Улучшение жилищных условий для участников специальной военной операции актуально. Во-первых, правовое регулирование возникло совсем недавно, а это означает значительную недоработку действующих нормативных актов. Во-вторых, улучшение жилищных условий для участников СВО способствует улучшению их благосостояния и адаптации к мирной жизни.
Стоит перейти к обсуждению существующего законодательства. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 835 «Об утверждении единого стандарта предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» [5] устанавливает единый для всех регионов механизм получения компенсации по оплате коммунальных услуг до 50 %. Данная мера не урегулирована, поскольку возникает правовая коллизия, при которой региональные органы власти отменяют начисление компенсации при смене жительства участника СВО, и для восстановления права им приходится обращаться в суд.
Примером такой коллизии является решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 октября 2024 г. по делу № 2–6677/2024, в котором гражданин обратился в суд с требованием о начислении компенсации за коммунальные платежи, отмененные Центром обеспечения мер социальной защиты и поддержки населения. Сумма затребованной компенсации составляла 85 663,26 рублей. Центр отменил компенсацию по причине смены места жительства истца и мотивировал своё решение подпунктом «а» пункта 28 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 01.10.2021 № 614-п «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, услуг связи отдельным категориям граждан в Тюменской области и признании утратившими силу нормативных правовых актов» [6]. Суд принял решение об удовлетворении исковых требований, уточнив, что смена места жительства не является основанием для отмены компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
Изучив данное решение, можно прийти к выводу, что участник СВО имеет право на получение компенсации по оплате коммунальных платежей вне зависимости от того, где он проживает в настоящее время. В соответствии с требованиями ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [3], согласно которой регистрация или отсутствие таковой не является существенным основанием для ограничения предоставления или условием реализации прав и свобод гражданина, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации. Для устранения данной правовой коллизии необходимо внесение дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 835 о сохранении права на компенсацию при перемене места жительства.
Другой проблемой в регулировании улучшения жилищных условий участников СВО является игнорирование факта инвалидности при предоставлении льготы. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2024 № 362 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308» [7] предоставляет жильё участникам специальной военной операции только в Дальневосточном федеральном округе в качестве субаренды у региональных операторов. Субаренда предоставляется по сниженной стоимости за счёт компенсации из федерального и регионального бюджетов. В постановлении указано, что квартиры должны иметь необходимую для проживания отделку, бытовую технику и мебель.
Данное постановление не конкретизирует требования для участников СВО, имеющих инвалидность. Приведенные выше требования не имеют конкретики, поэтому не могут учитывать индивидуальные особенности участников СВО с инвалидностью. Следует согласиться с В. А. Ахмадуллиным, который полагает, что «Особого внимания для колясочников заслуживает проблема ширины дверных проемов. Эта проблема, в т. ч. в уже построенных домах, должна решаться только за счет государства (подготовка документов и проведение соответствующих работ). В дополнение к сказанному, при выделении квартир воинам-инвалидам, государство в соответствии с наработанным опытом по участникам Великой Отечественной войны, могло бы обеспечить их полным набором бытовой техники. При покупке таким инвалидом жилья, в котором есть подземная парковка, одно парковочное место должно быть предоставлено ему в бесплатное пользование при наличии у него машины». [12, с. 91]
Учитывая вышеприведённые требования, представленные В. А. Ахмадуллиным при предоставлении квартир участникам СВО, имеющим инвалидность, можно прийти к выводу, что необходима доработка Постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.2024 № 362. Для комплексного решения необходимо внести поправки в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2024 № 362 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308» о дополнительных критериях при предоставлении квартиры участнику СВО, имеющему инвалидность, в качестве субаренды. Важно обозначить, что при предоставлении квартиры должен учитываться индивидуальный подход к каждому участнику СВО, имеющему инвалидность. Поэтому необходимо предусмотреть, чтобы при подаче заявки на получение жилья в качестве субаренды участник СВО мог приложить справку медико-социальной экспертизы с указанием группы инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации и абилитации. В соответствии с требованиями этой индивидуальной программы, региональный оператор обязан подготовить жильё к заселению, учитывая индивидуальные особенности участника СВО.
Помимо этого недостаточно урегулирована накопительно-ипотечная система (НИС). В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» [4] участникам СВО предоставляется право на приобретение жилья при участии в НИС. Участник СВО обращается в банк-партнёр НИС для оформления ипотеки на квартиру или дом с землёй. Средства для приобретения жилья накапливаются на именном счёте участника СВО, до момента пока он не решит воспользоваться ими.
Проблема заключается в том, что участник СВО не может оформить ипотеку в жилищно-строительном кооперативе (ЖСК) по данной системе. Деятельность жилищно-строительного кооператива регулируется статьей 110 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, и его следует включить в НИС, поскольку это будет выгодно для участников СВО. Выгода заключается в низкой стоимости жилья, обусловленной тем, что государство, в соответствии со статьей 60 ЖК РФ № 188-ФЗ, предоставляет жилые помещения и земельные участки по договору социального найма безвозмездно или за доступную плату. Таким образом, стоимость строительства жилья в рамках ЖСК становится существенно ниже, поскольку исключаются затраты на земельный участок. Следует согласиться с С. В. Игнатьевой и Н. Д. Спириным, которые полагают, что «Как указано на официальном сайте ДОМ банка РФ, «Бесплатный земельный участок позволяет снизить стоимость жилья». В результате жилье становится практически на 60 % дешевле. Кооперативная модель позволяет военнослужащим приобретать жилые помещения по значительно более низкой цене и «удешевит процесс приобретения жилья» [13].
Для улучшения жилищных условий участников СВО необходимо внести дополнение в Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а именно включить в программу НИС право на приобретение жилья в ЖСК. Во-первых, она увеличит предложение для участников СВО при выборе жилья. Во-вторых, включение возможности приобретения жилья в ЖСК позволит создать более гибкие условия для участников специальной военной операции, что будет способствовать улучшению их жилищных условий. В-третьих, это снизит стоимость
В заключение можно сказать, что существующее обеспечение прав участников СВО на улучшение жилищных условий требует глубокой проработки. Важно понимать, что остро будут наблюдаться проблемы, связанные с обеспечением жильем и жилищными условиями в момент окончания специальной военной операции. Совершенствование законодательной базы должно быть своевременным и отвечать потребностям участников СВО на данный момент.
Литература:
- Конституции Российской Федерации. Принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. (с изм и доп.) // СЗ РФ. — 1994. — № 1. — Ст. 1.
- Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. — 2005. — № 1. — Ст. 14.
- Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» СЗ РФ. — 1993. — 32. — Ст. 1227.
- Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» СЗ РФ. — 2004. — 34. — Ст. 3532.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 835 «Об утверждении единого стандарта предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» СЗ РФ. — 2023. — 23. — Ст. 4150.
- Постановление Правительства Тюменской области от 01.10.2021 № 614-п «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, услуг связи отдельным категориям граждан в Тюменской области и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru .
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2024 № 362 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru .
- Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 № 108 «Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» // Правительство России официальный сайт. URL: http://government.ru
- Дело № 2–6677/2024 из архива Центрального районного суда г. Тюмени
- Аверин А. Н., Понеделков А. В., Игошева М. А. Социальная защита военнослужащих — функция государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 9. (10) — С. 15–20.
- Кирьянова О. В. Социальная защита военнослужащих: проблемы правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2023. № 7 (223) — С. 57–59.
- Ахмадуллин В. А. Проблемы адаптации ветеранов специальной военной операции // Власть. 2024. № 5. — С. 88–93.
- Игнатьева, С. В. К вопросу о совершенствовании правового регулирования жилищных правоотношений в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в период проведения специальной военной операции / С. В. Игнатьева, Н. Д. Спирин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2024. — Т. 10 (76), № 1. — С. 402–409.