В данной научной статье рассматривается роль государственного обвинителя в судебном процессе. Основываясь на анализе различных источников и исследований, статья предоставляет обширное описание работы государственного обвинителя, его функций и вклада в правосудие. Также в статье описываются вызовы, с которыми сталкиваются государственные обвинители в современной правовой системе.
Ключевые слова: прокурор, государственный обвинитель, судебный процесс.
Участие прокурора в судебном разбирательстве по уголовному делу выступает важным компонентом уголовно-процессуальной деятельности, что обусловливает также значимость подготовки к такому участию. В рамках уголовного процесса на виновных лиц возлагается наиболее строгая юридическая ответственность, по этой причине государство, в целом, и прокурор, в частности, заинтересованы в постановлении законного, обоснованного и справедливого приговора.
В последние годы роль государственного обвинителя в судебном процессе приобрела особую актуальность и значимость. Это обусловлено изменением требований к правосудию и необходимостью обеспечения равновесия между защитой прав и свобод граждан и интересами общества. Государственный обвинитель выполняет функции не только представителя обвинения, но и гаранта справедливости и обеспечения общественной безопасности. Настоящая научная статья посвящена изучению роли государственного обвинителя в судебном процессе, его полномочий, ответственности и взаимодействии с другими участниками судебного процесса. Анализ этих вопросов поможет раскрыть важность и сложность профессии государственного обвинителя в современных условиях правосудия.
Государственный обвинитель выступает в роли судебного представителя, представляя интересы государства в суде. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия [1]. Он играет ключевую роль в обвинительной части судебного процесса, проводя расследование, собирая доказательства и представляя их в суде. Государственный обвинитель также имеет право допрашивать свидетелей, аргументировать свои позиции и опровергать доказательства, представленные стороной защиты.
Он также выполняет важную функцию контроля за соблюдением правил процедуры, защищает интересы пострадавших и гарантирует применение закона в соответствии с общественными нормами и стандартами. Работа государственного обвинителя является неотъемлемой частью справедливого и эффективного правосудия, а его независимость и профессионализм гарантируют сохранение прав граждан и борьбу с преступностью.
Вопрос о функциях и полномочиях прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства (то есть в рамках судебного разбирательства) продолжает оставаться дискуссионным, что отражено во многих исследованиях [5].
В статье 5 УПК РФ законодатель раскрывает понятие государственного обвинителя, как должностного лица органа прокуратуры, поддерживающего от имени государства обвинение в суде по уголовному делу. Данное обстоятельство позволяет предположить, что понятия «государственный обвинитель» и «прокурор» соотносятся между собой как часть и целое. Из этого следует, государственному обвинителю, как прокурору, участвующему на судебных стадиях уголовного судопроизводства, характерно осуществление общих функций прокурора.
Несмотря на важность и значимость работы государственного обвинителя в судебных процессах, его роль сталкивается с определенными вызовами.
Во-первых, судебный процесс требует от государственного обвинителя высокой квалификации в области права, способности проводить глубокий анализ доказательств и соблюдать процедуры. Он должен обладать независимым мышлением, которое помогает ему представлять интересы государства объективно и беспристрастно.
Во-вторых, современные вызовы включают в себя изменяющуюся структуру преступлений и преступников. Государственному обвинителю необходимо быть готовым к противостоянию современным формам преступности, таким как киберпреступления, организованная преступность и глобальные террористические угрозы. Для этого ему нужно иметь современные знания и навыки, а также взаимодействовать с другими правоохранительными органами и международными партнерами.
В-третьих, вызовы медиатизации судебных процессов требуют от государственного обвинителя защиты интересов справедливости и обеспечения прозрачности процесса. Он должен уметь эффективно взаимодействовать с СМИ и общественностью, обеспечивая адекватную информацию о судебных процессах без нарушения права на справедливый процесс.
Государственный обвинитель играет ключевую роль в судебном процессе, обеспечивая справедливость и законность. Его роль требует высокой квалификации, независимости мышления, а также готовности противостоять современным вызовам. Дальнейшие исследования и развитие профессиональных навыков государственного обвинителя являются важными для эффективной работы судебной системы и обеспечения справедливости для всех участников процесса. Государственное обвинение в наиболее общем смысле можно охарактеризовать как специфичную деятельность прокурора, которая реализуется исключительно на судебных этапах уголовного процесса. В то же время государственное обвинение не исчерпывает всю деятельность прокурора в данном этапе (в связи с чем предмет исследования несколько шире, чем это выглядит на первый взгляд).
Поддержание государственного обвинения, начинаясь с функции уголовного преследования, в ходе развития включает в себя компоненты надзорной и правозащитной деятельности. На данный вывод указывает в частности то, что, трансформируясь в государственного обвинителя, прокурор остается субъектом проверки доказательств (что следует, к примеру, из полномочия по заявлению ходатайств о признании доказательств недопустимыми, а также из возможности отказаться от поддержания государственного обвинения или снизить его объем и пр.)
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что на судебных стадиях уголовного процесса прокурор продолжает исполнять возложенную на него функцию обвинения, а также сопутствующие ей подфункции: прокурорского надзора за процессуальными действиями органов предварительного расследования, а также уголовного преследования. При этом само государственное обвинение, вытекая из функции уголовного преследования, включает в себя также элементы надзорной деятельности (однако такая деятельность не является превалирующей).
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921; Собрание законодательства РФ. — 2024. — № 33 (Часть I). — Ст. 4963.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; Собрание законодательства РФ. — 2024. — № 41. — Ст. 6059.
- Варпаховская Е. М., Деревскова В. М. Полномочия прокурора при подготовке к судебному разбирательству в законодательстве судебных реформ XIX и XX веков в России: Пролог: журнал о праве. 2021. № 2. С.40–49.
- Миретина М. А. Проблема правового статуса прокурора в уголовном процессе: Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». 2023. № 7. С.93–98.
- Чубыкин, А. В. Процессуальный статус прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: диссертация... кандидата юридических наук: на правах рукописи / А. В. Чубыкин. — Москва: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. — 212 с.
- Якушева Т. В. Полномочия государственного обвинителя в судебном следствии: Известия АлтГУ. Юридические науки. 2018. № 3. С.121–124.