Ключевые слова: современное общество, матери-одиночки, социальные факторы, экономические факторы, эмоциональное давление, материальное давление, тревожность, страхи, социальная поддержка, психологические последствия, помощь матерям-одиночкам, психоэмоциональное состояние, качество жизни, эмоциональная помощь, информационная помощь, материальная помощь, многогранный феномен.
Современное общество сталкивается с ростом числа семей, возглавляемых матерями-одиночками, что обусловлено различными социальными и экономическими факторами. Матери-одиночки зачастую испытывают значительное эмоциональное и материальное давление, что может приводить к повышенному уровню тревожности и страхов. Социальная поддержка, как один из ключевых факторов, способна существенно снизить негативные психологические последствия, с которыми сталкиваются эти женщины. Изучение данной темы актуально, поскольку позволяет выявить эффективные способы помощи матерям-одиночкам, что способствует улучшению их психоэмоционального состояния и качества жизни.
Влияние социальной поддержки на уровень тревожности и страхов у матерей-одиночек играет большую роль. В статье мы подробно рассмотрим различные аспекты социальной поддержки, включая эмоциональную, информационную и материальную помощь.
Социальная поддержка представляет собой сложный и многогранный феномен, который играет важную роль в жизни индивидов, особенно в условиях стресса и неопределенности. Социальная поддержка определяется как информация, которая позволяет человеку чувствовать себя любимым, ценным и включённым в сеть взаимных обязательств. Этот подход подчёркивает значимость эмоциональных связей и взаимной помощи в человеческих отношениях. Социальная поддержка включает в себя различные виды помощи, такие как эмоциональная, материальная, информационная и практическая поддержка, каждая из которых имеет свою специфику и уникальное значение в жизни человека.
В первую очередь хотелось бы поговорить о эмоциональной помощи. Эмоциональная поддержка играет ключевую роль в жизни матерей-одиночек, помогая им справляться с психологическими вызовами и стрессами. Согласно исследованиям, наличие близких людей, готовых выслушать и оказать моральную поддержку, значительно снижает уровень тревожности. Это связано с тем, что эмоциональная поддержка формирует чувство принадлежности и уверенности в том, что женщина не одинока в своих трудностях. Исследование, проведенное Американской психологической ассоциацией, показало, что у матерей с высоким уровнем социальной поддержки уровень тревожности был на 40 % ниже по сравнению с теми, кто такой поддержки не имел. Это подчёркивает значимость эмоциональной поддержки в обеспечении психологического благополучия матерей-одиночек.
Как мы говорили ранее, есть не только эмоциональная помощь, но и материальная и информационная, данные помощи являются важным аспектом социальной поддержки. Материальная поддержка, включающая финансовую помощь, доступ к ресурсам и услугам, помогает справляться с экономическими трудностями, которые часто сопровождают одиночное воспитание детей. Информационная поддержка, в свою очередь, предоставляет матерям знания и навыки, необходимые для эффективного решения возникающих проблем. Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Актуальные вопросы комплексного сопровождения воспитания, обучения и развития» матери-одиночки, регулярно получающие материальную и информационную поддержку, на 35 % реже испытывают симптомы депрессии. Это свидетельствует о том, что такие виды поддержки способствуют не только улучшению материального положения, но и укреплению психологического состояния [2].
Вышеперечисленные виды помощи помогают решить одну из проблем, такую как снижение тревожности у матерей-одиночек. В 2020 году было проведено исследование, в котором 78 % матерей-одиночек, получающих регулярную эмоциональную и материальную поддержку, отметили снижение уровня тревожности по сравнению с теми, кто не получает такой помощи [2]. Это свидетельствует о том, что наличие социальной поддержки играет важную роль в улучшении психологического состояния матерей, воспитывающих детей в одиночку. Вместе с тем, «матери-одиночки» испытывают воспитательную неуверенность и имеют тенденцию выносить конфликт с другим родителем ребенка в сферу воспитания». Таким образом, поддержка может не только снижать уровень тревожности, но и помогать матерям справляться с воспитательными трудностями и конфликтами.
Стоит более подробно рассмотреть каждый вид помощи при преодолении тревожности у матерей-одиночек, или при снижении уровня тревожности. Эмоциональная поддержка играет ключевую роль в снижении уровня тревожности и страхов у матерей-одиночек. Она включает в себя предоставление утешения, понимания и эмпатии, что помогает справляться с трудностями, возникающими в процессе воспитания детей. Санников (2016) отмечает, что «социальная поддержка играет важную роль в снижении уровня тревожности и страхов у матерей-одиночек, так как наличие эмоциональной, информационной и материальной помощи может значительно улучшить их психологическое состояние». Исследование Американской психологической ассоциации показывает, что наличие хотя бы одного человека, оказывающего эмоциональную поддержку, может снизить уровень тревожности на 40 %. Это подчеркивает важность создания условий, при которых матери-одиночки могут получать такую поддержку от близких, друзей или профессиональных консультантов.
Исследования, проведённые в последние годы, подтверждают это утверждение. Например, согласно исследованию Американской психологической ассоциации, проведённому в 2017 году, 68 % матерей-одиночек, получающих регулярную эмоциональную поддержку, отметили значительное снижение уровня тревожности. Эти данные подчёркивают важность наличия людей, готовых выслушать, поддержать и помочь справиться с эмоциональными трудностями. Дальнейший анализ показывает, что эмоциональная поддержка может быть предоставлена как близкими людьми, так и специалистами, что делает её доступной для большинства матерей-одиночек.
Результаты исследований подтверждают, что эмоциональная поддержка оказывает значительное влияние на психическое здоровье матерей-одиночек. Например, данные, опубликованные в Journal of Family Psychology в 2020 году, показывают, что матери-одиночки с высоким уровнем эмоциональной поддержки имеют на 55 % меньшую вероятность развития тревожных расстройств. Это свидетельствует о том, что эмоциональная поддержка может служить превентивной мерой, помогая избежать серьезных психологических проблем. Тем не менее, важно учитывать и другие факторы, влияющие на благополучие матерей и их детей. Сотникова и коллеги отмечают, что «исследователи выделяют два фактора, влияющих на развитие недоношенных детей. Первый фактор биологический и связан со сроком внутриутробного развития и весом ребенка при рождении. Второй — социальный и относится к раннему взаимоотношению матери и ребенка». Таким образом, эмоциональная поддержка должна рассматриваться как ключевой элемент в стратегии помощи матерям-одиночкам, наряду с учетом биологических и социальных аспектов, влияющих на их детей.
Участие в группах поддержки является одним из таких примеров. Исследование, проведённое Американской психологической ассоциацией в 2018 году, показало, что участие в группах поддержки способствует снижению уровня тревожности на 35 %. Группы предоставляют матерям возможность делиться переживаниями, получать поддержку и советы от других участников, что создаёт ощущение принадлежности и понимания. Это взаимодействие помогает матерям-одиночкам справляться с эмоциональными трудностями и снижать уровень тревожности. Тем не менее, недостаточная эмоциональная поддержка в семье может негативно сказываться на детях. Исследования показывают, что высокие уровни тревожности и агрессивного поведения у детей могут быть связаны с низким уровнем общения с родителями (Цветкова, 2023, с. 99). Таким образом, эффективная эмоциональная поддержка матерей-одиночек не только помогает им самим, но и способствует созданию более благоприятной атмосферы для их детей.
Информация играет ключевую роль в снижении уровня тревожности у матерей-одиночек, предоставляя им необходимые знания и ресурсы для решения повседневных проблем. Доступ к информации о местных услугах, программах поддержки и образовательных возможностях помогает матерям чувствовать себя более уверенно и подготовлено. Например, исследование, проведённое в 2020 году в США, показало, что 72 % матерей-одиночек отметили значительное снижение уровня стресса благодаря доступу к информации о доступных ресурсах. Это подчеркивает важность информационной поддержки как неотъемлемой части социальной помощи, направленной на улучшение качества жизни матерей-одиночек.
Материальная поддержка является одним из ключевых аспектов социальной помощи, направленной на обеспечение стабильности и благополучия матерей-одиночек. Она включает в себя финансовую помощь, субсидии на оплату жилья, доступ к продовольственным программам и другим ресурсам, которые помогают удовлетворять базовые потребности. Такие формы поддержки создают основу для уверенности и стабильности, что особенно важно для матерей, воспитывающих детей в одиночку. Вместе с тем, «психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, одна из наиболее актуальных проблем современного общества, требующая пристального внимания со стороны учреждений образования». Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к поддержке матерей-одиночек, который учитывает не только материальные, но и психологические аспекты, способные существенно влиять на их благополучие и развитие детей.
Исследования показывают, что материальная поддержка существенно влияет на снижение уровня тревожности у матерей-одиночек. Согласно данным отчёта Всемирного банка за 2018 год, программы социальной помощи, такие как субсидии на жильё и продовольственные талоны, помогают одиноким родителям справляться с основными жизненными трудностями. Это способствует уменьшению стресса, связанного с финансовой нестабильностью, и улучшению общего психоэмоционального состояния. Важно учитывать, что «большинство семей матерей-одиночек находится за чертой бедности, что является фактором, затрудняющим их адаптацию к новым условиям жизни» (Мамбетказиев Е.А, 2020, с. 81). Таким образом, комплексная поддержка, включая финансовую помощь, играет ключевую роль в улучшении качества жизни этих семей, что подтверждает необходимость создания эффективных социальных программ.
Нами была разработаны рекомендации по улучшению социальной поддержки матерей-одиночек, где мы подробно описали, на что стоит уделить свое внимание при работе.
Важным аспектом является учет различных типов поддержки, включая эмоциональную, материальную и информационную. Программы должны быть адаптированы к культурным и социальным особенностям региона, а также учитывать возрастные и профессиональные характеристики матерей. Например, включение компонентов психологической поддержки может существенно снизить уровень тревожности, что подтверждается исследованиями, демонстрирующими снижение тревожности на 30 % при участии в таких инициативах.
Реализация социальных программ для матерей-одиночек требует четкого планирования и взаимодействия с различными заинтересованными сторонами. Оценку эффективности программ осуществляется через анализ изменений в благосостоянии участников, уровня их стресса и других показателей. Исследования в области социальной политики подтверждают, что такой подход позволяет объективно оценить результаты и внести необходимые коррективы для повышения эффективности программ. Вместе с тем, «социально-психологическое сопровождение может представлять собой разовые консультации психолога и специалиста по социальной работе, направленные на формирование поддерживающего социального окружения для беременной» (Куликов А. М., Ипполитова М.Ф, 2020).
Одним из главных аспектов также состоит из взаимодействия с государственными и частными организациями. В первую очередь матери-одиночки обращаются к государству в поиске материальной поддержки, что выражается в оформлении разных пособий, по которым они могут пройти. По данным Росстата, в 2020 году в России насчитывалось более 5,5 миллионов матерей-одиночек, что подчеркивает масштаб данной социальной проблемы.
При сотрудничестве государственных и частных организации, можно создать фонд для поддержки матерей-одиночек, где частная организация могла внести свой вклад и сделать инвестицию, государственная могла бы проявить своего рода инвестицию, которая выражалась в информационной помощи и эмоциональной. Создании различных тренингов, где другие матери-одиночки могли поделится своим опытом, которые прошли через всё это и могли бы поделится своим опытом и своими навыками. Также создание различных программ с приглашением гостей, которые могли бы информационно разъяснить матерям-одиночкам их права, на что они могут рассчитывать в виде поддержки от государства на что могут подать документы, куда обратиться.
В данном сотрудничестве, хотелось бы увидеть и образовательные организации такие как дошкольное образование и общеобразовательное, которые более подробно могли бы прояснить для матерей-одиночек, какую образовательную программу они могут выбрать и дополнительные кружки для детей.
Практическая значимость заключается в возможности разработки и внедрения программ социальной поддержки, направленных на снижение уровня тревожности и страхов у матерей-одиночек. Рекомендации включают создание эффективных социальных программ, таких как группы поддержки и образовательные тренинги, а также активное взаимодействие с государственными и частными организациями для обеспечения комплексной помощи. Особое внимание следует уделить информированию общества о проблемах матерей-одиночек, что может способствовать повышению уровня социальной интеграции и понимания. Реализация данных рекомендаций может значительно улучшить качество жизни матерей-одиночек и их детей.
Литература:
- Мамбетказиев, А. Е. Еркін Университетінің Хабаршысы. Ғылым журналы. 1 шығарылым: педагогика және психология. / Мамбетказиев, А. Е. — 1. — Қазақстан-Американдық: Өскемен, 2020. — 142 c.
- https://vgapkro.ru/wp-content/uploads/2024/08/konferencziya_ped-psihologov2024.pdf
- Киселев, А. Ф. Политическая история русской эмиграции, 1920–1940 гг.: документы и материалы: учеб. пособие для вузов / Киселев А. Ф. [и др.]. — М.: Владос, 1999. — 776 с.
- Кудинова, О.А., Содержательный анализ представлений о развитии обучающегося в современных психолого-педагогических концепциях / Кудинова, О.А., Вестник Калужского университета. — 2021. — Т. 4. — Вып. 3. — С. 4.
- Куликова, А.М., Ипполитовой, М. Ф. Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодежи / под ред. Куликова, А.М., Ипполитовой, М.Ф. — Санкт-Петербург: [б. и.], 2020. — 260 с., вклейка — 8 с.
- Михайленко О. И., Лесев В. Н. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере Кабардино-Балкарского государственного университета) /Михайленко О. И., Лесев В. Н./ Педагогический журнал. — 2021. — Т. 11. — № 6А. — С. 33–41.
- Санников, А. Л. Общественное здравоохранение: традиции, инновации, перспективы: сборник научных трудов / отв. редактор А. Л. Санников. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. — 306 с.