Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Законодательство РФ в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов и легализации (отмыванию) денежных средств

Юриспруденция
20.05.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Сергиенко, Н. Г. Законодательство РФ в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов и легализации (отмыванию) денежных средств / Н. Г. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 23 (574). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/574/125612/.


В статье рассматривается действующая нормативная база Российской Федерации, направленная на противодействие уклонению от уплаты налогов и легализации (отмыванию) денежных средств. Анализируются положения Конституции РФ, Налогового кодекса, Федеральных законов, статей УК РФ, а также роль Банка России, ФНС и иных органов. Особое внимание уделено практике применения методических рекомендаций ЦБ РФ, формирующих фактически негосударственный слой «налогового контроля», и влиянию стимулирующих мер (режим «Налог на профессиональный доход») на выход самозанятых из теневой экономики. Делается вывод о необходимости комплексного подхода, сочетающего законодательные, административные и просветительские инструменты для повышения налоговой дисциплины и снижения рисков отмывания средств.

Ключевые слова: налоговое законодательство, финансовый мониторинг, ФНС, уклонение от налогов, отмывание денег, самозанятые.

Законодательство Российской Федерации, направленное на противодействие уклонению от уплаты налогов и легализации (отмыванию) денежных средств, непрерывно развивается, поскольку государство стремится обеспечить экономическую стабильность и безопасность. Данные вопросы приобретают особую остроту, поскольку налоги, согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации [1], являются одним из главных источников доходов бюджета, а любой значимый отток или недоимка по налоговым платежам способны нанести серьёзный ущерб финансовой системе страны. Нормы, закреплённые в Налоговом кодексе Российской Федерации [2], детализируют обязанности по уплате налогов и сборов, возложенные на всех налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц.

Сфера противодействия именно отмыванию денежных средств регулируется Федеральным законом от 07.08.2001 № 115‑ФЗ [3]. Данный нормативный акт вступил в силу 1 февраля 2002 года и нацелен, прежде всего, на создание правового механизма, позволяющего выявлять и пресекать операции, предполагающие финансирование терроризма или легализацию преступных доходов. В нём закреплены базовые правила финансового мониторинга и установлены требования к кредитным организациям и другим компаниям, работающим с денежными средствами и иным имуществом. При этом в самом тексте данного закона не указывается цель борьбы с уклонением от уплаты налогов, что подчёркивает А. С. Кондукторов [4, с. 91–95]. Цели закона прямо очерчены в статье 1 — защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путём установления механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Однако, как показывает практика, в правоприменении происходит своеобразное расширение трактовки «подозрительных» операций. Банк России, осуществляя общее регулирование деятельности кредитных организаций, публикует ряд подзаконных актов и методических рекомендаций. Эти документы часто выходят в ненормативной форме: например, «Методические рекомендации Банка России от 04.12.2015 № 35‑МР» [5], «Методические рекомендации Банка России от 12.02.2021 № 1‑МР» [6], «Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 № 18‑МР» [7] и др. Их задача — помочь банкам идентифицировать транзакции, которые могут быть связаны с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма. Однако в указанных рекомендациях нередко упоминаются и признаки, указывающие на возможное уклонение от уплаты налогов (например, незначительная налоговая нагрузка клиента, подозрительно низкие платежи в бюджет в процентах к обороту, схемы со множеством посредников, получение возмещения НДС в сомнительных ситуациях).

С формальной точки зрения Банк России действует на основании Федерального закона от 10.07.2002 № 86‑ФЗ [8], но данный закон не уполномочивает ЦБ РФ проводить или организовывать налоговый контроль. Функция налогового контроля, как прямо следует из Положения о Федеральной налоговой службе [9], возложена на ФНС России. Соответственно, непосредственно проверять исполнение налоговых обязательств либо принимать меры налоговой ответственности вправе лишь представители ФНС, а не сотрудники кредитных организаций. Тем не менее банки, руководствуясь п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115‑ФЗ, получили право отказывать клиентам в проведении операций по счёту, если подозревают, что данные операции связаны с отмыванием доходов или финансированием терроризма. На практике же отказы нередко мотивируются не только «подозрениями» в легализации средств, но и возможным уклонением от налогов, что выходит за пределы непосредственных целей закона.

Подобная ситуация приводит к появлению своеобразной негосударственной формы «налогового контроля», когда коммерческие банки вольно или невольно вторгаются в сферу компетенции налоговых органов. И если клиенту банка отказывают в совершении операции, ссылаясь на «сомнительный» характер транзакции, то в силу п. 12 ст. 7 Федерального закона № 115‑ФЗ ответственность кредитной организации перед клиентом практически исключена. Это порождает правовую неопределённость и усложняет ведение бизнеса, поскольку хозяйствующим субъектам приходится неоправданно доказывать банкам отсутствие нарушений налогового законодательства.

Важным направлением совершенствования законодательства в сфере уклонения от уплаты налогов является реализация мер стимулирующего характера. Так, Федеральный закон от 27.11.2018 № 422‑ФЗ [10] ввёл особый режим для самозанятых граждан, позволяя им уплачивать налог по льготной ставке. Мнение многих исследователей (например, Д. М. Амиралиевой, С. А. Гамзатовой [11]) сводится к тому, что эта мера действительно может вывести в легальное поле значительную часть неформально занятых лиц. Однако для закрепления результата необходимо гарантировать неизменность условий эксперимента, включая размер налоговой ставки, на достаточно длительный период.

При всём этом отказываться от активной борьбы с уклонением от налогов и легализацией незаконных доходов невозможно. Задачей государства остаётся формирование совокупности мер, где уголовно‑правовые, административно‑правовые и финансово‑правовые инструменты сочетаются с просветительской работой, направленной на повышение налоговой культуры. По мнению О. Д. Макаренко и А. Р. Хаметовой [12], введение электронных сервисов, упрощённой отчётности и прозрачной информации о расходовании бюджетных средств в совокупности помогут уменьшить желания бизнеса уклоняться от уплаты налогов.

Законодательная база, регламентирующая уголовную ответственность за неуплату налогов, закреплена в Уголовном кодексе РФ [13]. В частности, это ст. 198 и 199. Обе нормы дифференцируют ответственность в зависимости от размеров недоимки, а также дают лицу, впервые совершившему деяние, возможность освободиться от уголовной ответственности при условии полного возмещения невыплаченных сумм вместе с пенями и штрафами. Тем не менее, если позже будет инкриминировано отмывание средств по ст. 174 или 174.1 УК РФ, освобождение от ответственности за налоговое преступление не прекращает преследование по статьям о легализации доходов.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов и легализации денежных средств демонстрирует постоянное развитие и адаптацию к современным вызовам. Несмотря на наличие чётких нормативных актов, практика их применения выявляет ряд проблем, включая расширение полномочий банков за пределы их компетенции и создание правовой неопределённости для бизнеса. Внедрение стимулирующих мер свидетельствует о стремлении государства вывести неформальную экономику в легальное русло. Однако для достижения устойчивых результатов необходимо обеспечить стабильность таких инициатив, продолжить совершенствование правовых инструментов и усилить взаимодействие государственных органов, одновременно повышая налоговую культуру общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, изм. 01.07.2020).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 31.07.1998 № 146‑ФЗ (ред. 29.11.2024, изм. 21.01.2025).
  3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115‑ФЗ (ред. 28.12.2024) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
  4. Кондукторов А. С. Законодательство о противодействии легализации денежных средств, полученных преступным путём, как инструмент формирования Банком России негосударственной системы налогового контроля // Вестник Московского университета МВД РФ. 2020. № 6. С. 91–95.
  5. Методические рекомендации Банка России от 04.12.2015 № 35‑МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
  6. Методические рекомендации Банка России от 12.02.2021 № 1‑МР «О повышении внимания кредитных организаций к операциям, совершаемым на основании исполнительных документов».
  7. Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 № 18‑МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма».
  8. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86‑ФЗ (ред. 28.12.2024) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  9. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. 09.11.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
  10. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422‑ФЗ (ред. 29.11.2024) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”».
  11. Амиралиева Д. М., Гамзатова С. А. Уклонение от уплаты налогов: причины, последствия и методы борьбы // Наука среди нас. 2019. № 3 (19). С. 136–141.
  12. Макаренко О. Д., Хаметова А. Р. Уклонение от уплаты налогов: действие и противодействие // Матрица научного познания. 2017. № 11. С. 84–90.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63‑ФЗ (ред. 28.12.2024, изм. вступ. в силу 08.01.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
налоговое законодательство
финансовый мониторинг
ФНС
уклонение от налогов
отмывание денег
самозанятые
Молодой учёный №23 (574) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 382-384):
Часть 6 (стр. 361-431)
Расположение в файле:
стр. 361стр. 382-384стр. 431

Молодой учёный