В статье проанализирован процесс цифровизации, который затронул муниципальные органы власти. Описаны проблемы внедрения искусственного интеллекта в работу муниципальных органов. Рассмотрены основные направления внедрениям и их функционал. Дана оценка дальнейшему развитию искусственного интеллекта в органах власти.
Ключевые слова: цифровизация, новые технологии, ИИ, искусственный интеллект в управлении, муниципальные органы власти.
Сегодня в Российской Федерации возникла серьезная необходимость внедрение новых технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Уже сегодня цифровые платформы играют важную роль в системе государственного и муниципального управления. С их помощью можно повысить качество прогнозирования и эффективность управленческих решений, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Но важно учитывать, что все внедрения должны быть точечными, особенно на начальных этапах, важно помнить и про баланс внедрение цифровых технологий, поскольку чрезмерная цифровизация может тоже негативно повлиять на принятие управленческих решений.
Особенный интерес к искусственному интеллекту обусловлен его точностью и эффективностью, это может помочь организациям быстрее реагировать и на запросы граждан, а также снизит влияние человеческого фактора. Искусственный интеллект поможет и в оптимизации процессов, а это уже поможет снизить затраты и сохранить деньги в бюджете. Алгоритмы помогут с автоматизацией рутинных задач, например, работа с документами. В сфере ЖКХ можно ускорить работу с помощью искусственного интеллекта, быстрее обрабатывать заявки, оповещать о неполадках и плановых работах, это позволит снизить нагрузку с работников и перевести их фокус на другие проблемы, которые неподвластны ИИ. Хорошим примером внедрения ИИ является сервис госуслуги и их чат бот. Граждане могут быстро найти ответы на нужные вопросы, но не привлекать другого человека к поиску.
Но важно понимать, что внедрение таких систем достаточно дорогое, здесь нужны специалисты и готовность организации их финансировать. Есть и другой способ, это обучение уже действующих сотрудников, но такой путь будет долгим, а возможен сценарий, когда никто из сотрудников не будет готов осваивать новые системы. Но поскольку сегодня в нашей стране наблюдается рост IT специалистов, которые могут создавать нужные нам алгоритмы, то с внедрением ии не должно возникнуть проблем, это лишь вопрос времени. Помимо специалистов, важно уделить внимание и входным данным, повышение качества данных требуется для корректной работы алгоритмов. Сюда относится стандартизация процесса и использование новейших технологий. Эти меры помогут повысить точность прогнозов, которые будут созданы на основе ИИ.
Разберемся подробнее, как внедрение ИИ может помочь муниципальным организациям. Во-первых, в анализе данных, поскольку ИИ может обрабатывать и анализировать данные с большой скоростью, это значительно ускорит рутинную работу, например, распределение жалоб на определённые темы и категории. Ведение бухгалтерского учета тоже возможно, но стоит понимать, что первое время человек должен работать параллельно с машиной, если вероятность сходства будет 100 %, например, в 100 ситуациях, то можно говорить о полной успешности внедрения ИИ.
Уже сегодня можно увидеть, как алгоритмы ИИ упрощают нашу жизнь, например, можно запросить необходимые данные у госуслуг, нет необходимости идти в учреждение и стоять там в очереди за справкой или выпиской. Но важно понимать, что нельзя возложить все на современные технологии и алгоритмы. Нужно учитывать, что их созданием и развитием занимается человек, к тому же, им нельзя доверять ключевые элементы государства и принятие стратегических решений.
Подтверждением актуальности развития новых технологий являются многие Национальные программы, разберем некоторые из них.
Национальная программа «Цифровая экономика». Результатами стала разработка и внедрение цифровой платформы, которые способствовала улучшению доступа к государственным услугам и повышению эффективности бизнеса. Самое главное, чтобы современные алгоритмы помогали в сборе данных, их выборке и ускоряли процессы экономико-математического моделирования и прогнозирования.
Как уже было сказано, сегодня на развитие новых технологий наша страна сделала большой упор. Это находит отражение в реализации множества государственных программ и Национальных проектов.
Например, в реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». В ходе реализации данного проекта были созданы новейшие цифровые платформы, данные платформы благоприятно повлияли на повышения доступности к государственным услугам, новые алгоритмы так же ускорили сам сервис и помогли избавиться от ошибок, с которыми могли столкнуться пользователи.
Существует и схожая Национальная программа «Цифровая экономика». Данная программа смогла повлиять на значительное увеличение числа компаний, которые занимаются разработкой в it сфере. Увеличилось и число стартапов, а это указывает на то, что людям интересно данное направление. Поскольку именно стартапы могут повысить инвестиционную привлекательность страны, привлечь иностранный капитал, что в перспективе может оказать положительное влияние на национальную валюту.
Для повышения эффективности эксперты провели опрос, который показал, что представители муниципального сектора считают, что наиболее выраженный эффект от искусственного интеллекта будет в следующем:
– Уменьшения рутинных операций — 69 процентов
– Повышения скорости работы — 64 процента
– Более эффективного управление большими объемами информации (данных) -58 процентов
– Унификации и оптимизации процессов — 50 процентов.
А руководящий состав считает, что эффект будет заключаться в следующем:
– Уменьшение рутинных операций — 73 процентов
– Повышение скорости работы — 69 процентов
– Эффективное управление большими объемами данных — 60 процентов
– Унификация и оптимизация процессов — 51 процент.
Ознакомившись с опросом, можно сделать вывод, что главной задачей внедрение ИИ является оптимизация и ускорение работы с данными, а не полная замена человеческого ресурса.
Уже сегодня мы видим, что ИИ в России активно развивается и имеет большой потенциал, а самое главное, виден интерес со стороны государства, которое активно поддерживает все начинания с ИИ и финансирует их. Помимо финансирования важно наличие компетентных кадров, которые будут заниматься внедрением новых технологий и их обслуживанием, возможно, что скоро процессы внедрения станут проще и тогда данная проблема уже будет не так актуальна. Но на начальных этапах эксперты должны оказывать помощь рядовым сотрудникам, чтобы упростить их взаимодействие с ИИ.
Таким образом, именно эксперты будут заниматься внедрением ИИ, а уже сотрудники будут использовать новые алгоритмы для решения своих задач, самое главное, чтобы финальное решение было всегда за человеком. Это показывает и опрос, что большинство работников ждёт от ИИ лишь помощи в работе с данными. Любая работа ИИ должна производиться под контролем человека, это отражает и опыт внедрения в других странах. Например, в Китае муниципальные органы власти используют алгоритмы для сборов информации и получения быстрых результатов исследований.
Для реализации данной задачи необходимо нанимать сторонних специалистов, которые уже имеют опыт реализации подобных проектов. Еще один способ решения, это самостоятельная подготовка специалистов и их обучение, это займет больше времени, но стоимость реализации алгоритмов ИИ снизиться. ИИ поможет анализировать различные экономические показатели, изучать динамику событий и демонстрировать будущие тенденции. Мы увидели, как Национальные проекты реализуются и улучшаются с помощью моделирования и прогнозирования. Сделали вывод, что ИИ поможет данной сфере и ускорит работу с данными, но нельзя отдавать все в руки ИИ, человек все еще должен проверять данные, которые предоставляет нам ИИ, возможно с ходом времени мы и достигнем уровня, когда все будет делать ИИ, но такого будущего не хотелось бы. Но несмотря на достигнутые успехи при внедрении ИИ, данная сфера остается новой и постоянно совершенствуется, что отражается и в указе президента, номер203, только к 2030 мы сможем увидеть плоды этой работы, но уже сейчас ясно, что это делается не зря. Интеграция технологий в госуправление, улучшение качества данных, развитие кадровой политики, этические и правовые вопросы, а также научные исследования и инновации, развитие данных сфер жизни напрямую будет влиять на развитие прогнозирования и моделирования.
Можно сказать, что наша главная задача, это построение искусственного интеллекта в формате моста, который будет передавать полученные данные людям. Ключевые проблемы, это подготовка и поиск кадров, на это уйдет время и финансирование. Но нет сомнений, что к 2030 году мы увидим движение в сторону искусственно интеллекта и его внедрения.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2020 № 3083-р «Об утверждении концепции развития искусственного интеллекта в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 28.06.2019 № 1004 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития искусственного интеллекта в Российской Федерации на 2019–2024 годы».
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 505 «Об утверждении дорожной карты по развитию системы управления данными в Российской Федерации».
- Богомолов Г. В. Прогнозирование развития сферы экономики по данным форм федерального статистического наблюдения на основе современных информационных технологий // ТиПФК. 2021. № 12.
- Карапетян Д. В. Перспективы использования искусственного интеллекта в государственном управлении // Формула менеджмента. 2020. № 1 (12).