Данная статья посвящена анализу прокурорского надзора в сфере миграции, который играет ключевую роль в обеспечении законности и защите прав граждан. В условиях увеличения миграционных потоков важность надзора за соблюдением миграционного законодательства возрастает. В статье рассматриваются основные полномочия прокуратуры в этой области, анализируется действующее законодательство в сфере регулирования рассматриваемого вопроса. Выявлены ключевые проблемы прокурорского надзора в данной сфере, которые снижают его эффективность.
Ключевые слова: прокурорский надзор, миграция, правонарушения, законность, миграционный поток, нелегальная миграция.
В условиях глобализации современного общества активизируются и миграционные процессы, что ставит перед государственными органами задачу обращать особое внимание на принятие мер по обеспечению законности и сохранению правопорядка в рассматриваемой сфере. Прокуратура, как основной надзорный орган, играет важнейшую роль в проведении проверочных мероприятий по соблюдению и исполнению миграционного законодательства. Однако эффективность прокурорского надзора в сфере миграции сталкивается с рядом существенных проблем, которые требуют тщательного анализа и поиска решений.
В целом следует отметить, что на сегодняшний день одним из наиболее явных проблем в миграционной сфере является большое количество нелегальных мигрантов, проживающих в России. Так, каждый год в Российской Федерации, по различным источникам, от 3 до 5 млн иностранных граждан занимаются нелегальной трудовой деятельностью [1].
Приказом Генерального прокурора от 12 апреля 2024 № 273 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере миграции» достаточно подробно и ясно освещены основные аспекты деятельности органов прокуратуры в данной сфере, суть которых сводится к тому, что прокурорам необходимо:
— осуществлять надзор за правомерностью действий миграционных служб и других государственных органов, к компетенции которых относятся вопросы миграции, что включает в себя проведение проверок по соблюдению прав участников миграционных отношений — граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, их защиты от преступных посягательств;
— принимать меры по обнаружению и предупреждению возможных нарушений прав человека в процессе миграционного контроля, включая случаи дискриминации, принуждение к труду, а также нарушению прав беженцев;
— обеспечивать участие в судебных разбирательствах, где прокурор может выступать в суде в качестве стороны по защите законных интересов граждан, а также в качестве представителя государства в делах о незаконной миграции [2].
Вместе с тем, анализ действующего законодательства по вопросам осуществления полномочий органами прокуратуры в сфере миграции приводит к выводу о том, что существующие положения нормативных актов недостаточно регулируют рассматриваемую сферу отношений с участием надзорного органа.
Недостаточная конкретизация обязанностей и полномочий различных государственных органов в сфере миграции, а также непосредственно прокуроров приводит к неполноте, неэффективности контроля миграционного потока в России, и как следствие, несвоевременному выявлению и предупреждению случаев нарушений законов в данной сфере.
В Федеральном законе от 17 января 1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» отсутствуют положения, которые характеризуют особенности полномочий прокурора в сфере миграции [3]. На наш взгляд, данное направление требует особого внимания со стороны государства ввиду участившихся случаев незаконной миграции, росту преступлений среди мигрантов на территории России, а также нарушению прав российских граждан.
Так, согласно статистическим данным Следственного комитета Российской Федерации, лица, находящиеся незаконно на территории России, за восемь месяцев 2024 года совершили более 26 тыс. преступлений [4]. Например, самым обсуждаемым на сегодня является скандал, где в подмосковных Мытищах власти города решили подарить многодетной семье из Таджикистана квартиру за 24 млн рублей [5]. В ходе проверочных мероприятий, проведённых Следственным комитетом было выявлено, что семья предоставила недостоверные сведения касаемо своего имущественного и материального положения, а власти должным образом не провели соответствующую проверку перед принятием решения о выдаче такого дорогостоящего «подарка», в связи с чем был возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Определенно ясно, что данный случай не остался без внимания и все же проверка проведена, однако стоит вопрос, по каким причинам такое допустили уполномоченные органы, и почему своевременно не подключились органы прокуратуры.
Из вышеуказанной проблемы также вытекает, как следствие, недоработка механизмов взаимодействия органов прокуратуры с государственными органами, в том числе миграционными службами. Практика показывает, что во многих регионах прокурорские проверки проводятся не регулярно и в основном по заданиям вышестоящих прокуроров. В результате правонарушения своевременно не выявляются, не устраняются, а нарушенные права не восстанавливаются, либо восстанавливаются с большим опозданием [6]. Так, например, Энгельсский районный суд Саратовской области удовлетворил исковое заявление заместителя прокурора г. Энгельса о признании незаконными действий УФМС России по Саратовской области и отдела УФМС России по Саратовской области в г. Энгельсе по неосуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, регистрации по месту жительства иностранных граждан в количестве 18 человек. Однако апелляционным определением Саратовского областного суда данное решение было отменено, поскольку на момент предъявления прокурором искового заявления в районный суд иностранные граждане были сняты с миграционного учета [7].
Несвоевременные меры прокурорского реагирования значительно препятствуют восстановлению нарушенных государственных и общественных интересов. В конкретном случае, требования прокурора были признаны как незаконными, так и необоснованными, что негативно сказывается на эффективности всей системы деятельности органов прокуратуры. Это также подчеркивает необходимость более оперативного и тщательного анализа ситуаций, требующих вмешательства прокуратуры, чтобы обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан.
Для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации, а также для защиты законных интересов и прав субъектов миграционных правовых отношений, видится необходимым принять меры по совершенствованию действующего законодательства в части полномочий прокуроров в данной сфере. Так, предлагается закрепить в Федеральном законе «О прокуратуре» миграционные отношения, как одно из направлений деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, а также установление пределов их полномочий.
Кроме того, следует улучшить информационно-аналитическое и методическое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках этого вида прокурорского надзора. Одним из ключевых направлений развития информационного обеспечения в данной сфере является расширение и углубление сотрудничества прокуроров с государственными органами и общественными организациями, которые занимаются противодействием незаконной миграции.
Такое взаимодействие позволит создать более полное представление о ситуации в области миграции, выявлять и анализировать практику, связанную с нарушениями законодательства, а также оперативно реагировать на возникающие проблемы. Обмен информацией не только повысит степень правоприменения, но и обеспечит более активное участие гражданского общества в вопросах миграционной политики.
Дополнительно следует рассмотреть возможность создания специализированных рабочих групп, включающих представителей прокуратуры, МВД и научного сообщества, которые смогут разрабатывать рекомендации и методические пособия для улучшения прокурорского надзора в сфере миграции, а также проведению контрольных и надзорных мероприятий по данному направлению.
В результате, принятие указанных мер будет способствовать повышению уровня законности и правопорядка в области миграционных правовых отношений.
Литература:
- Максимова Е. В. Прокурорский надзор в сфере миграционного законодательства / Е. В. Максимова // Молодой ученый. 2020. N 19 (309). С. 328–330.
- Приказ Генпрокуратуры России от 12 апреля 2024 № 273 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере миграции» // Законность. — № 6. — 2024.
- Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2024. — № 41. — Ст. 6059.
- СКР: в 2024 году преступность среди нелегальных мигрантов выросла почти втрое. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7197764 (дата обращения: 01.05.2025).
- Система выдачи квартир мигрантам требует внимания Генпрокуратуры России. URL: https://infopro54.ru/news/sistema-vydachi-kvartir-migrantam-trebuet-vnimaniya-genprokuratury-rossii/ (дата обращения: 01.05.2025).
- Паламарчук А. Задачи прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства // Законность. 2014. № 1. С. 9–13.
- Апелляционное определение Саратовского областного суда от 25.09.2014 по делу № 33–5180. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOKI&n= 280261#07716064679241177 (дата обращения: 01.05.2025).