В статье освещаются основные направления работы кафедры информационно-математического и естественно-научного образования, направленные на реализацию национального проекта «Молодежь и дети». В центре внимания — ключевые направления проекта: повышение квалификации педагогов, поддержка талантливой молодежи, в том числе молодых специалистов, выявление и трансляция инновационного опыта педагогической деятельности, привлечение внимания педагогов к поиску эффективных путей реализации образовательных задач.
Ключевые слова: повышение квалификации и педагогического мастерства, обобщение и распространение профессионального опыта, информационное обеспечение, профессиональные педагогические сообщества, инновационная деятельность, лучшие педагогические практики, методическая поддержка.
Образование в современном мире подвергается сильным изменениям и обновлениям. Основанием для этого служит необходимость совершенствования образовательного процесса в ответ на происходящие изменения, в частности:
— национальные проекты как стратегические инициативы и программы федерального уровня, выдвигаемые Президентом и Правительством РФ;
— обновление ФГОС основного общего и среднего образования,
— внедрение федеральных образовательных программ,
— обновление содержания общего образования в соответствии с Концепциями преподавания учебных предметов (областей).
Наряду с этим происходит перестройка традиционного образовательного процесса и поиск новых форматов применения педагогических технологий. Меняется и система работы «Института развития образования», и кафедры информационно-математического и естественнонаучного образования (далее ИМиЕНО). Кафедра, как системообразующий элемент, помимо образовательной деятельности ведет активную научно-методическую деятельность.
Научно-методическая работа кафедры включает различные аспекты деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Научно-методическая деятельность кафедры
Важным событием, иллюстрирующим эту многоаспектную деятельность кафедры, являются ежегодные конференции кафедры ИМиЕНО. В 2024 г. проведена межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция с международным участием. Работа конференции осуществлялась на основе 5 секций на трех тематических площадках: Института развития образования Липецкой области и образовательных организаций города Липецка, МБОУ СОШ № 46 и ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО. Участниками конференции стали: гости из других стран и регионов страны: Республики Беларусь, Республики Кыргызстан, Хабаровского края, г. Курска, г. Нижнего Новгорода, г. Смоленска, г. Омска; педагоги региона, преподаватели ВУЗов; руководители образовательных организаций; студенты.
Одно из наиболее значимых мест в современной системе образования занимает непрерывное повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогов . Это обеспечивает адаптацию к быстро меняющейся социальной среде, новым возможностям и рискам и одновременно решает проблемы личностного роста, удовлетворения потребности в самореализации. В 2024 году кафедра информационно-математического и естественнонаучного образования обучила 24 группы и соответственно более 772 педагогов области по различным направлениям развития образования, в 2025г. запланировано 27 бюджетных групп по различным предметно — методическим направлениям. Кафедрой ежегодно осуществляется разработка и реализация программ КПК и контента к ним по новым актуальным темам и предметам (предметным областям). Одним из ведущих направлений методической деятельности кафедры является: включение педагогов в инновационную и опытно-экспериментальную деятельность.
В данный момент преподаватели кафедры курируют инновационную деятельность 7 региональных инновационных площадок и 5 инновационных площадок ГАУДПО ЛО «ИРО» (рис. 2).
Рис. 2. Региональные инновационные площадки и инновационные площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» кафедры ИМиЕНО
Тематика их разнообразна, а свой опыт площадки транслируют через проведение семинаров, мастер-классов и публикаций в журнале РОСТ. Взаимодействие кафедры ИМиЕНО с образовательными организациями включает:
— организацию стажировки в рамках проведения курсов повышения квалификации;
— приглашение в качестве лекторов ведущих педагогических работников (учителей школ, преподавателей вузов);
— участие в семинарах и форумах, проводившихся на площадках различных уровней.
Ярким примером сотрудничества стало проведение стажировки учителей и преподавателей-организаторов ОБЗР на площадке военно-патриотического лагеря «Авангард». Слушатели курсов особо отметили посещение мастер-классов коллег, учебных занятий и военно-спортивной игры, что позволило глубже изучить практические аспекты реализации предметной области ОБЗР.
В рамках стажировки на базе Липецкого колледжа строительства, архитектуры и отраслевых технологий учителя технологии и черчения погрузились в информационную среду современного инженерно-технологического образования.
Системно кафедра и образовательные организации, ведущие инновационную деятельность, проводят совместные региональные семинары по темам своей инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. Так, «Институт развития образования» в сотрудничестве с МБОУ СОШ с. Красное провел региональный семинар по теме: «Профилизация естественно-научного и математического образования в условиях сельской школы через сетевое взаимодействие» в рамках деятельности региональной инновационной площадки (РИП). Данный семинар показал систему работы РИП по Проекту профилизации естественно-научного и математического образования на основе создания практико-ориентированной среды и сетевого взаимодействия с партнерами. В соответствии с программой семинара были проведены уроки профильного (Биология -10 класс) и предпрофильного уровней (Математика — 6 класс, Физика — 8 класс). Уроки и мастер-классы отразили на практике реализацию учебно-методических условий Проекта на основе связи различных форм организации образовательного процесса во взаимодействии с сетевыми партнерами: урочной, внеурочной деятельностью, ресурсами дополнительного образования, проектно-исследовательской деятельностью, индивидуальными образовательными маршрутами, предпрофессиональными курсами. Учащиеся школы под руководством педагогов приготовили стендовые доклады по проектам и эко-акциям, материалы виртуальных экскурсий и выставок, выступление театральной студии. В семинаре приняло участие более 60 педагогов региона.
В 2025 г. кафедра планирует провести цикл семинаров с участием РИП и ИП в рамках национальных проектов «Молодежь и дети», «Семья». Так, в первом полугодии будет проведен семинар, где ряд инновационных площадок раскроет свой потенциал в теме: «Образовательная среда школы как средство профилизации естественнонаучного и математического образования школьников», на втором семинаре будет проанализирована опытно-экспериментальная деятельность РИП и ИП на основе направления: «Успешность реализации образовательной траектории обучающихся — взаимодействие двух социальных институтов — семьи и школы».
Эффективным инструментом профессионального и личностного роста педагогов является участие в различных мероприятиях, проводимых преподавателями кафедры : это фестиваль «Точка роста» — Технологии успеха»; дни преподавателей ОБЖ, технологии, которые проводятся ежегодно, различные семинары и мастер-классы. Так, в 2024 году преподаватели кафедры начали проведение цикла семинаров - практикумов: «Учимся в «Лабораториях безопасности» — применяем в жизни». Для освещения вопросов безопасности к летнему сезону прошел региональный семинар-практикум по теме: «Подготовка педагогов обучающим приемам и правилам оказания первой доврачебной помощи при основных жизнеугрожающих состояниях». Коллегам были предложены для изучения и практического применения материалы «Безопасное лето» на основании трех «Лабораторий безопасности» (поведение на улицах, в лесу и на воде; важность формирования знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных ситуаций).
Неотъемлемой частью работы кафедры является экспертная деятельность и работа преподавателей кафедры в составе жюри региональных Конкурсов,участие в федеральных и региональных проектах :
— эксперты рабочих программ в рамках сотрудничества с федеральным реестром дополнительных профессиональных программ; эксперты региональных комиссий по проверке работ ЕГЭ и ОГЭ; эксперты программ, заявленных на статус РИП и ИП; члены жюри регионального конкурса «Учитель года», «Флагманы образования», «Лестница», «Результативные педагогические практики»; эксперты материалов областной научно-практической конференции учащихся «Путь к успеху», «Сила ума»; председатели ВСОШ по труду (технологии).
Обобщение и распространение лучших педагогических практик, трансляция опыта организации инновационных технологий учебного процесса осуществляется через различные направления научно — методической деятельности. И одним из существенных является участие преподавателей кафедры в межрегиональных, всероссийских и Международных конференциях, совещаниях и Съездах. Так, Добрынин А. В. поделился опытом работы на Межрегиональной научно-практической конференции, проходящей в г. Костроме с темой: «Предметно-методическая подготовка преподавателей-организаторов предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в системе среднего профессионального образования Липецкой области»; Гончарова А. Н. представила опыт деятельности центров образования «Точка роста» Липецкой области на вебинаре ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования» по теме «Реализация проекта «Современная школа» для центров образования естественно — научной и технологической направленности «Точка роста 2021–2024»; Кузнецова Н. М. в качестве одного из спикеров Съезда учителей биологии в Федеральном образовательном центре «Сириус» выступила с докладом «Подготовка учителя биологии к формированию у обучающихся естественно-научной грамотности: разработка и использование ситуационных задач в образовательной деятельности».
На основании вышеизложенного, можно констатировать, что кафедра информационно-математического и естественно-научного образования как системообразующий элемент, помимо образовательной ведет активную научно-методическую деятельность. Главной целью данной деятельности является перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации технологии учебного процесса и проводится в контекстеновых Национальных проектов.
Литература:
- Кадровый резерв учителей информатики. -Текст: электронный — URL:https://iom48.ru/news/kadrovyj-rezerv-uchitelej-informatiki/ (дата обращения 20.01.2024).
- Национальный проект «Образование». -Текст: электронный. — URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 20.01.2024).
- Повышение качества математического образования. -Текст: электронный. — URL: https://iom48.ru/news/povyshenie-kachestva-matematicheskogo-obrazovaniya/ (дата обращения 23.01.2024).