы, трамваи.
1.4) Увеличение частоты движения : МЦД обеспечивает частое движение за счет сокращения интервалов между поездами, что позволяет делать поездки более предсказуемыми и удобными во времени, особенно в часы ПИК.
1.5) Доступность для маломобилных групп населения : МЦД проектируется с учетом особенностей различных групп населения, делая поездки доступнее для людей с ограниченными возможностями.
1.6) Снижение нагрузки на существующие маршруты : МЦД помогает разгрузить другие виды транспорта в часы ПИК, это особенно важно для улучшения пропускной способности транспортной системы.
1.7) Развитие новых территорий : Благодаря МЦД развиваются новые жилые и коммерческие районы, развитие новых районов также помогает увеличению транспортной доступности.
2. Снижение нагрузки на другие виды транспорта : МЦД могут разгружать существующие линии метро и автобусные маршруты.
2.1) Перераспределение пассажиропотока : МЦД помогают уменьшить количество людей пользующихся метро и автобусами за счет альтернативных маршрутов для пассажиров, которые ранее использовали другие виды транспорта.
2.2) Увеличение пропускной способности : МЦД обеспечивают более высокую частоту движения, что позволяет перевозить больше пассажиров в единицу времени.
2.3) Удобные пересадки : МЦД тесно связаны с другими видами транспорта, что позволяет сделать пересадки более быстрыми и удобными, а также сократить время пассажира в пути следования.
2.4) Развитие новых направлений : МЦД связывает районы, которые не имеют прямой доступ к метро, это позволяет снизить нагрузку на метрополитен и более плавно распределить пассажиропоток.
3. Экологические преимущества : Развитие МЦД и интеграция его в городскую инфраструктуру позволяет уменьшить количество автомобилей на дороге, что положительно скажется на экологии. Также МЦД обладают несколькими экологическими преимуществами по сравнению с другими видами транспорта, что позволяет улучшить экологическую ситуацию в городе.
3.1) Снижение выбросов углекислых газов : Внедрение МЦД существенно помогает сократить количество автомобилей на дороге, что приводит к снижению выброса отходов производства автомобильного транспорта и улучшает атмосферу.
3.2) Благоустройство : Вокруг новых станций МЦД проводятся работы по благоустройству и созданию зеленых зон, что помогает улучшению экологии в городе.
4. Экономическое развитие : Улучшение транспортной инфраструктуры помогает развитию бизнеса и привлечению инвестиционной привлекательности региона. В дальнейшем стоит рассмотреть следующие направления развития:
— Расширение существующих линий : Увеличение числа станций, развитие новых маршрутов, создание более приятной инфраструктуры города.
— Интеграция с другими видами общественного транспорта : Создание удобных пересадочных зон между МЦД автобусами и трамваями.
— Обновление инфраструктуры : Обновление станций и внедрение новых технологий работы, улучшение условий пребывания для пассажиров
В конце 2017 г. Президентом Российской Федерации Путиным В. В. поддержано предложение по организации движения на «Московских центральных диаметрах» как приоритетного проекта в рамках комплексной программы развития железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле на период до 2025 года (поручение от 1511.2017 № ПР-2320). Таким образом, в ЦТУ в настоящее время организована система движения поездов МЦД на маршрутах:
— МЦД 1 (Лобня —Одинцово)
— МЦД 2 (Нахабино —Подольск)
— МЦД 3 (Крюково —Раменское)
— МЦД 4 (Апрелевка —Железнодорожный)
— МЦД 5 (Пушкино —Москва Ярославская Москва Павелецкая —Домодедово)
5. Новые диаметры: В перспективе также рассматривается возможность создания новых диаметров, которые будут связывать различные районы Москвы и Подмосковья, улучшая транспортную доступность.
— МЦД 1 (Икша — Кубинка)
— МЦД 2 (Манихино — Чехов)
— МЦД 3 (Поварово — Бронницы)
— МЦД 4 (Бекасово — Фрязево)
— МЦД 5 (Софрино — Москва Ярославская Москва Павелецкая — Михнево)
В настоящее время в Центральном транспортном узле активно развивается система МЦД, предусматривающая ежесуточное обращение пригородных пассажирских поездов с интервалом движения до 15 минут в период с 05:00 до 01:00. В перспективе до 2030 года МЦД будут запущено на всех радиальных направлениях узла, за исключением участка Люберцы II — Куровская. Кроме того, факторы интенсификации пассажирских перевозок и необходимость обслуживания действующих путей необщего пользования требуют значительного пересмотра технологии организации сборновывозного движения в узле. Фактическое исчерпание пропускных способностей радиальных направлений приводит к невозможности осуществления внутриузловых передач между внутриузловыми сортировочными станциями. Этот факт приводит к необходимости выноса значительного объема сортировочной работы с внутриузловых станций на станции Московской области. Ограниченный временной ресурс на развоз местного вагонопотока, в свою очередь, приводит к необходимости минимизации времени нахождения местного вагона внутри узла. Реализация данного требования обеспечивается за счет формирования многогруппных поездов на станциях Московской области с обеспечением детальной подборки вагонов на станции узла.
Интенсификация пассажирских перевозок и необходимость выноса объемов сортировочной работы с местным вагонопотоком с внутриузловых станций на станции Московской области существенно увеличивает количество формируемых назначений и объемы переработки местного вагонопотока на станциях. Кроме того, из-за необходимости формирования многогруппных поездов на станциях увеличивается доля повторной переработки, что приводит к необходимости развития перерабатывающих способностей и увеличения полезных сортировочных емкостей
Новая технология организации сборно-вывозного движения должна соответствовать следующим основным принципам:
- Отправление поездов по жестким ниткам графика вне зависимости от количества накопившихся вагонов.
- Детальная групповая подборка вагонов по станциям выполнения грузовых операций.
- Календарное планирование погрузки и согласованный подвод на сквозные нитки.
Интенсификация пассажирских перевозок на радиальных направлениях ведет к увеличению простоя поездов в ожидании въезда на радиальные направления, что в т. ч. обусловлено суточной неравномерностью движения грузовых поездов в связи с переносом значительных объемов пригородного и дальнего пассажирского движения на соответствующую пару главных путей. Для высвобождения полезных емкостей парков отправления основных станций выполнения сортировочной работы, увеличения маневренности полигона Московского железнодорожного узла в целом и, прежде всего, устойчивого функционирования сборно-вывозного движения в Московском железнодорожном узле целесообразно создание «перехватывающих» станций на базе существующих предузловых станций Московской железной дороги. «Перехватывающие» станции предназначены регулирования выезда на радиальные направления грузовых поездов, сформированных на сортировочных станциях Москвы и Московской области, а также на сортировочных станциях других дорог, назначением на станции выполнения грузовых операций, находящихся в зоне обращения МЦД.
Дальнейшие планы по увеличению интенсивности пригородных перевозок, создание новых вокзальных комплексов и расширение полигона интенсивного следования пригородного движения совместно с созданием новых МЦД не только подтверждает целесообразность выноса сортировочной работы из узла и использования предложенной технологии организации сборно-вывозного движения, но и приводит к необходимости реализации новых мероприятий, направленных на обеспечение освоения прогнозируемых объемов грузовых перевозок.
Литература:
- Троицкая, Н. А. Интеграция Московского центрального кольца и центральных диаметров в транспортную систему столицы / Н. А. Троицкая. — Текст: электронный // elibrary: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50467619 (дата обращения: 25.05.2025).
- Лаффах, А. М. Влияние транспортной инфраструктуры на развитие современных городских агломераций (на примере Московских центральных диаметров) / А. М. Лаффах. — Текст: электронный // elibrary: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44194649 (дата обращения: 25.05.2025).
- Розенберг, Е. Н. Цифровые технологии пропуска по перегонам и станциям — основа организации движения на Московских центральных диаметрах / Е. Н. Розенберг. — Текст: электронный // elibrary: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=55171478 (дата обращения: 25.05.2025).
- Флягина, Т. А. Принципы оценки экономической эффективности проекта «Московские центральные диаметры» / Т. А. Флягина. — Текст: электронный // elibrary: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42544932 (дата обращения: 25.05.2025).
- Корчагин, Д. М. Московские центральные диаметры как драйвер экономического развития столицы / Д. М. Корчагин. — Текст: электронный // elibrary: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42846236 (дата обращения: 25.05.2025).
- Гаврилюк, Т. М. Реализация программы развития инфраструктуры центрального транспортного узла: Московские центральные диаметры / Т. М. Гаврилюк. — Текст: электронный // elibrary: [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54626495 (дата обращения: 25.05.2025).