На обложке изображен Имхотеп (XXVIII век до н. э. — XXVII век до н. э.),
древнеегипетский мудрец, архитектор, астролог периода Древнего царства, визирь
(чати) Джосера (первого фараона III династии (2630–2611 годы до н. э.).
О рождении, детстве да и вообще
о происхождении этого великого человека известно очень мало. Дело в том,
что родился Имхотеп в семье простолюдина примерно в XXVII веке до н. э.
Его отцом считают Канефера, а мать его была Херду-анх, из рода чиновников.
Имхотеп спроектировал первую ступенчатую
пирамиду в Саккаре близ Мемфиса — усыпальницу Джосера, а также
комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Именно он считается
изобретателем пирамидальной архитектурной формы и основоположником
архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании
пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть
основания считать Имхотепа изобретателем колонны в зодчестве.
Имхотеп пережил Джосера. На северной
стене, окружающей комплекс недостроенной пирамиды преемника Джосера Сехемхета,
было обнаружено имя Имхотепа, что говорит о его возможном участии в строительстве
и этой гробницы. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.
Имхотепу приписывается также основание
египетской медицины. В частности, он считается автором папируса Эдвина
Смита — фундаментального медицинского исследования, которое хоть и относится
к 1700–1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего
или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные
причины многих болезней. В частности, рассматриваются 48 травматических
случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза.
Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа
отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».
Имхотеп считается автором первого
литературного поучения, известного как «Поучения Имхотепа». Но поскольку это
произведение не сохранилось до нашего времени, то официально первым известным
нам образцом подобной литературы является «Поучение Птаххотепа», написанное от
имени визиря фараона Джедкара Исеси (2414–2375 до н. э.) из V династии.
Авторитет Имхотепа в последующие
периоды египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом
всех времен, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как
полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового
царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания
и покровителя целителей. Кроме того, он наряду с Тотом слыл
божественным покровителем писцов и всего их ремесла. Американский
египтолог Джеймс Генри Брэстед писал: «В жреческой мудрости, в сложении
мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек
эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было
забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений».
В египетской мифологии Имхотеп считался
сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего богини-львицы Сехмет). Он
изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Будучи
также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим
визирем и архитектором, позже обожествленным, — Аменхотепом, сыном
Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III.
Позднейшая греческая традиция (начиная
с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.
С последним отождествляется созвездие Змееносца. Таким образом, Имхотеп
является единственной реальной личностью, «ставшей» созвездием. Культ Имхотепа
достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе
и Филах на Ниле были заполнены толпами немощных и больных,
стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище.
Некоторые египтологи приравнивали Имхотепа
к Иосифу из Библии, основываясь на том, что он был первым лицом после
фараона Джосера и в это время в Египте, судя по сохранившимся
источникам, была семилетняя засуха. Это подтверждает Стела голода.
Некогда почитаемая гробница Имхотепа до
сих пор так и не найдена. Уолтер Эмери возобновил раскопки на раннем
династическом некрополе в 1964 году после перерыва длительностью почти девять
лет. Но его работы этих лет никогда не издавались и оставались лишь
предварительными докладами. Что на самом деле было обнаружено в эти сезоны
раскопок — так и осталось тайной.